Назад к списку

Запись женского вокала. Часть 2. Процесс записи.

Автор: Любовь Золотова.

Мониторинг при записи 

Хороший, тщательно отстроенный мониторныймикс – непременное условие качественного испол-нения. Мониторинг может осуществляться двумяосновными способами: через наушники и черезгромкоговорители. В отличие от звукорежиссеров,использующих наушники открытого типа, при за-писи в тонстудии лучше использовать наушникизакрытого типа, чтобы избежать сильного проник-новения фонограммы в микрофон. Главное, чтобынаушники были качественными и максимальнополно воспроизводили весь спектр частот голоса.Комфортный звук аккомпанемента включает в се-бя не только приемлемую громкость, но и специаль-ный баланс инструментов.

Как правило, неточность интонирования связана:с громкостью фонограммы;с балансом внутри самой фонограммы;с комфортной громкостью собственного звуча-ния (голоса) и в балансе с фонограммой;с наличием или отсутствием в мониторе обра-ботки или других эффектов.


Если вокалист занижает (на это может указывать постоянное стремление исполнителя прибли-зиться к микрофону):есть вероятность того, что вокал в наушникахзвучит слишком тихо;исполнителю не хватает гармонической опорыв фонограмме.

Тогда стоит сделать громче бас, гитары, клавишные или просто приподнять в целом уровень инструментов, ведь чем тише звучание фонограммы,тем субъективно звук кажется ниже.Если вокалист завышает, возможно, что в науш-никах слишком много вокала. В данном случае можно поменять баланс, выяснив у исполнителя, какиеинструменты ему хотелось бы добавить или убратьдля наибольшего комфорта

В случае, если вокалист испытывает трудности ссоблюдением мелодической линии, то рекоменду-ется немного прибрать низкочастотную составля-ющую в фонограмме, поскольку на нее труднее ориентироваться. Можно также записать мелодию накаком-нибудь инструменте и воспроизводить ее вовремя записи вокала.

Если в наушниках вокалист слышит себя слишкомгромко, то он боится петь и показывать свои возможности.В случаях, когда изменения громкости и балансане помогают, можно посоветовать использовать открытые наушники или сдвинуть один из наушников,чтобы он мог контролировать себя в более привыч-ном состоянии. При этом наушник следуетобязательно сдвинуть именно назад, по направле-нию к затылку (но не вверх или вперед) длянаименьшего проникновения звука из неиспользу-емого наушника

Если вокальная партия требует ритмичности, следует немного поднять уровень громкости барабанов или других ритмически выверенных и четкихинструментов. Также можно сделать тише партии, вкоторых много синкоп и сбивок в долях.

Для более точной фразировки можно усилить инструменты, определяющие гармонию песни, например бас, клавишные подклады или гитару. Партиидополнительных украшающих инструментов можно сделать тише или убрать совсем. Довольно частовокал записывается под аккомпанемент барабанов,баса и какого-нибудь гармонического инструмента,а вся остальная аранжировка создается уже с учетомпартии голоса.

Если не хватает подачи, напора, накала, экспрес-сии в голосе, наблюдается вялость артикуляции, тоследует сделать чуть тише звучание голоса, тем самым подсознательно заставить его пробиватьсясквозь пласт гитар и плотность аранжировки.

Также на вялость артикуляции может повлиять наличие реверберации. Из-за этого голос в наушникахзвучит краше, чем он есть на самом деле, вокалистыменее склонны следить за своей артикуляцией,строем и манерой исполнения. Реверберация обыч-но влияет на интонацию – появляется тенденция кзанижению, так как голос сглаживается и становится трудно адекватно его контролировать. Большин-ство профессиональных певцов предпочитают слышать себя в наушниках сухо, без реверберации(например, Николай Носков). Но есть и такие, которые привыкли слышать себя уже при записи с длин-ным "хвостом" реверберации (например, ВладимирПресняков, Сергей Пенкин).

Многим вокалистам, особенно не имеющим боль-шого опыта студийной записи, тяжело петь в науш-никах. Вернее, им тяжело слышать себя в наушни-ках, так как они привыкли контролировать своепение в открытом акустическом пространстве.

