Назад к списку

Журнал SoundOnSOund. Российская поп/рок группа БРУКС. Рубрика "СПАСЕНИЕ МИКСОВ". Май 2015. Часть 1. 

Когда проект вынуждает вас выйти из зоны комфорта,важно знать, что вы можете доверять тому, что слышите. 

 В этой колонке журнала я часто затрагиваю вопросы, касающиеся тонкой настройки разного студийного оборудования для сведения. Но сегодня я хотел бы поговорить о другом. Статья посвящена рассказу о сложных условиях, в которых мне пришлось не так давно микшировать трек, и о решении связанных с ними проблем.


 Каждый год студенческий отдел AES (Audio Engineering Society) организовывает Центральный Европейский Студенческий Саммит, последний из которых проходил в сентябре в Московской Академии музыки им. Гнесиных. Частью трехдневных семинаров и мастер-классов были запись и сведение песни «Как твои дела, Вова?» талантливой российской поп-рок группы БРУКС. Весь процесс проходил на глазах у более чем 80 студентов-звукорежиссеров. Ведущим семинара был известный продюсер и звукорежиссер Хэйдн Бендалл (Haydn Bendall), я был приглашен в качестве помощника. Идея заключалась в том, чтобы мы, в начале, поработали вместе во время записи, а затем разделились, перейдя в разные помещения, дав прекрасную возможность студентам параллельно наблюдать два разных подхода к сведению. 

В треке звучали барабанная установка, бас-гитара, две электрогитары, две партии клавишных, ведущий вокал и партии бэк-вокала. Трек имел все предпосылки для достаточно простого сведения: хорошо сыгранная группа, четкая аранжировка, запись вдохновленного живого исполнения целиком всей группы с небольшой перезаписью дополнительных партий наложением, огромное количество микрофонов Neumann, любезно предоставленных спонсорами, а также технические навыки человека, долгое время являвшегося главным звукорежиссером на студии Abbey Road! Сложность заключалась в том, что нас специально оставили в неведении касаемо оборудования и акустических условий, в которых предстояло работать, чтобы студенты могли наблюдать за процессом принятия решений. Такое ограничение потребовало поиска дополнительных, «обходных» путей для решения проблемы мониторинга. 

Одно условие все же работало в нашу пользу – ограничение по времени. По расписанию у нас было всего шесть часов, чтобы установить оборудование и полностью записать песню с нуля. Поэтому Хэйдн сознательно выбирал довольно «безопасные» микрофонные техники. По этой же причине мы не стали применять обработку во время записи. Мы старались добиться хорошего акустического звучания каждого инструмента в отдельности во время совместного исполнения, а также надеялись, что высококачественные микрофоны точно передадут звучание, каким оно было на самом деле. Работая вслепую с незнакомыми мониторами в незнакомом помещении, последним делом будет начать крутить ручки! 

В процессе сведения, чтобы компенсировать проблему мониторинга, я решил воспользоваться необходимым приемом, заключающимся в использовании контрольной точки отсчета (эталона) для моей последующей обработки. Я сделал это частично, не только потому, что знал, что тембры и музыкальный баланс, зачастую искусственные во многих коммерческих записях, но также, потому что понимал, что ощущение тембра может легко изменяться в течение записи. Ухо очень быстро адаптируется к тембральному балансу, поэтому можно очень легко решить, что трек звучит хорошо, тогда как на самом деле это не так. К счастью, спонсоры саммита обеспечили нас прекрасными мониторами Neumann KH310D, и я предусмотрительно прослушал через них несколько эталонных CD дисков до начала сессии записи, пытаясь «откалибровать» свои уши. Конечно, мы могли бы повысить шансы получения хорошего результата, если бы делали постоянные перерывы, чтобы послушать другую музыку. Но в данном случае мы не стали этого делать и решили уделить больше времени для записи, пока музыканты были полны сил играть. Можно исправить хороший дубль эквализацией, но никакая обработка не спасет от скучного исполнения! 

