Назад к списку

Запись концерта (лайва)

Перевод статьи: Александр Тихонов.

https://www.soundonsound.com/techniques/recording-live-show


Запись концертов может быть трудной задачей, особенно учитывая ограничения, налагаемые типичными малыми и средними площадками. Но запись отличного концерта вместе со всей ночной атмосферой, может быть очень удовлетворительным опытом.


SSD 24-битные стерео рекордеры позволяют относительно легко устанавливать уровни записи, но даже с подсветкой экранов их может быть трудно настроить в темном месте - и концерт часто громче, чем саундчек, так что оставьте много хедрума в запас!
Многие инструменты уже будут пропущены через FOH консоль, поэтому имеет смысл записывать сигналы с прямых выходов микшера там, где это возможно...Пространство во многих городских заведениях тоже является роскошью, так что для вас не выделят место для настройки оборудования. Для меня стало сюрпризом, что когда я только начал записывать, мне приходилось устанавливать всё оборудование на табуретке с кабелями, идущими вниз по спинке! То же самое относится и к сцене. Я записывал и играл на некоторых очень уважаемых небольших площадках - в местах, где играют "восходящие звёзды", и куда приходят скауты для лейблов (да, это всё ещё иногда случается в Лондоне... и нет, они никогда не предлагают мне работу!) - и на этих площадках очень тесные сцены. У тебя не было бы ни единого шанса втиснуть туда другого участника группы , не говоря уже о дополнительных микрофонах и подставках для записи каждого инструмента 
 Барабанная установка часто будет иметь самый громкий акустический звук на сцене, а звучание с порталов в небольших помещениях будут уравновешиваться с ней. Это означает, что барабанная установка не всегда будет обставлена микрофонами, так что вам, возможно, придется подумать об использовании специальных микрофонов для записи.Сплиттеры микрофонов берут сигнал непосредственно из микрофонного кабеля и предоставляют два выхода, и они часто используются для подачи сигнала для записи или мониторинга на сцене, в то время как "основной" сигнал посылается непосредственно на FOH-пульт. Если на месте проведения уже есть сплиттеры, отлично. Если их нет, и вы планируете сделать много записей на площадках, может быть имеет смысл в них вложиться. Большинство из них являются пассивными с трансформаторной изоляцией (см. ниже), но если у вас закончились соответствующие сплиттеры, вы можете выйти из ситуации с помощью простого "параллельного разделения", который вы можете легко и дешево сделать, если вы умеете работать с паяльником. Убедитесь, что вы посылаете фантомное питание только от одного из предусилителей. Вам это часто сойдет с рук, если вы будете посылать с обоих, но вы подвергаете себя ненужным рискам (микрофону это может не понравиться, или неисправность кабеля может сбить другой путь сигнала - что сделает вас очень непопулярным!) 
Пространство на сцене часто является ценным - так что у вас может не быть возможности разместить множество дополнительных микрофонов и подставок.Если, например, оверхеды на барабанах не ставят, потому что тарелки и так хорошо слышно в помещении, вам возможно понадобится поставить свою парочку, которую нужно будет запустить в свою звукозаписывающую систему. Если у вас нет опыта в установке микрофонов на барабаны, то может возникнуть сложность с получением хорошего баланса, так что почитайте про расстановки для барабанов из одного, двух или трёх микрофонов. Я бы посоветовал принести свои собственные микрофонные стойки (держите всё четко обозначенным как своё!), иначе вам, наверное, придётся довольствоваться дряблыми остатками - потому что лучшие стойки будут использоваться для других вещей! 

 Запись концерта представляет собой уникальный набор задач. Может быть в студийной звукозаписи вы и гений, но из этого не следует, что вам будет легко записать концерт. Вы не можете попросить группу сделать второй дубль! Это может быть так же сложно для инженера фронт-оф-хаус (FOH), или для кого-то, кто является членом группы и хочет записать свои концерты. Безусловно, такие люди будут знакомы со стрессом от одного шанса на успешный концерт, но они будут менее знакомы с тонкостями записи, и с порогом приемлемости: мимолетный момент искажения предусилителя или обратной связи может раздражать FOH-инженера, но это не то, что большинство слушателей заметят (или даже вспомнят), так что это точно не есть причина останавливать концерт. Тем не менее, такие вещи могут испортить запись.