Также допустимо воспроизведение фонограммы че-рез монитор, если включить ее негромко. Для допол-нительного уменьшения проникновения аккомпане-мента на вокальную дорожку можно запуститьсопровождение в моно через два монитора, поменявфазу на одном канале. В этом случае микрофон и мониторы должны составлять равносторонний тре-угольник (расстояние от микрофона до каждого из мониторов равняется расстоянию между мониторами).Микрофон должен иметь кардиоидную или суперкар-диоидную характеристику направленности и его следует повернуть в сторону от мониторов, зафиксировавв положении, удобном для вокалиста. Таким образом,изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал,получаемый от этого микрофона, можно добиться ми-нимального просачивания музыкального сопровожде-ния в него. Этот метод может вызвать дискомфорт уисполнителей, что связано с восприятием противофазы человеческой слуховой системой.

Также монитор бывает необходим рок-вокалистам,привыкшим слышать себя через громкоговорители, а ес-ли добавить динамический микрофон, то концертнаяатмосфера, необходимая исполнителю, обеспечена.

Запись голоса Double Track 

В записи эстрадного вокала очень популяренприем под названием double track (дорожка наложения). Этот прием применяется для того, чтобыобогатить тембр вокалиста.Приступать к записи double track можно толькотогда, когда закончится работа над основным вока-лом. Для достижения эффекта исполнитель пол-ностью пропевает вокальную партию еще раз, и оназаписывается на новую дорожку. Double track мож-но записывать в другой микрофон. Главное, чтобыдве эти партии были спеты максимально идентичнои не слишком отличались друг от друга интонаци-онно и ритмически. Этот прием можно использо-вать как на всей песне, так и выборочно: либо в при-певе, либо в местах, где необходимо усилить подачу.Записанные треки совмещаются друг под другом,но они тише по уровню, а по стереобазе располага-ются близко к основному вокалу. В результате, привоспроизведении одновременно двух треков, звукполучается более плотным. За счет неизбежных не-больших расхождений в ритмике и высоте тонапроисходит естественное хоровое звучание.

Запись бэк-вокала 

Плотные линии бэк-вокалов очень украшают запись. Как правило, их поет другой вокалист или да-же ансамбль певцов. Записывать певцов можно поотдельности или если певцы спеты между собой, томожно не делить и записать всех в одной комнате.Несмотря на то что в этом случае будет явственнееощущаться пространство, преимуществом станетплан, который будет более глубоким.

Американская студия Motown использует следующий метод записи: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновременно поют водин двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориенти-рованы на вокалистов. Данный метод применяетсядля записи именно бэк-вокалов, которые звучат на-сыщеннее и красочнее, если их поют приглашенныебэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии.

Например, для создания эффекта "пьяного хора",особенно в "душевной" рок-композиции, можноразместить исполнителей около микрофона с кру-говой характеристикой направленности.

Если есть необходимость записать одновременнодвух бэк-вокалистов, то рекомендуется располагатьих напротив друг друга на некотором расстоянииСтавить микрофоны тыльной стороной друг к дру-гу нежелательно, так как это приводит к фазовым ис-кажениям. Но можно расположить микрофоны одинпод другим, смотрящими в разные стороны

Если аккорды поет один человек, то его необхо-димо записать по способу double track. Это дает ак-корду голосов максимальную плотность.При записи бэк-вокала рекомендуется поменятьпространство (помещение), в котором происходитзапись, и микрофон. Для этой цели подойдет кон-денсаторный микрофон с малой мембраной, он да-ет менее окрашенный звук; или же даже динамичес-кий микрофон. В этом случае голоса хорошосложатся и составят плотный аккорд.

Знакомство с исполнителем

 Главная задача вокалиста в студии – передать на-строение, характер песни, создать образ персонажа,от лица которого она поется. Задача звукорежиссе-ра – максимально помочь ему это сделать. На кон-церте все эти аспекты подчеркивает визуальныйряд, а в записи есть только звуковой образ.Любому звукорежиссеру приходится работать ссамым разным материалом с точки зрения литера-турного и музыкального качества, а каждый и ис-полнитель и материал требует индивидуальногоподхода и четкого видения конечного результата.

