Назад к списку

ЖИВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: КАК ПОЛУЧИТЬ ОТЛИЧНУЮ ЗАПИСЬ!!! Часть 2. 

Прямой сигнал vs Сигнал в разрыв 

 Если вы можете брать взять сигнал непосредственно из выходов (direct outs), я бы настоятельно порекомендовал вам это сделать. Всё, что вам нужно, это пространство для установки оборудования, система многоканальной записи (микрофонные предусилители не требуются!), подключение прямых выходов к вашей системе и мониторинг. Если консоль была модифицирована, то "директы" будут изменены посредством: pre-insert, pre-EQ и pre-fader, так что ваша запись не будет "окрашена" обработками или регулированием уровней, сделанными FOH инженером. 


 Существует риск того, что инженер FOH может изменить уровень входного сигнала канала, но если это случится, они, как правило, понижают уровень усиления (чтобы компенсировать ту ситуацию, когда музыканты, расстроенные отсутствием их "я" в общем миксе, поднимают уровень на своих усилителях), так что вы пока можете ограничиться относительно тихим сигналом и тем самым избежать проблем с клипированием. Любые изменения в усилении появятся в вашей записи, так что вам позже понадобится это компенсировать автоматизацией. Также вы должны напомнить FOH парню, что ваша работа зависит от уровня усиления, которое, по возможности, должно быть фиксированным.Если нет никаких "директов" или они вам недоступны, то вы должны иметь подходящий мультикор, чтобы получить сигнал от входных точек, или вам понадобится микрофонный сплиттер, так что FOH микрофонный сигнал может быть разделён между вами и пультом - если, конечно, вы имеете такую роскошь установить свои собственные микрофоны для всего. 

 Я бы избежал получения сигнала в разрыв отчасти потому, что не во всех консолях они ведут себя таким же образом (вам, возможно, понадобится специальный мультикор, чтобы "отпаять" посылаемый сигнал в обход выходного канала в группу или шину основного микса), и отчасти потому, что некоторые из таких сигналов, вероятно, будут необходимы для FOH звука - особенно для обработки таких звуков, как вокал, малый и большой барабан, бас, и это именно те элементы, которые необходимо записать как можно чище. Некоторые продвинутые аппаратные рекордеры, как, например, JoeCo Black Box Recorder, могут быть подключены прямо в точку разрыва, чтобы вы получили "чистое сырьё", не затрагивая процессов FOH разрывов, но такие устройства стоят недёшево. 

 Представление о разветвлителях/сплиттерах

 Микрофонные сплиттеры принимают сигнал непосредственно с микрофонного кабеля и обеспечивают два выхода, часто используясь как канал для записи или мониторинг на сцене, тогда как "основной" сигнал посылается на FOH консоль напрямую. Если на площадке уже есть сплиттеры - это отлично! Если нет, и вы планируете произвести больше местных записей, то стоит сделать инвестиции в некоторые из них. Большинство из них пассивные, изолированные от преобразователя типы (passive transformer-isolated types) (см.ниже), но если вы уже использовали все надлежащие сплиттеры, можно выйти из этой ситуации с помощью простого "параллельного разделения", которое вам удастся легко и дёшево, если вы дружите с паяльником. Убедитесь, что вы подали фантомное питание только на один из предусилителей. Вы будете чаще в выигрыше, если отправите от обоих, но тогда вы позволяете себе подвергаться ненужному риску (это может не понравиться микрофону, или неисправность кабеля может привести в нерабочее состояние другой путь прохождения сигнала - это наверняка сделает вас не очень популярным). 

 Изолированный от преобразователя микрофонный сплиттер - гораздо лучший вариант, и они не слишком дорогие, тем более, если вы делаете много записей. Например, вы можете приобрести восьмиканальный сплиттер ART за 200£. Преобразователь используется, чтобы "выделить" чистый, гальваническим образом изолированный сигнал от линии, проходящей непосредственно между микрофоном и предусилителем пульта FOH. Как нет никакого электрического соединения (сигнал передан магнитным способом) так и не будет между этими двумя схемами никакой общей земли. Практическое преимущество этого заключается в том, что, если возникнут проблемы с вашим оборудованием (плохое заземление, неисправные кабели и тд.), вы не вызовите проблем со звуком front-of-house. FOH ребята, вероятно, охотней позволят вам подать их микрофоны через ваш изолированный от преобразователя разветвлитель, чем через кучу параллельных сплиттеров. 