Независимо от того, работаете ли вы в студии, или занимаетесь живым звуком, или вы концертирующий музыкант, эта статья призвана помочь вам разобраться в ключевых вопросах, которые стоит рассмотреть, если вы хотите начать запись живых выступлений. Я расскажу о нескольких вариантах, от простейшей стереозаписи до амбициозной многодорожечной записи, которую можно отредактировать и усовершенствовать на стадии пост-продакшна. Я упомяну некоторые процессы пост-продакшна, но это огромная тема, подробности которой мы рассмотрим в другой раз.

Некоторые допущения...Запись звука сама по себе является объёмной темой, так что мне пришлось установить некоторые границы и предпринять допущения. Я сосредоточусь на выступлениях на типичных малых и средних площадках, которые вы найдете в таком городе, как Лондон, просто потому, что, во-первых, на больших площадках уже, как правило, есть звукозаписывающая аппаратура, и группы, которые там играют, вероятно, будут иметь своих собственных, опытных инженеров; Во-вторых, на огомных площадках и фестивалях, FOH звук как правило требует, чтобы все проходило через порталы, что сильно отличается от того типа площадок, где вы, вероятно, начнете свою концертную карьеру, где больше внимания уделяется "усилению" звучания более тихих инструментов; и, в-третьих, такие малые и средние площадки - это тот тип площадок, на котором у меня больше всего опыта работы. 

Я также предполагаю, что вы уже общаетесь с группой, которую планируете записать, или с промоутером, который хочет сделать запись концерта, или вы можете быть FOH-инженером , который хочет продавать записи группам, чьи концерты вы ведёте.

Наконец, стоит упомянуть, что мой собственный опыт в основном связан с поп/роком/панк-музыкой: там где могут быть барабаны, синтезаторы, акустические и электро гитары, вокал, бэк-треки и т.д и т.п. Требования к электронике, рэпу, хип-хопу и различным другим городским стилям практически те же, если не проще. Почти все советы также легко относятся и к "кафешным" концертам. Запись акустического концерта часто будет менее сложной, так как звук на сцене должен быть заметно лучше сбалансирован (при условии, что группа хороша!). То же самое относится и к хоровой и к оркестровой музыке.

Стерео Простота?

Вы должны начать с понимания того, зачем вы делаете эту запись. Это устанавливает цель, и следовательно методы и инструменты, которые вы захотите использовать. Отсюда вы можете понять реальность ситуации, учитывая ограниченность места проведения концерта, и решить, какие компромиссы и обходные пути позволят свести до минимума хлопоты, и при этом достичь хорошего результата.

Давайте начнем с самого простого сценария - записи концерта вашей группы, чтобы вы могли проанализировать свое выступление. Всё, что вам действительно нужно - это стереозапись, в которой вы сможете четко услышать все партии, и это именно то, для чего и предназначены современные рекордеры. Некоторые из них, например, Zoom H4N, имеют входы XLR и фантомное питание 48 В, что означает, что вы можете использовать профессиональные конденсаторные микрофоны. Имейте в виду, что запись может занять час или более: подача фантомного питания приведет к очень быстрой разрядке батарей. 

Стерео-подход выглядит простым, но и он не лишен трудностей. Привлечение товарища, который встанет в толпе и будет записывать на переносной рекордер, даст вам ощущение концерта, но кроме него вы ничего и не получите. В большинстве случаев, вы получите больше звука толпы, чем музыки, и закон подлости гласит, что кто-то 100% будет очень фальшиво подпевать близко к микрофонам. Кроме того, даже если толпа будет вести себя хорошо, сложно держать рекордер в одном положении. Легко испортить и уровни входа: Я слышал записи, которые были испорчены клипированием, из-за того, что бас-гитарист включил свой комбик. В таких условиях вы не получите изоляции, необходимой для прослушивания с последующим анализом, даже с самыми лучшими наушниками, поэтому вам придется принимать решения с помощью встроенного измерителя, что может оказаться невозможным: в темной комнате, даже если вы видите экран, вы не сможете найти все кнопки и крутилки, необходимые для управления устройством! 