Готовясь к сессии с незнакомым исполнителем, жела-тельно задать несколько вопросов коллегам, которыеего уже записывали. Например, как этот вокалист рабо-тает, насколько быстро он обычно устает, в какой микро-фон любит петь, требует ли обработку для удобства примониторинге, какую именно, или же она ему только ме-шает, и тому подобное. Если такой возможности нет, не-обходимо, когда вокалист просто разговаривает илираспевается, обратить внимание на специфику звучанияего голоса – тембр, дикция, резонаторы.

Начало записи 

Следует поставить вокалисту пару подходящихмикрофонов и послушать их попеременно в аппа-ратной, выбрав наиболее удачный. Исполнители,приходящие в студию, не любят экспериментов надсобой, поэтому все нужно делать очень быстро.

Чаще всего к записи вокала певец знает текст песнинаизусть. Но можно рекомендовать исполнителюиметь его перед глазами, просто для подстраховки, или чтобы делать в нем пометки относительно смыс-ловых акцентов и фразировки. На пюпитре долженлежать карандаш, желательно яркого цвета, или мар-кер. Пюпитр должен стоять не в стороне, а находить-ся максимально близко к оси направленности микро-фона, особенно если есть неуверенность в знаниитекста наизусть. В противном случае звук пойдет всторону и тембр потеряет естественность.

Некоторые исполнители могут попросить звукорежис-сера подсказывать жестом вступление или начало куплета,но это возможно только при хорошем знании материала.Обычно к этапу записи вокала, после записи всех инстру-ментов, звукорежиссер уже сам собой выучивает песнюнаизусть. Поэтому его внимание должно быть полностьюсосредоточено на работе с вокалистом, которому необхо-димо постоянно ощущать поддержку. На вокальной сессиизвукорежиссеру нужны тексты песен, их надоиметь заранее, чтобы свободно ориентироваться в формепесни, строфах куплета, быстро реагировать на неточнос-ти в исполнении и не отвлекать исполнителя от мыслей опередаче художественного образа.

Во многом успех зависит от продюсера, так как онставит основные творческие задачи, а музыкант и зву-корежиссер, каждый со своей стороны, их выполняют.Но необходимо находиться в сотрудничестве и не бо-яться говорить продюсеру или автору (если он «в пре-делах досягаемости»), свое мнение по поводу как само-го текста, так и мелодии. Необходимо знать, что естьнеудобные для пения гласные буквы (такие как "у", "ы","и"), попадающиеся на высоких нотах мелодии, онидостаточно часто встречаются в текстах песен, напи-санных не профессиональным поэтом, а пусть даже иочень талантливым, но "просто поэтом", не владе-ющим вокальной спецификой. В таких случаях можнопредложить что-либо поменять

Звукорежиссеру рекомендуется выражать свое мнениеоб образной части произведения. Важно следить за тем,чтобы выражения и мысли были конкретными, а пред-ложения конструктивными. Размытость мыслей, неточ-ность подобранных слов может привести к еще большейпутанице в голове исполнителя. Следует сначала осмыс-лить и точно сформулировать идею, используя конкрет-ные критерии оценки, такие как: кульминация, фрази-ровка, передача текста и смысла.Не рекомендуется начинать запись с самой мощной игромкой песни, требующей большой напряженной ра-боты связок. Важно помнить, что певец – живой орга-низм, и качество вокала напрямую зависит от того, нас-колько он здоров, подготовлен и свеж. Связкамсвойственно уставать, и чем дольше они находятся в ра-боте, тем менее упругими становятся, а их дряблость да-ет хриплые призвуки.

Работа на результат 

Вокалисту обязательно нужны перерывы в работе, да-же больше, чем другим музыкантам. Необходимо датьвозможность исполнителю разогреться, распеться передзаписью, чтобы звук был плотным и ровным, но жела-тельно делать это не на материале, который предстоитзаписывать, а при помощи упражнений, которые певцыобычно знают сами. Хотя в любом правиле есть исклю-чение. Говорят, что Paul McCartney специально за день дозаписи песни «Oh, Darling» гулял по лесу и орал песни, пока полностью не терял голос. А на следующий день, вовремя записи, у него был невероятный надорванный яр-кий тембр, тот самый «драйв» и «сип» в голосе, которогоспециально не добьешься.