 Основной недостаток использования разветвлителей вместо прямого сигнала из пульта заключается в том, что вам потребуется достаточное количество микрофонных предусилителей, которые стоят денег, и к тому же это значит, что вам придётся ещё больше таскать с собой. Положительная сторона - вы выбираете свои собственные предусилители, которые могут оказаться лучше, чем на потрёпанном старом микшере. 

 Больше микрофонов? 

Пространство на сцене - в приоритете, поэтому, скорее всего, у вас не получится поставить на неё дополнительные микрофоны или стойки. 

 Хорошо использовать FOH микрофоны там, где это возможно по уже описанным мной причинам, но неизбежно могут возникнуть случаи, когда определённый микрофон не подходит, или когда FOH инженеру не нужно что-то подзвучить из того, что было бы очень важно для вашей записи. Кроме того, зачастую FOH микрофоны расположены ближе к источнику звука, чем вам бы этого хотелось, так как это помогает с разделением, следовательно, вам вряд ли удастся получить идеальный звук. Последний сценарий не вызовет проблем, разве что нельзя будет улучшить атмосферу и немного EQ на этапе мастеринга, но иногда вам понадобится использовать свои собственные микрофоны. 

 Если не используются барабанные оверхеды из-за того, что тарелки звучат достаточно громко в помещении, например, вы можете поставить стереопару, идущую прямо от вашего рекордера. Если вы не опытный человек в плане минимальной подзвучки барабанов - это может показаться сложным для получения хорошего баланса, вы должны быть хотя бы начитаны о подходящих расположениях одного, двух или трёх микрофонов для записи барабанной установки. Также я бы предложил вам принести твои собственные микрофонные стойки (обязательно пометьте их как ваши!), поскольку иначе вам придётся иметь дело с "обвисшим" остатком из-за того, что лучшие стойки уже будут использованы для других дел! 

 Вероятно, вы когда-нибудь видели на сцене 2 микрофона, "склеенных" на одной стойке, один из которых получает питание от записывающего устройства, а другой - от FOH микшера. Я бы предупредил вас кое о чём: некоторые певцы будут сопротивляться искушению снять один микрофон со стойки (что невозможно с таким видом установки); это выглядит уродливо; и вы можете столкнуться с проблемой, когда публика может задеть микрофоны. Более того, если вы думаете, что в вашем арсенале есть микрофон получше, или более подходящий для данной задачи, чем у вокалиста или FOH инженера, то почему бы не предложить им использовать его и ваш канал от этого микрофона? Некоторые окажутся сговорчивыми, а некоторые - нет, но последнее слово за ними. 

 Подумайте, как бы вы записали окружающий звук этого вечера, в том числе атмосферу толпы, так как это может быть чрезвычайно полезно на этапе мастеринга.Только не подумайте, что речь лишь о ближних сценических микрофонах. Рассмотрим раздельные или совмещённые стереопары, нацеленные на запись атмосферы площадки или об установке специальных микрофонов в месте публики, так что вы можете вырезать, вставить, наложить друг на друга аплодисменты, когда вы пытаетесь увеличить звук концерта или замаскировать нежелательные звуки. Я хотел бы предложить размещение микрофонов подобное тому, какое я обсудил, говоря ранее о стереозаписи. Ненаправленный микрофон - хороший выбор для записи публики, учитывая их естественное звучание. 