К счастью, 24-битные рекордеры позволяют оставлять много хедрума. Соотношение сигнал-шум достаточно хорошее, чтобы вы могли установить низкие уровни записи, с большим пространством для последующего увеличения громкости. Я получил отличные результаты, используя 16-битный Hi-MD MiniDisc рекордер и подключаемый микрофон, но 24-битные рекордеры более снисходительны. Ключом к этому является знакомство с устройством изнутри и снаружи, чтобы настройка параметров при необходимости стала естественной.

Другой способ захвата стереозаписи - попросить FOH-инженера выдать вам стереомикс с его микшера на рекордер, чтобы вы получили то звучание которое он подаёт на порталы. Хотя это и заманчиво, но мы имеем дело с усиленной музыкой в небольшом пространстве, что означает, что все будет проходить через микшер или порталы. Например, обычной практикой является установка микрофонов на бочку и рабочий, чтобы усилить естественное звучание барабанов в комнате, а другие инструменты усиливаются, чтобы сбалансировать их звучание с ударными.

Более целесообразным подходом является размещение рекордера (или микрофонов) подальше от толпы, где можно получить приличный баланс между тем, что идет со сцены и через порталы. Часто хорошее место находится где-то достаточно высоко над местом работы FOH (при условии, что оно расположено разумно,что не является везде реальностью!), с направлением в сторону сцены. В конце концов, именно там FOH-инженер делает большинство своих решений по балансу и миксу.

 Существуют определённые компромиссы. Если вы используете встроенные микрофоны в рекордере как на Zoom H4N, или Olympus LS10, то при попытке ставить рекордер где-либо у потолка сулит нездоровую дозу отражений вкупе с прямым сигналом. Именно за это я и люблю Zoom H4N — он позволяет мне использовать внешние микрофоны на фантомном питании. Хоть внешние микрофоны в любом случае получат все эти отражения, у вас есть возможность выбрать более подходящие микрофоны для задачи, и у вас есть также есть возможность использовать стереопару с большим расстоянием между микрофонами. Чтобы преодолеть отражения, вы могли бы использовать поверхностные (PZM) микрофоны, или если хочется более живого звука, вы могли бы выбрать пару «кругов» на расстоянии, которые не будут так страдать от красящего отклика вне направленности микрофона, как это может быть с, собственно, направленными микрофонами.

А может Мультитрек?Когда вы слушаете какое нибудь серьёзное мероприятие на радио, телевидении или DVD, вы чаще всего слушаете результат сложных мультитрековых записей. На живой трансляции может быть базовая панорама, уровни, эквализация и компрессия, но на DVD группы выступление обычно отредактировано и приукрашено — причём так, что вы можете слушать басс не с ночи в которую была произведена запись, а вообще с другой в том же туре! 

Чтобы достичь профессиональных результатов, вам скорее всего захочется сделать какой то пост-продакшн — исправить косяки в исполнении, усилить то звучание, которое не было так хорошо слышно в записи, отделять ключевые слова исполнителя которые потерялись в миксе, и так далее — и это значит, что вы захотите записать качественный мультитрек. Реальность заведений, в которых вы скорее всего будете работать, будет ограничивать вас в ваших амбициях, из-за качества звукозаписывающего оборудования которое у вас есть, ограничения отдельно взятого концерта, как например 5-ти минутные передышки между номерами.