Во время вокальной сессии нужно постараться до-биться от певца наилучшего исполнения. К сожалению,достичь этого с одного дубля практически невозможно.С появлением компьютера стало намного удобнее де-лать монтаж. Но, увы, это во многом испортило отноше-ние большинства вокалистов к записи песни как к цель-ному законченному произведению. Поэтому желательнохорошо записывать дубли песни целиком, чтобы не те-рялась драматическая линия. Необходимо делать помет-ки в имеющемся тексте и фиксировать, какой конкретнокуплет или часть вышла лучше, чем в предыдущем дубле.Лучшие фразы следует отмечать сразу после контроль-ного прослушивания во время сессии, и желательно вприсутствии певца или продюсера.

К записи отдельной определенной части можно пере-ходить только тогда, когда видно, что именно эта частьпостоянно не получается, затем, отработав этот трудныйкусок, можно приступать к монтажу всего вокальноготрека. Далее этот сложный трек слушает вокалист и про-дюсер. После небольшого перерыва, если певец еще име-ет силы, можно попросить исполнить всю песню цели-ком, с отработанными поправками. Иногда вокалиствыдает настолько естественный, эмоционально яркий ихудожественно цельный дубль, что затраченные силы ивремя с лихвой окупаются

Обращая внимание на все вышеуказанные рекоменда-ции, звукорежиссер не должен забывать о том, что имен-но он несет ответственность за техническое качество за-писываемого материала. Необходимо следить зауровнем записи. Если возникнет необходимость, товполне уместно подсказать исполнителю, как правильноработать с микрофоном. Можно предложить во времяисполнения громких нот смещаться чуть назад – это за-метно снизит риск перегрузки предусилителя, и не пона-добится применять компрессию для подравнивания от-дельных фраз. Опытные певцы умеют контролироватьсвою громкость, приближаясь к микрофону во время ис-полнения тихих, интимных фраз, используя "эффектблизости" для придания голосу бархатистости и плот-ности. Чтобы начинающий вокалист не наклонялся кмикрофону чересчур близко, рекомендуется разместитьветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона. В студииво время записи микрофон всегда должен располагатьсяна стойке. Не рекомендуется давать микрофон певцу вруки, так как в сигнале появится множество шумов отрук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. Если жемикрофон все-таки находится в руке певца, напримерпри записи живого концерта, необходимо включать об-резные фильтры. Важно проследить, чтобы вокалист незакрывал ладонью заднюю часть сетчатой корзинкинаправленного микрофона – это резко изменит его нап-равленность и тональный баланс

Далее, на входном аттенюаторе линейки пульта следу-ет правильно настроить соотношение: входная чувстви-тельность/громкость микрофона. Если песня быстрая игромкая, тогда нужно прибавить чувствительность, что-бы поднять середину. Если, наоборот, мягкая, медленная –убавить, чтобы низы украсили голос. Во время записижелательно использовать минимальную компрессию.

Соблюдение интонационной точности – это вопрос,требующий отдельного подхода. Дело в том, что певчес-кий голос – инструмент, не имеющий ладов. Его можносравнить с безладовыми струнными, особенный шармтембру которых придает допустимое в пределах темпе-рированного строя варьирование интонации. Поэтомуследует творчески подойти к этому вопросу и не сильнозаострять внимание на идеальности строя при записивокала. Если вся фраза звучит убедительно, эмоциональ-но ярко и выразительно, а лишь одна нотка прозвучаланизковато или высоковато, лучше оставить эту фразу.Возможно, удастся добиться идеальной интонации в нейв последующих дублях, но эмоцию повторить не так-топросто. Приборы изменения звуковысотности (питч-коррекция) рекомендуется применять только как спе-цэффект. А те недостатки, которых не удалось избежатьпри записи, и методы борьбы с ними уже касаются про-цесса сведения

Звукорежиссеру необходимо внимательно следить закачеством воспроизводимого вокалистом звука, отли-чать «опертый» от «бездыханного». Можно порекомен-довать исполнителю устойчивее встать на ноги, опе-реться на них, сделать несколько хороших вдохов,ощутив тем самым работу дыхательного аппарата.