 Отличная идея иметь в вашей сумке запасных "рабочих лошадок" - микрофоны. Стереопара ненаправленных или конденсаторных кардиоидных с небольшой диафрагмой всегда пригодится, и добавьте к ним один-два динамических микрофона (в случае, если FOH инженер решит, что басовые или гитарные усилители не нуждаются в микрофонах), так что это тот минимум, который я захотел бы взять с собой в качестве страховки. Стоит иметь и парочку запасных кабелей, и не забывайте: если вы хотите разместить свои микрофоны на сцене, то это может потребовать от вас иметь собственный мультикор - ещё одна причина придерживаться FOH микрофонов, где это возможно! Запасной директ-бокс может также пригодиться, так как DI - очень надёжный способ записи бас-гитары в этой среде, а FOH звук может полагаться исключительно на усилители. Выделенные аппаратные устройства записи обычно надёжнее, чем ноутбук и аудиоинтерфейс. Alesis HD24 может питаться от прямых выходов микшера или от ваших микрофонных предусилителей, в то же время превосходный JoeCo Black Box Recorder (см.ниже) может питаться от точек разрыва микшера. 

 Компьютер или рекордер? 

После того, как вы узнали, с какими сигналами имеете дело, вы можете решить, какой тип записывающей системы необходим. Мой первый совет - сохранить ваше устройство компактным и простым. В идеале - это взять ноутбук, аудио интерфейс и модули расширения ADAT на тот случай, если вам потребуется больше входов, но это будет хрупкая и громоздкая система с большим количеством кабелей. Если кто-то случайно (или намеренно!) выдернет firewire, USB или ADAT кабели, то ваша запись станет "проигранным делом". Кроме того, есть известный факт - да, даже Mac может отказать, и перезагрузка займёт мучительно долгое время. Наконец, все эти устройства, кабели, контуры заземления вскоре поднимут свои уродливые, гудящие головы. Это обычно легко устранить, включив ноутбук от его аккумуляторных батарей, но если вы покажете мне такой ноутбук, который благополучно сделает многодорожечную запись в течение двух часов без питания от сети, тогда я покажу вам настоящего единорога... 

 Специальные/выделенные аппаратные рекордеры были бы моим первоначальным выбором насколько это возможно, например 24-дорожечный Alesis HD24 (или ещё лучше - HD24XR) и Fostex D2424LV MkII - они возглавляют мой список в том случае, если мне потребуется больше I/O (Inputs и Outputs). Эти устройства стоят немало, но, как я уже говорил, иногда действительно стоит произвести некоторые инвестиции на тот случай, если вы планируете делать много записей. Кроме того, примите во внимание: как только вы добавите мультикор хорошего качества, несколько микрофонных предусилителей и дополнительные микрофоны, вы выкладываете несколько тысяч фунтов! В таком контексте рекордер JoeCo Black Box, о котором я упоминал ранее, выглядит наиболее разумным. Для простых, небольших концертов с меньшим количеством треков можно обойтись Zoom R16, который предлагает запись до 8ми дорожек, и этого должно хватить...но я не могу вспомнить, когда в последний раз мне приходилось записывать рок-концерт меньше чем на 12 микрофонов... 

 Если вы планируете использование компьютера, то продумайте размещение всего вашего оборудования на небольшой стойке. Так намного проще собрать устройства в одном месте, настроить, и это обеспечит вам помощь в устранении лишних кабелей. Вы даже можете разместить свой ноутбук наверху (закрепив его противоскользящим ковриком или липучкой!). По крайней мере, так вы найдёте временный способ защитить какой-нибудь выбившийся из общей кучи Firewire и USB кабель, даже если они были закреплены. Я также пожелал бы использовать DAW, такие как Reaper или Logic, не требующие электронного ключа, даже если позже мне пришлось бы делать микс в другом DAW. Последний совет заключается в создании шаблона проекта, который минимизирует суету во время самой записи. Подпишите дорожки основных инструментов, а также назначьте входы от вашего интерфейса. Стоит также сгруппировать нужные инструменты для того, чтобы вы могли легко ими управлять: включить запись или мониторинг в один клик. Возможно, вам потребуется произвести некоторые изменения (например, если вы подключите вокальный кабель в канал для гитары, что легко сделать со временем), но так или иначе это облегчает процесс. Короче говоря, делайте всё возможное, чтобы получить максимально качественный звук на этапе записи. 