Прежде чем думать о конкретизации и настройке своей многодорожечной звукозаписывающей аппаратуры, подумайте о том, каким весом вы обладаете при положении, когда вы подаете заявку на площадку со своей аппаратурой - ведь, к сожалению, вы не самая важная персона на мероприятии. Самым главным для приличного промоутера будет иметь хорошие выступления на сцене, заполучить посетителей которые будут платить, а также сделать их настолько счастливыми, что они захотят прийти снова и привести своих друзей. С технической стороны, их главной заботой является создание хорошей атмосферы: FOH звук, видимость сцены, и, возможно, световое шоу. Они разделят ваше желание получения хорошей записи, но они вряд ли будут заботиться о ваших потребностях в плане записи, пока все остальное не будет улажено. Если вам вдруг нужно одолжить удлинитель, то если FOH, или осветителю, или любому из музыкантов он понадобится, то вам придется искать свой собственный. 

Даже там, где много места, есть и другие причины, по которым промоутеру, группе или аудитории захочется минимальной суеты на сцене. Может быть, группе нужна свобода, чтобы расхаживать по сцене. Может быть, кто-то снимает концерт на видео и хочет, чтобы все выглядело правильно. Какой бы ни была причина, вы не можете рассчитывать на то, что построите лес из микрофонов только для того, чтобы сделать вашу запись лучше.

Наконец, есть много площадок и инженеров FOH, которые используют ночь как возможность записать и заснять на видео концерт, чтобы они могли продать записи группам - так что вы можете стать их конкурентами, и даже не получить разрешение чтобы взять свое снаряжение, не говоря уже о настройке!

Будьте готовы!Хорошо... Наверное, я рисую картину более мрачную чем она есть, и при небольшом планировании вы легко сможете преодолеть большинство из описанных мною проблем. На самом деле, есть несколько очень идейных промоутеров и владельцев площадок, которые с распростертыми объятиями будут приветствовать звукорежиссёров записи. Причина, по которой я гремел о потенциальных проблемах, заключается в том, что вы должны быть абсолютно готовы справиться с любой из них. Иначе вы можете получить стрессовые ощущения и разочаровывающую запись.Так что же ты можешь сделать? Я записывал и выступал на разных площадках в Лондоне и его окрестностях, и две вещи которые их больше всего объединяют, это малый бюджет, так что они редко вкладываются в новое аудио оборудование, разве что время от времени модернизируют микшер или PA; и что все они разные, будь то размер сцены, планировка комнаты и акустика, аудио оборудование (микшер, микрофоны, подставки, DI, PA), или люди, вовлеченные в управление площадкой или конкретным мероприятием. Я уверен, что в других городах это сильно не отличается. 

Заранее узнайте, что вы можете узнать о месте проведения и людях, участвующих в организации концерта. Если возможно, посетите место проведения концерта, когда будет проходить подобное мероприятие (если это, например,ежемесячное мероприятие, постарайтесь посетить мероприятие за месяц до начала концерта). Вы сможете больше понять об акустике концертного зала с типичной толпой, чем во время саундчека в ночь концерта. Вы также сможете отметить для себя, есть ли какое-нибудь очевидное место вдали от игроков и вне зоны FOH, где вы могли бы настроить свое снаряжение. Находясь там, когда происходит мероприятие, вы сможете понять, является ли ваше предпочитаемое место практичным: если это означает, например, прокладку кабелей электропитания, аудио или передачи данных где либо вблизи клиентов, то оно таковым не является. Нет ничего плохого в том, чтобы познакомиться с промоутером или инженером FOH, но выбирайте подходящий момент; если они явно заняты, не добавляйте им лишних неудобств.