Выбор и постановка микрофона 

Вокальный тембр – это очень важная и ценнаясоставляющая голоса, которую необходимо донес-ти до слушателя в неискаженном виде. Главная зада-ча – выбрать микрофон, раскрывающий всю полно-ту, красоту и богатство тембра, которого можнодобиться грамотной постановкой микрофона.Мной были проведены исследования, на основекоторых я могу дать некоторые рекомендации. Что-бы выбор микрофона был объективным, необходи-мо соблюсти следующие условия:за спиной вокалистки следует расположить зву-копоглощающие щиты;поставить в один ряд разные микрофоны (каж-дый должен быть защищен защитным экраном –поп-фильтром);наклон и расстояние от певицы до микрофонадолжны быть неизменными;ей рекомендуется по очереди подходить к разныммикрофонам и петь одну фразу, при этом макси-мально сохраняя ее динамику и звуковысотность.

При выборе расстояния основными критери-ями должны стать сила голоса исполнителя и егоподача. Достаточно универсальным является рас-стояние примерно 20 – 25 см от микрофона. Но ес-ли певец обладает хорошей подачей и звучит в хо-рошей комнате, то расстояние можно увеличить до30 см, главное не переборщить. Если певица облада-ет очень сильным голосом, с хорошей подачей, пос-тановка на расстоянии 32…35 см будет оптимальнойдля конденсаторных и ламповых микрофонов, а длядинамических и ленточных она составит 20 см.

Направление микрофона, его наклон (в случае сконденсаторными) выбирается следующем: чутьвыше линии носа, мимо линии рта (чтобы избежатьпрямого задувания и заплевывания мембраны) наобласть грудного резонатора (фото 1).

Для выбора микрофона необходимо предложитьразличные по типу, но одинаковые по характерис-тике направленности модели. Предпочтение следу-ет отдавать микрофонам с большой мембраной (таккак они наиболее полно передают звучание голоса)и кардиодной характеристикой направленности.Для женского вокала были испытаны следующиемодели:

Ленточный микрофон – Октава МЛ 52-02 (дву-сторонне-направленный);Ламповые микрофоны – Октава МКЛ 4000,МКЛ 5000;Конденсаторные: Октава MK 220, NeumannTLM 103, U 87, Senheiser 800;Динамические: Shure Beta 58A, Shure SM 57.Каждый их них имеет свои особенности переда-чи звука женского вокала.Октава МЛ52-02 смягчает тембр певицы, но зву-чит достаточно матово, не хватает яркости, насы-щенности по высоким частотам и плотности в зву-чании низкой середины, создается ощущениезакрытого звука, «как в коробке»;Октава МКЛ 4000 – голос звучит достаточно теп-ло и плотно в области высокой середины, но под-черкивается сип и отсутствует звучание грудногорезонатора. В целом, звучание можно охарактери-зовать как достаточно серединное.Октава МКЛ 5000 достаточно жестко подчеркиваетзвучание в области высокой середины, звучит еще болееярко и разборчиво, чем МКЛ 4000, но очень явно под-черкивает звучание шипящих. Голос становится четким,но звучит жестко, не хватает ощущения теплоты, глуби-ны, насыщенности низких частот.Senheiser 800. Звучание микрофона можно охарак-теризовать как мягкое (смягчились согласные), насы-щенное, теплое, но не открытое. Хочется добитьсябольшей прозрачности на высоких частотах.Neumann TLM 103 придает звучанию голоса «инстру-ментальность». Голос звучит прозрачно, но жестковато;не хватает теплоты, окрашенности среднего регистра.Neumann U 87 оказался оптимальным решением.Плотная середина, насыщенный низ, глубина и ясностьтембра. Голос передан наиболее правдиво и естественно.Shure Sm57, Shure Beta58A. Данные модели звучаточень ограничено по частотному диапазону, в связис близким расположением микрофона ко рту слыш-ны сильные задувания. Тембр звучит достаточноплоско, бедно, тускло.