 Запись и мониторинг 

 Настроив оборудование, ваша задача - получить все сигналы на диск на здоровом уровне и избегать клипирования. После того, как вы нажали "запись", не стоит сильно вмешиваться в процесс: просто занимайтесь поиском проблем и устранением их по мере необходимости. Если это не так важно - не поддавайтесь соблазну изменить уровень во время песни. Одна вещь, которую стоит сделать, чтобы избежать клипирования - это оставить достаточный запас для вокала, так как громкие согласные обычно могут быть удалены в post-production, но только если они не были с "клипом". Это поможет вам, если иметь хорошие, чёткие индикаторы уровней, хотя мониторинг среды, в лучше случае, будет труден. Еще одна вещь, которая мне нравится в компьютерном оборудовании - это то, что индикаторы уровней могут быть на экране крупными, чёткими, с возможностью прокрутки и настройки. Настройки для вашего мониторинга могут варьироваться в зависимости от места проведения концерта, но варианты всегда будут ограничены. Если вам повезёт, то сможете запустить вашу систему где-нибудь в потаённой маленькой комнатке, даже установить там пару колонок, но это редкая ситуация в моём опыте. Скорее всего, местом, доступным вам для нахождения на площадке, будет область FOH пульта. Приличный набор наушников закрытого типа с хорошей изоляцией здесь важен, потому что без изоляции, в лучше случае, вы получите загрязнённый звук помещения, который нельзя будет достойным образом контролировать; а в худшем - вам захочется поднять уровни так, что это может вызвать повреждения слуха! 

 Что касается дизайна самих наушников, то Sony MD7509HD или MD7520 будут более предпочтительней, чем небольшие наушники, модели Sennheiser HD251 II. Они звучат хорошо, но не предполагают достаточной изоляции. Мониторинг с помощью наушников может быть вариантом, если вам нравится их использовать, но это не то, с чем я мог хорошо сладить.Не используйте наушники открытого типа, такие как Sennheiser HD650. Хотя особенности такой конструкции предполагают наиболее "честный звук", сигнал будет заглушен звуками помещения. 

 Время проверки 

Во время саундчека группы вы должны быть готовы проверить и установить нужные уровни для записи, так что вам придётся учесть некоторую подстройку перед этим. Во время первого перерыва узнайте, когда звукорежиссёр FOH начнёт настраивать оборудование и появитесь в это время. Обеспечьте всё электричеством, загрузите шаблон проекта, протестируйте работу вашего оборудования (вы должны были сделать это накануне ночью, но лучше проверить это заново!), "царапните" по микрофонам и убедитесь, что сигнал поступает. Они должны быть протестированы и на основе FOH звука, должен работать микрофон каждого инструмента, так что удостоверьтесь, что вы там и получаете достойный сигнал. 

 В идеальном мире каждая группа получает время для саундчека, но зачастую это не так: я присутствовал на саундчеках, где всё время было потрачено на хэдлайнеров, и инженер, обернувшись, говорил остальным: "извините, на другие группы больше нет времени...будем использовать основные настройки мониторов". Так что не рассчитывайте, что "вашей" группе удастся провести саундчек. Скорее всего, инженер FOH оставит одни и те же микрофоны и директ-боксы для каждого выступления, поэтому воспользуйтесь первой же возможностью, чтобы проверить сигналы и установить примерные уровни. Таким образом, когда ваша группа выйдет на сцену, вы будете готовы подстроить уровни, которые нуждаются в подстройке, вместо того, чтобы тратить своё время на решение этой проблемы. Наконец, не тратьте своё время на применение компрессора, эквалайзера и тд. Просто сосредоточьтесь на получении чистого, адекватного сигнала на каждом канале. Вы можете выровнять баланс позже, и в любом случае, вы обнаружите, что однажды звук изменился, как только танцпол наполнился потными телами. 

Ваша корзина пуста