Спросите себя, действительно ли это место хорошо звучит: вы действительно хотите сделать там запись? Если там тесновато и акустический кошмар, ответ может быть "нет", а если это так, то лучше принять такое решение заранее и найти более подходящий концерт! Предположим, что вы решили упорствовать, учтите используемое оборудование и то, как все устроено. Вы захотите узнать такие вещи, как модель микшера FOH ( для того, чтобы вы могли проконсультироваться с инструкцией, чтобы ответить на вопросы, которые у вас возникнут позже), а именно, есть ли на столе прямые выходы и входы на каждый канал, какие инструменты подзвучиваются, и какие используются микрофоны. Подумайте даже о расположении розеток.Если посещение места проведения мероприятия не представляется возможным, свяжитесь с промоутером и узнайте, какую информацию вы можете получить. (Вам нужно будет связаться с ними в любом случае, чтобы получить разрешение на установку и запись на их территории). Если они не могут помочь со всеми вашими вопросами, попросите их связать вас с тем, кто делает живой звук в ночное время. Я уже упоминал вскользь о вещах, которые вам обязательно нужно знать, чтобы решить, какое оборудование вам понадобится, но, вкратце, вы должны знать: 

1. Есть ли на пульте прямые выходы на каждом канале, и сможете ли вы принять сигнал с них.

2. Если нет, есть ли у них сплиттеры микрофонов (см. ниже); если нет, то какая модель пульта, и будет ли вам разрешено забирать сигнал со входов.

3. Будет ли вам позволено поставить дополнительные микрофоны на сцене.

4. Существует ли где-нибудь удобное место, где можно установить оборудование для записи.

Прямые выходы Vs Входы ...но альтернативный подход заключается в использовании сплиттера, такого как этот ART S8, для передачи сигналов от микрофонов с FOH к вашим собственным предусилителям.Если вы можете принимать сигналы с прямых выходов микшера, я настоятельно рекомендую это сделать. Все, что вам тогда понадобится, это место для установки, многодорожечная система записи (не требуется микрофонных предусилителей!), подходящие кабеля для подключения прямых выходов к вашей системе, а также некоторая форма мониторинга. Если пульт не был модифицирован, прямые выходы, как правило, будут pre-insert, pre-EQ и pre-fader, так что ваша запись не будет окрашиваться путем обработки или регулировки уровня, сделанной FOH инженером. 

Риск заключается в том, что инженеру FOH будет необходимо изменить входное усиление канала, но если это так, то обычно им необходимо снизить усиление (чтобы скомпенсировать желание музыканта накрутить гейн на комбике, когда они будут достаточно недовольны отсутстивем "себя" в мониторах) На самом деле, это может спасти вас от получения клипированной записи. Любые изменения усиления будут отображаться на вашей записи, так что вам придется компенсировать с помощью автоматизации позже. Также стоит напомнить FOH инженеру, что ваша работа зависит от фиксированного усиления, если это возможно, и попросить его сказать вам, когда он сделал изменения.

Если нет прямых выходов, или они недоступны для вас, вы либо должны иметь подходящие кабеля, чтобы забирать сигнал от точек подключения, либо вам нужен сплиттер микрофонов, чтобы сигнал с микрофонов можно было направить как на вашу систему, так и на микшер, если только конечно, у вас не редкая роскошь иметь возможность настроить свои собственные выделенные микрофоны для всего.Я бы избегал варианта с входами, если это возможно, частично потому, что не все входы на микшере ведут себя одинаково (вам может понадобиться специальный кабель, чтобы забирать сигнал посыла, не обходя канал выхода на группу или основные шины микширования), а частично потому, что некоторые входы, вероятно, понадобятся для FOH звука - особенно для обработки таких звуков, как вокал, кик, рабочий и бас, а именно эти элементы вам действительно нужны для захвата чистого звука. Некоторые умные аппаратные рекордеры, такие как JoeCo Black Box Recorder, могут быть подключены непосредственно в точках входа, чтобы дать вам чистый сигнал, не затрагивая входные процессоры FOH, но такие устройства не являются дешевыми. 