Исходный баланс 

Прежде всего, я решил выстроить предварительный баланс трека в проекте программы Reaper, обратившись к кульминационной части песни – заключительному припеву. В основном я поработал над установкой уровней и панорамы, но также принял некоторые меры, по компенсации недостатков мониторинга. Контрольная комната была не заглушенной в отличие от моей студии, поэтому я специально установил мониторы ближе, что дало возможность слушать трек, увеличив на том месте, где я сидел, отношение прямого и отраженного звука. 

Помещение прямоугольной формы, не имеющее достаточной низкочастотной акустической обработки, стало огромным препятствием. Вследствие неконтролируемых комнатных мод низкочастотный ответ сильно менялся в разных точках по всей комнате. В частности, на моем рабочем месте низкие частоты при прослушивании в стерео были слишком «горячими». Я решал эту проблему частым переключением на прослушивание в моно через монитор Avantone Mixcube, которые я специально попросил для сессии записи. Этот монитор полезный точечный источник звука. Он не воспроизводит очень низкие частоты, и поэтому очень мало взаимодействует с резонансами помещения. Таким образом, при прослушивании трека через этот монитор я получил более верное впечатление об основном балансе. Во время использования мониторов ближнего поля, я также сравнивал свои впечатления о звучании в разных местах комнаты, внимательно прослушивая разделы со спорными уровнями громкости бас-бочки и баса. 

В дополнение я решил поэкспериментировать с переключением фазы каналов. Появление гребенчатой фильтрации между каналами было неизбежно, поскольку проникновение между микрофонами было достаточно большим. Поэтому здесь моей целью было достижение лучшего субъективного фазового соотношения, которое я мог создать. По той же причине, я проверил фазу между левым и правым каналами всех стереофонических сигналов, а также соотношение фазы линейного сигнала бас-гитары и микрофонного сигнала с комбика. В заключении, я применил небольшую компрессию на общей шине барабанов и сделал предварительную обработку на вокале: фильтр высоких частот с частотой среза 110 Гц, компрессор The Rocket от Stillwell Audio с отношением 4:1, быстрой атакой и эвалайзером через сайд-чейн, настроенный на 11 кГц, чтобы решить проблему сибилянтов. 

Момент истины 

Пришло время сравнить предварительное сведение с коммерческими треками. Поскольку Хэйдн и я приступили к записи, не имея достаточного представления о музыке группы и не получили эталонных треков, то в моем случае я выбрал три трека из собственной коллекции, чтобы получить некоторые ориентиры: «Harder To Breathe» Maroon Five, «Fistful Of Steel» Rage Against The Machine и «Roll Up And Shine» Stereophonics.С точки зрения состава инструментов и жанра музыки ни один из этих треков невозможно было напрямую сравнить с песней БРУКС. Главная задача такого сравнения – это не снятие полной фотокопии, а просто хорошая возможность избежать «неподходящего» звучания вашего трека среди миксов с похожим музыкальным материалом. Кроме того, мой опыт работы с проектами домашних студий говорил о том, что наличие похожих треков чаще исключение, чем правило. Обычно от музыкантов можно услышать что-то типа: «Мы хотим запись в стиле 60х с современным электро-поп уклоном. Наш сопрано вокалист любит Тома Уэйтса, а гитаристу нужен звук близкий к духовым инструментам». В таком случае, вы должны быть готовым направить ваше сведение в нужную сторону без внешнего ориентира, лучшие помощники в этом деле – эталонные треки в близких жанрах, с которыми вы хорошо знакомы. В этой связи, вышеупомянутая тройка миксов отвечала всем требованиям. Я использовал их как эталоны много лет и сравнивал с сотнями миксов на самой разной аппаратуре. 

Я импортировал мой предварительный микс в новый проект с эталонными записями на разные дорожки и использовал фэйдеры для того, чтобы выровнять уровни громкости треков до и после мастеринга. Без компенсации громкости попытка сравнивать различные миксы не имеет смысла, в противном случае вы всегда предпочтете более громкий трек, даже если он звучит хуже. 

