Назад к списку

ЗАПИСЬ ГРОМКИХ ГРУПП В СТУДИИ 

Автор: Пол Уайт

Перевод: Алина Тупикова

http://www.soundonsound.com/sos/jul07/articles/loudbands.htm

Запись группы гаражом это уникальная и непростая задача, но все таки есть возможность получить хороший результат.

Большинство техник записи достаточно просты, чтобы применить их на практике, если Вы столкнулись с задачей записи одного инструмента, но жизнь усложняется, как только вы сталкиваетесь с тем, что вам нужно записать группу, играющую «вживую» в студии. Главной проблемой является взаимопроникновение, особенно от более громких инструментов в микрофоны, используемые для записи более тихих источников звука. В типичной гитарной рок группе наиболее уязвимыми являются микрофоны вокалиста и оверхеды барабанов. Так же такие инструменты как акустическая гитара или перкуссия могут прибавить проблем. 

Проникновение может быть снижено аккуратной расстановкой микрофонов и источников звука, впрочем, в маленькой студии Вы никогда не избавитесь от него полностью, даже если поставите акустические щиты. Так же могут возникать проблемы с резонансом малого барабана, с тем, что он шумит, когда играет бас. При том, что вы можете поставить гейт на микрофон, который стоит близко к малому, чтобы избавиться от подобных призвуков, они все равно могут быть слышны в оверхедах. К счастью, некоторое дребезжание ударной установки в наши дни считается приемлемым, как составляющая естественного звучания, в то время как, например, в 80е было модным записывать ударные насколько это возможно чисто и стерильно. 


Уменьшение проникновения

Давайте представим, что у Вас есть подготовленная для записи группа в помещении размером с небольшой зал. Что Вы можете сделать, чтобы избавиться от проникновений? Гитарные усилители, очевидно, будут виновниками, и рок гитаристы все еще любят очень мощные усилители, повернутые вверх. Для записи, впрочем, небольшой усилитель, если его хорошо «разогнать», вероятнее всего, даст Вам более мощный звук, чем сценический усилитель, используемый в ограниченном пространстве. Я сейчас использую один из небольших Vox AD30VT для записи, так как они звучат хорошо практически на любом уровне громкости, но небольшие ламповые усилители, такие как Fender Blues Junior, так же идеальны: если все эти ранние песни Led Zeppelin были записаны на 6-ваттный ламповый усилитель, то маломощный усилитель это хорошо! Там, где Вам нужно использовать усилитель высокой мощности, особенно если он ламповый, я бы настоятельно рекомендовал использовать аттенюатор между усилителем и динамиками, чтобы была возможность использовать усилитель на полную мощность и при этом уменьшать ее, когда она доходит до динамика. Даже 5 Ватт могут звучать довольно громко в небольшом помещении, так что выбирайте модель с возможностью переключения настроек аттенюатора, такие как THD Hot Plate (см. июньский номер 2006 года, чтобы узнать больше об аттенюаторах). 

Вы будете ставить микрофон только напротив одного динамика, так что нет необходимости использовать кабинет 4х12, если только Вы не записываете в очень большом помещении, где можно использовать общий микрофон для обогащения звука. В типичной студии, даже если она домашняя, применяется принятая во всей вселенной мудрость: Вы ставите микрофон довольно близко напротив наиболее хорошо звучащего динамика. Так же использование кабинета с одним динамиком может дать вам хороший звук, в то же время снижая уровень проникновений. Как постоянные читатели уже знают, выбор микрофона и его расположение относительно динамика имеет огромный эффект на звук, который вы получаете в итоге, так что пробуйте все, что у вас есть и делайте заметки о том, как звучит тот или иной микрофон или расстановка. Мой личный фаворит из моей коллекции микрофонов - это ленточный микрофон SE, конденсаторный Audio Technica AT4050. Впрочем, многие звукорежиссеры до сих пор постоянно обращаются к динамическому Shure SM57. Не существует каких-то правил и каждая комбинация будет звучать по-иному, так что, пожалуйста, не жалейте времени на то, чтобы попробовать разные варианты. Получение хорошего звука в самом начале без сомнения лучше, чем борьба с эквалайзером после. 

Существует несколько стратегий, которые действительно помогают уменьшить проникновения от гитарных усилителей, одна из которых – направить усилители (это проще делать с закрытыми моделями) от барабанной установки и остальных уязвимых микрофонов. Так же поставить толстый поглотитель звука в паре футов напротив усилителя, чтобы поглотить часть звука, как только он пройдет мимо микрофона (который обычно стоит не дальше шести дюймов от решетки динамиков). Мы пробовали матрасы, мягкую мебель типа диванов, тяжелые одеяла и, конечно, пуховые одеяла. Это все помогает, но все равно будет некоторое проникновение. С открытыми усилителями имеет смысл экспериментировать, располагая их боком к уязвимым микрофонам, так как открытые кабинеты имеют диаграмму направленности в форме диполь (восьмерка), что означает, что звук в большей степени идет с передней и задней стороны, нежели с боковых сторон. В этом случае Вам нужно будет импровизировать с поглощающими щитами между усилителем и уязвимыми микрофонами в комнате, так же ставить их за микрофонами. 

Если Вы думаете, что что-то сработает, не бойтесь попробовать: Вы можете наткнуться на что то действительно эффективное. Если вы записываете в своей гостиной, например, попробуйте поставить гитарные усилители за диваном, чтобы отделить их. Для одного проекта я получил звук, который искал, благодаря тому, что положил усилитель динамиками вверх, накрыл его вместе с микрофонной стойкой одеялами и спальными мешками.