Разделяя стерео

Трансформаторно-изолированный разветвитель микрофона - намного более удачный вариант, и он не будет запредельно дорогим, если вы делаете много записей. Восьмиканальный сплиттер ART можно купить, например, за 200 фунтов стерлингов. Трансформатор используется для получения чистого, гальванически изолированного сигнала от провода, проходящего непосредственно между микрофоном и предусилителем FOH микшера. Так как физически электрическое соединение отсутствует - сигнал передается магнитным способом, а это значит ,что между двумя цепями нет общего заземления. Практическая польза от этого заключается в том, что при возникновении проблем с оборудованием - плохое заземление, неисправные кабели и т.д. - вы не будете создавать проблем с основным звучанием (как и с вашей записью). Ребята из FOH гораздо чаще позволят вам пропускать свои микрофоны через ваш трансформаторный разветвитель, чем через кучу параллельных расщеплений!

Главный недостаток использования разветвителей, а не прямых выходов пульта, заключается в том, что вам понадобится достаточное количество микрофонных предусилителей, что стоит денег и означает что вам придётся больше таскать за собой. Положительным моментом является то, что вы можете выбрать свои собственные преампы, которые могут быть лучше, чем те, что на старом избитом микшере.

Еще микрофончик?Лучше всего использовать FOH микрофоны где возможно, по причинам, которые я изложил, но неизбежно бывают случаи, когда микрофоны не подходят, или когда FOH инженерам не нужно подключать микрофоны к чему-то, что имеет решающее значение для вашей записи. Кроме того, микрофоны FOH обычно располагаются ближе к источнику, чем вам хотелось бы, так как это помогает при разделении, так что вы можете не получить идеальное звучание. Последний вариант не вызывает проблем, которые нельзя исправить с помощью эквалайзера и реверберацией в пост-продакшне, но иногда вам придется использовать свои собственные микрофоны. 

Что-то, что вы, вероятно, увидите на сцене, это два микрофона, установленных вместе на одной стойке, один из которых идёт в звукозаписывающую систему, а другой - в микшер FOH. Я бы предостерег от этого: немногие певцы будут сопротивляться желанию вытащить микрофон со стойки (что невозможно при такой расстановке); он выглядит уродливо; и вы можете столкнуться с проблемами, когда микрофоны соприкасаются друг с другом. Вместо этого, если вы думаете, что у вас есть более подходящий микрофон для данной работы, чем у вокалиста или инженера FOH, почему бы не предложить им использовать его и не забирать сигнал с него? Некоторые будут готовы к этому, другие нет, но у них будет решающее слово.  

Подумайте о том, как вы собираетесь запечатлеть атмосферу мероприятия, включая любую атмосферу толпы, так как это может быть очень полезно при пост-продакшене.Вам не стоит думать исключительно о подзвучке на сцене. Подумайте о том, чтобы поставить комнатный микрофон или пару комнатных микрофонов, чтобы запечатлеть немного звука места проведения мероприятия, или о том, чтобы установить микрофоны специально для аудитории, чтобы вы могли вырезать, вставить и кроссфейдить аплодисменты, когда вы пытаетесь улучшить звучание концерта или маскировать нежелательные звуки позднее. Я бы предложил размещение, аналогичное тому, что я уже предлагал для стереозаписей, которые я обсуждал ранее. "Круги" особенно хорошо подходят для записей аудитории, учитывая их естественное звучание. 

Всегда полезно иметь "рабочих лошадок" в виде микрофонов про запас у себя в сумке. Стерео пара всенаправленных или кардиоидных "конденсаторов" малой диафрагмы всегда полезна, и, добавление к ним парочки хороших "динамических" (в случае, если инженер FOH решит, что басовые или гитарные усилители не нуждаются в микрофонах) является необходимым минимумом, который я хотел бы взять с собой в качестве страховки. Стоит иметь пару запасных кабелей, и не забывайте, что если вы хотите поставить микрофоны на сцене, вам может понадобиться свой собственный стейджбокс - еще одна причина придерживаться микрофонов от FOH там, где это возможно! Запасной DI бокс тоже может пригодиться, так как DI - это самый надежный способ записи бас-гитары в этой среде, а звучание FOH может зависеть только от усилителя.

Компьютер или Рекордер?