Горький опыт научил меня тому, что можно очень легко сделать не правильные выводы в вопросе звучания трека, когда слушаешь его вне контекста, поэтому я всегда подхожу к первой сессии сравнения с определенным трепетом. Первое, что я поставил под вопрос – общий тембральный баланс, который был немного «размытым», поэтому сразу занялся решением этой проблемы при помощи эквализации, прежде чем перешел к конкретному сравнению. Я больше всего беспокоился за область частот от 200 до 500 Гц, которая была громче, чем в любом другом эталонном треке, поэтому я понизил ее примерно на 4 дБ. Также я почувствовал, что не хватает низких частот, возможно из-за того, что в том месте, где я сидел уровень баса был громче, чем на самом деле. Поэтому я усилил низкие частоты шельф-фильтром примерно на 3 дБ от 90 Гц. В заключении, я добавил «воздуха», подняв уровень частот от 18 кГц на 4 дБ шельф-фильтром – не потому что наша запись была тусклой, а поскольку современные коммерческие треки обычно имеют преувеличенный частотный диапазон в этой области. 

Недостатки 

Истинные недостатки первоначального баланса теперь стали более заметными: 

1. Бас-бочка звучала слишком округло и пространно. 

2. Было недостаточно громкости бас-бочки и бас-гитары, вместе с этим они немного не сходились по балансу между собой. 

3. Хай-хет звучал слишком громко, сильно маскируя партию вокала. 

4. Я панорамировал гитары довольно консервативно, поэтому общий микс звучал узко. 

5. Гитары и клавишные нужно было сделать громче, чище и тембрально более определенными. 

6. Вокалу нужно было добавить больше средних частот, уменьшить эффект близости и маскировку на частотах верхней середины. 

7. Несмотря на работу эквалайзера, оставалось общее впечатление мутности. 

Этот список может показаться довольно простым, но я хотел бы подчеркнуть что, ни один из этих пунктов не был следствием поспешных выводов, и мне потребовалось, по меньшей мере, 20 минут, чтобы обосновать каждый из них в обсуждении со студентами. Я много экспериментировал с плагином ReaEQ, а также часто обращался к фэйдерам эталонных треков, чтобы отрегулировать громкость, которая зависела от того на каком элементе трека мы концентрировали внимание (например, на оценке субъективного уровня вокала). Также я использовал спектроанализатор и стереогониометр, чтобы подтвердить то, что мы слушали, учитывая, что звучание низкочастотной области трека и стереофония были поставлены под сомнение из-за акустики контрольной комнаты, а также я продолжал переключаться между двумя системами мониторов. В процессе сравнения, стало ясно, что эталонный трек Rage Against The Machine был не тем, к чему стремились БРУКС, поэтому мы отодвинули его на второй план. В случае с другими треками мы долго рассуждали, какой из двух оставшихся более актуален для наших целей. Оба трека, например, имели очень разное звучание бас-бочки, и поэтому мы должны были решить насколько близко мы должны приблизиться к выбранному эталону или наоборот работать самостоятельно. Набросав список, я вернулся к проекту сведения. Сначала я перенес настройки EQ из референсного проекта на мастер-шину. Я понизил частоту шельф-фильтра до 87 Гц, вместо этого применил индивидуальное усиление бочки и баса, а также скомпрессировал оба инструмента, чтобы укрепить их баланс между собой. Обработка транзиентов добавила больше атаки бас-бочке, а установка фильтров высоких частот на других треках (особенно на микрофонах overhead и комнаты) помогла уплотнить звучание барабанов и уменьшить «грязь». Гейт на одном из ближних микрофонов барабанов позволил контролировать звучание хай-хета, в то время как установка высокочастотных обрезных фильтров на дорожки барабанов, гитар и клавишных позволила мне добавить четкости вокалу. 

Добавление тембрального характера гитарам было вопросом аккуратной работы с эмуляциями аналоговых эквалайзеров в духе «попробуй – и увидишь». Учитывая, что клавишные играли второстепенную роль в аранжировке, я принял решение поместить их «вокруг» гитар, чтобы общая фактура микса не чувствовалась пустой, когда клавишные не играют. Я временно отдалил партии клавишных по глубине в звуковой картине, а затем сбалансировал их, удалив ненужные спектральные составляющие эквалайзером. Я часто пользуюсь таким способом. В заключении, я сделал несколько панорамных корректировок и применил M/S расширитель на треке акустического фортепиано, записанного наложением, чтобы расширить стереобазу. 

 Продолжение следует... 

Ваша корзина пуста