Микрофонные стереопары при записи эстрадно-го вокала используются достаточно редко, но с ни-ми можно получить интересный результат. Это свя-зано с использованием двух мембран, что, в отличиеот одной, придает голосу большую насыщенность ивозможность управлять пространством.Система MS (фото 2) строится на двух микрофо-нах: верхний микрофон – «восьмерка», нижний –«круг». Голос звучит достаточно объемно и мягко.Объем, как и пространство можно регулировать пу-тем добавления составляющей «восьмерки».Система ХY (фото 2) выполнена теми же микро-фонами, но с кардиоидной характеристикой нап-равленности. Мембраны микрофона (по отноше-нию друг к другу) находились под углом 90о.Панорама канала равна 70%.

Постановка микрофона 

При постановке микрофона следует обратитьвнимание на следующее:необходимо расположить микрофон на доста-точном удалении от стен, чтобы избежать близ-ких отражений;для комфорта исполнителя и уменьшения отра-жений можно положить на пол коврик;важно, чтобы микрофонная стойка стояла устойчи-во на полу и была защищена от вибраций, возника-ющих от топота ног (которого нужно избегать).В этом помогают подвес микрофона (наиболее извес-тный тип подвеса – "паук", когда микрофон нахо-дится на растяжках) и стойка со специальными виб-ропоглощающими элементами в конструкции. Ещеможно попросить исполнителя не топать;микрофон должен быть защищен поп-филь-тром для предохранения мембраны микрофонаот прямого задувания потоком воздуха и «запле-вывания» слюной.

Постановка микрофона по высоте бывает раз-ной. Многие звукорежиссеры любят ставить мик-рофон в студии высоко, объясняя это тем, что мик-рофон, находящийся выше рта вокалиста, меньшеподвержен «заплевыванию», «задуванию» и другимпроблемам, связанным с его близким расположе-нием к источнику звука.

Выбор направления микрофона 

При записи может возникнуть опасностьполучитьочень жесткие и активные взрывные и шипящие соглас-ные «с», «п», «ш», «щ», «ч», произнесение которых связанос выбросом направленного потока воздуха. Для решенияэтой проблемы есть два основных варианта постановкимикрофона относительно рта исполнителя: либо снизу –на головной резонатор (фото 3), либо сверху – на грудной

Вариант постановки микрофона, когда он направленна головные резонаторы (фото 3) усиливает их звучаниеи помогает исполнителям, в голосе которых недостаточ-но средних частот.При направлении на грудной резонатор (фото 1) мик-рофон следует поместить на высокой тяжелой стойке.Преимущества такого метода очевидны: микрофон не за-крывает пюпитр с текстом, а вокалист может во время пе-ния свободно двигать руками, способствуя экспрессии ис-полнения. В случае работы с поставленным голосом, когдавокалист имеет навыки пения в больших залах, то есть пе-ния вперед и вверх, – это наилучшее положение микрофо-на. В таком положении лучше работают головные резона-торы, придающие тембровую яркость и индивидуальностьголосу. Но есть исполнители, которые подсознательно на-чинают тянуться к микрофону, вытягивая голову куда-товверх, напрягая от непривычной позы не только шею, но исвязки, и им лучше не ставить микрофон высоко.

Положение микрофона напротив рта является неудач-ным, так как появляется опасность задувания мембраны.В этом случае будет лучше, если направить микрофончуть ниже линии рта (на уровне подбородка) или чутьвыше (фото 4), примерно на линии носа, чтобы избе-жать прямого задувания (некоторые задувания гасятсяпоп-фильтром). Чтобы снизить активность опасных со-гласных, можно предложить потренироваться, поставивперед ним зажженную свечу: пламя свечи при произне-сении этих звуков не должно задуваться.

Выбор расстояния 

При выборе расстояния основными критериями дол-жны стать сила голоса и его подача. Достаточно универ-сальным является расстояние примерно 20…25 см отмикрофона. Но если исполнительница обладает хоро-шей подачей и звучит в хорошей комнате, то расстояниеможно увеличить до 30 см, главное – не переборщить.Если певица обладает очень сильным голосом с мощнойподачей, постановка на расстоянии 32…35 см окажетсяоптимальной.