Cпециальные аппаратные рекордеры, как правило, гораздо более надежный вариант, чем ноутбук или аудио интерфейс. Alesis HD24 (сверху) могут быть поданы с прямых выходов микшера, или с ваших собственных микрофонных предусилителей, в то время как отличный рекордер JoeCo Black Box (ниже) могут забирать сигнал со входов микшера.Запись живого выступленияКак только вы узнаете, с какими сигналами вы имеете дело, вы можете решить, какая система записи вам нужна. Мой первый совет - держать вашу конфигурацию компактной и простой. Если вам нужно больше входов, можно взять с собой ноутбук, аудиоинтерфейс и расширитель ADAT, но это будет хрупкая и громоздкая система, с большим количеством проводов. Если кто-то случайно (или со злым умыслом!) вытащит Firewire, USB или ADAT кабель, ваша запись будет потеряна. Кроме того, компьютеры - да, даже компьютеры Mac - могут аварийно завершить свою работу, и перезагрузка может занять болезненно долгое время. Наконец, со всеми этими устройствами и кабелями, контуры заземления, скорее всего, будут своим жужжанием серьёзно действовать вам на нервы. Обычно их легко устранить, питая ноутбук от аккумулятора, но вы покажите мне ноутбук, который с удовольствием записывает многодорожечный звук в течение двух часов на аккумулятор, а я покажу вам настоящего единорога... 

 Если вы все-таки решили использовать компьютер, подумайте о том, чтобы поместить все свои рэковые примочки в небольшой футляр для рэка. Это значительно облегчит доставку и настройку оборудования на месте, а также позволит вам убрать лишние кабели. Вы даже можете поместить ноутбук сверху (закрепите его нескользким ковриком или липучкой!). По крайней мере, найдите временный способ закрепить любой шальной Firewire и USB-кабель, даже если необходимо закрепить его клейкой лентой. Я также был бы искушен использовать DAW, такие как Reaper или Logic, которые не требуют аппаратного ключа - даже если я буду сводить в другой DAW позже. Последний совет - создать шаблон проекта, который минимизирует количество суеты во время самой сессии. Назначьте треки для основных инструментов, и назначьте входы из вашего интерфейса. Стоит также установить групповые элементы управления, чтобы вы могли записать или контролировать все треки одновременно. Вам может понадобиться изменить несколько вещей (например, если Вы подключаете вокальный кабель к каналу гитары - это легко сделать под давлением времени), но это все равно должно облегчить жизнь. Короче говоря, сделайте все возможное, чтобы убрать потенциальные проблемы из уравнения.

Запись и мониторинг

 Когда вы настроите всё оборудование, вашей задачей будет поставить все сигналы на запись на хорошей громкости, и избежать клипирования. После того, как вы нажали на запись, вам не нужно много вмешиваться: просто будьте начеку в поисках проблем и при необходимости принимайте меры. Если это несущественно, сопротивляйтесь соблазну изменить уровень усиления во время песни. Одна вещь, которую стоит сделать, чтобы избежать клипирования, это оставить много хедрума для вокала - потому что громкие "взрывные" согласные обычно могут быть удалены в пост-продакшне, но только если они не клипированы.Также неплохо иметь четкий контроль за уровнями, так как среда мониторинга будет трудной, в лучшем случае. Одна вещь, которая мне нравится в компьютерных сетапах является то, что на экране измерение может быть большим, ясным, прокручиваемым и настраиваемым пользователем. 

Сама по себе настройка мониторинга может варьироваться в зависимости от места проведения мероприятия, но ваши возможности всегда будут ограничены. Если вам повезет, вы сможете запустить свою систему в маленькой комнате, спрятанной где-нибудь, где вы даже сможете настроить пару колонок, но это редкая ситуация по моему опыту. Скорее всего, единственное доступное место будет в пределах зоны лайва, возможно, где-нибудь рядом со столом FOH. Приличные закрытые наушники с хорошей изоляцией здесь необходимы, потому что, в лучшем случае, без хорошей изоляции, вы получите звук, который вы не сможете точно контролировать, загрязненный звуком в комнате; а в худшем случае, вы будете испытывать искушение повысить уровень звука так, чтобы он мог вызвать повреждение слуха!Конструкция "на всё ухо", например, Sony MD7509HD или MD7520, будет мне больше всего по душе, чем модель меньшего размера, например, Sennheiser HD251 II. Они хорошо звучат и не пропускают много звука, но не обладают хорошей изоляцией. Внутриушные мониторы могут быть вариантом, если вам нравится их использовать - но это не то, с чем я хорошо лажу. Не используйте открытые уши, такие как Sennheiser HD650. Хотя такие наушники имеют самый "честный" звук, сигнал будет заглушен звуком в комнате. 

Время тестированияК тому времени, как группа будет делать саундчек, вы должны быть готовы к проверке и настройке уровней записи - так что вам нужно будет иметь немного времени в запас перед этим. В свой первый раз на месте, узнайте когда инженер FOH всё настраивает, а затем подойдите к этому времени. Подключите все, загрузите любые шаблоны проекта, проверьте, что ваша система записи работает (вы должны были сделать это накануне вечером, но проверьте еще раз!), пощёлкайте микрофоны и убедитесь, что вы получаете сигнал и так далее. Они должны тестировать всё это на основном звучании, проверяя каждый микрофон и инструмент по очереди, так что убедитесь, что вы там, чтобы проверить, что вы получаете приличный сигнал. (У вас может не быть второго шанса!)...В идеальном мире каждая группа получит саундчек, но слишком часто это не так: Я бывал на саундчеках, где всё время тратится на хедлайнера, а инженер повернулся и сказал остальным: "Извините, нет времени проверять другие группы... мы используем настройки монитора на основном выступлении". Так что не ждите, пока "ваша" группа сделает саундчек. Скорее всего, инженер FOH будет использовать одни и те же микрофоны и DI боксы для каждого номера, так что воспользуйтесь первой же возможностью проверить, есть ли у вас сигнал, и установите примерные уровни. Таким образом, когда ваша группа выйдет на сцену, вы будете готовы подстроить те уровни, которые нужно подстроить, вместо того, чтобы тратить все свое время на решение проблем. Наконец, не тратьте время на эквалайзер, компрессию и так далее. Просто сосредоточьтесь на получении чистого, здорового сигнала на каждом канале. Позже вы сможете выполнить любое балансирование, и в любом случае вы обнаружите, что звук значительно изменится, как только площадка будет заполнена потными телами!  

Покажи мне деньги!Хочешь верь, хочешь нет, но ты можешь зарабатывать деньги, записывая группы на типичных концертах, если у тебя есть предпринимательская жилка! Многие группы воспримут это как быстрый способ сделать себе демо, и заплатят за это удобство. Все чаще группы стремятся к тому, чтобы видео с их концертов загружалось на YouTube, Vimeo и т.п. - и в то время как iPhone и специализированные устройства, такие как Olympus LS20 (рассматривается в этом выпуске), позволяют записывать высококачественное видео и аудио, результат будет намного лучше, если вы совместите видео с правильно записанным и микшированным сценическим звучанием. Если вы можете продемонстрировать, что можете сделать хорошую работу, то найти себе концерт с записью группы, или работу звукорежиссёра записи на площадке не составит труда. Если вы уже делаете FOH звук для площадки, за скромные затраты на звукозаписывающее оборудование вы должны быть в состоянии немного подзаработать на стороне. Только не ждите, что кто-то предложит вам зарплату: вы сами создадите свои возможности.Но вот вам предостережение: я видел много контрактов между концертными залами/промоутерами и группами, и некоторые из них передают права на все записи, сделанные на площадке собственно держателям площадки. Было бы неплохо обратить внимание на такие вещи заранее, чтобы сэкономить себе время, хлопоты и потенциальный ценник на суд о правах собственности. 


Ваша корзина пуста