При большем отдалении исполнителя от микрофонаусиливается призвук комнаты и, как следствие, окрашен-ность и "коробчатость" в звучании, ухудшается прозрач-ность, ясность тембра, разборчивость текста.Важно помнить, что если расстояние от источни-ка до микрофона удваивается, уровень сигналауменьшается на одну четверть. Опытные вокалистыхорошо знакомы с этим феноменом и даже могутиспользовать это для достижения определенныхдинамических эффектов

Близость к микрофону (фото 5) может привес-ти к такой проблеме, как преувеличенность низко-частотной составляющей. Некоторые певцы дляподчеркивания выразительности отдельных фраз идаже слов, для достижения эффекта интимностилюбят использовать "эффект близости" (proximityeffect), но для этого от самого вокалиста требуетсябольшой опыт работы с микрофоном.При близком расположении усиливаются задува-ния, голос становится неестественным по тембру,чересчур близким, подчеркиваются дефекты дик-ции, более явными становятся «причмокивания» идыхание.

Из-за подъема низких частот в дальнейшем мо-жет возникнуть необходимость использовать эква-лайзер в студии. Ведь, если компрессор или лими-тер используется до эквалайзера, прибор станетреагировать на пики, которые будут возникать внизкочастотной составляющей спектра и, в резуль-тате, неточно отрабатывать интенсивность и пики вполном спектре вокальной линии

При приближении вокалиста к источнику звукаполучается более яркий тембр за счет восприятияего полного частотного спектра. Однако практи-чески все акустические источники звука имеют из-быточность тембральных составляющих. Ведь попути к слушателю в обычном, без усиления, залечасть их неизбежно теряется. Поэтому, поставивмикрофон в близкую точку, откуда слушатель ни-когда инструмент не слушает, можно получить звук,не совсем похожий на привычный. В звучании го-лоса, записанного близким микрофоном, направ-ленным прямо на рот певца или чтеца, усиливаютсяшипящие согласные, высокая певческая формантачастотой около 3 кГц, очень эффектная при воспри-ятии ее с двух и далее метров и невыносимо резкаяв 40 сантиметрах. Если необходимо достичь эффек

та «говорящего на ухо человека», то при близкойпостановке микрофона следует смягчить подачу вголосе, в противном случае не исключена перегруз-ка микрофона.Если вокалист привык петь вплотную к микрофо-ну, невольно тянется к нему и не может сохранятьвыбранное до него расстояние, то можно пойти нахитрости:

местоположение вокалиста можно зафиксиро-вать, поставив перед ним пюпитр;можно разместить ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона;или установить дополнительный (бутафор-ский) микрофон (подключать к пульту его ненужно).

Таким образом, звукорежиссеру при выборе мик-рофона и его корректной постановки следует учи-тывать не только те рекомендации, которые пред-ложены в данной работе, но и помнить обиндивидуальном подходе к исполнителю, – толькотогда может быть достигнут желаемый результат

Запись вокала – это одновременно самый слож-ный и, безусловно, интересный процесс. Несмотряна то что многообразие стилей и направлений му-зыки в начале ХХI века не сравнится ни с каким дру-гим временем, любая музыка находит своего слуша-теля чаще всего благодаря самой яркой фигуре –вокалисту. В настоящее время становится не стольважным, а порой и неизвестным имя композитора ипоэта, написавших песню, а вот имя солиста у всехна слуху. Ведь его голос является визитной карточ-кой любой песни. И поэтому перед звукорежиссе-ром стоит задача создания идеального вокальноготрека. Технические знания помогают звукорежиссе-ру быть более свободным в решении творческих за-дач. А чтобы постичь натуру исполнителя, поддер-жать его в стрессовой ситуации, которой являетсястудийный процесс, помочь ему в раскрытии всехсвоих певческих возможностей, звукорежиссердолжен быть настоящим психологом.

Обладая опытом и умением, звукорежиссеру не-обходимо соединить в очень непростом творчес-ком процессе записи вокала как технический, так ипсихологический аспект работы. И только тогдасовместно с исполнителем и продюсером будетдостигнут отличный результат и заслужена бла-годарность слушателей.

Ваша корзина пуста