Существует и другой подход, который был использован во многих записях. Он состоит в том, чтобы расположить гитаристов играть в том же помещении, что и остальные члены коллектива, производя мониторинг в наушниках обычным способом, но усилитель расположить в отдельной комнате или даже кладовке. Множество классических альбомов были записаны с гитарным усилителем, расположенным в туалете студии!

Так как микрофон к гитарным усилителям обычно ставится очень близко к решетке, проникновения от других усилителей или от барабанов должны быть на таком низком уровне, что это не будет представлять проблему. Однако, когда бы Вы ни записывали мультисессии, используя отдельный микрофон для каждого источника, Вам всегда следует придерживаться правила 5:1. Это значит, что нужно удостовериться, что микрофоны стоят друг от друга как минимум в пять раз дальше, чем от источника звука. Это позволяет избежать фазовой окраски, которая возникает, если один и тот же источник записан двумя или более микрофонами примерно на одинаковом уровне. 

Когда все играют в одном и том же помещении, важно расставить музыкантов дугой, в форме подковы, с вокалистом в центе, лицом к ударнику, и с усилителями, направленными от них, как можно лучше огражденными щитами. Помните, что использование импровизированных поглотителей звука, чтобы обеспечить ограждение и уменьшить окраску, которую придает сама комната, очень важно для оптимального качества звука, так что не пренебрегайте этой жизненно важной областью. 

Оверхеды

За исключением дребезжащего малого барабана, упомянутого ранее, барабаны с близко поставленными микрофонами не слишком страдают от проникновений, так как барабаны обычно громкие и микрофон стоит очень близко к пластику. Акустика помещения так же не сильно влияет и на барабаны, записанные с близкого расстояния, и на гитару, из-за близости расстановки микрофонов к источнику звука. Оверхеды при этом наиболее уязвимы, так как они стоят дальше от установки и поэтому более расположены к тому, чтобы ловить проникновения или звук комнаты. Полезная стратегия – расположить оверхеды слегка напротив установки и понизить их на уровень чуть выше тарелок. Попробуйте поставить микрофоны так, чтобы они не были слишком далеко или слишком близко от каждой тарелки и направьте их вниз к малому барабану, чтобы микрофоны были на максимально одинаковом расстоянии от него. Одеяло или поглощающий щит позади установки могут предотвратить проникновение отражений от задней стены и, если это возможно, стоит использовать акустический поролон (такой, как производит Auralex) или Акустические Фильтры от SE прямо за микрофонами, чтобы снизить уровень звука, поступающего на заднюю и боковые стороны микрофона. Даже кардиоида не принимает звук только с задней оси, звук который идет с боковых сторон принимается довольно сильно. Однако, помните, что визуальный контакт часто является важной частью хорошего исполнения, так что удостоверьтесь в том, что барабанщик видит остальных членов коллектива. 

Если вы по-прежнему слышите больше проникновений, чем хотелось бы, возможно Вам потребуется полагаться больше на ближние микрофоны, и меньше на оверхеды. Тем не менее, оверхеды должны быть достаточно громкими, чтобы обеспечить хороший баланс тарелок, так что компромиссом было бы обрезать низкие частоты около 250Гц, чтобы очистить звук и сфокусироваться на тарелках. Когда этот сигнал будет добавлен к сигналу с ближних микрофонов, Вы получите тот пробивной звук, который был нужен, при этом без грязи от проникновений области низких частот и нижней середины.

Так как я заключил, что эта запись производится в типичной домашней студии, где акустика не совсем приспособлена для получения хорошего звука ударных, вам понадобиться добавить искусственного ощущения пространства, используя подключаемый ревербератор или какой-нибудь плагин. Ревер с короткими отражениями обеспечивает хорошее ощущение пространства без добавления звуку лишней грязи. Этот подход может быть очень успешным, если вы использовали поглощающие щиты, чтобы уменьшить количество звука, который приходит вне оси в оверхедах, так как добавление искусственной реверберации к записи в комнате с плохой окраской работает очень редко. Так же учитывайте, что любая компрессия, которую вы добавите к оверхедам подчеркнет проникновения и окраску комнаты, так что если Вам нужен более пробивной звук, возможно будет безопаснее компрессировать только записи с ближних микрофонов, нежели записи оверхедов или общий микс барабанов. Более того, если поднять область 12кГц, то появится искра в тарелках. Так же Вам может понадобиться обрезать область нижней середины в пределах 200-400Гц, чтобы избавиться от коробочного тембра, который появился из-за акустики помещения. 

Бас гитара

Сама по себе бас гитара проста в записи – напрямую или микрофоном – но она может вызывать проблемы для всего остального в комнате, так как низкие частоты не так легко поддаются контролю, как средние или высокие. Низкий бас так же вызывает проблемы с дребезжанием малого барабана. Одно решение – это просто играть на басу тише, что не должно повлиять на ощущение от исполнения, если каждый слышит хороший микс в наушниках. Другая полезная тактика – записывать выход с басового усилителя, микрофоном или напрямую из предусилителя, но в то же время записывать чистый звук напрямую с баса, используя активный ди-бокс, чтобы разделить сигнал. Затем Вы сможете эквализовать область низких со звука усилителя, чтобы сократить дребезжание барабана, добавляя эту область обратно (не эквализованную), но уже с записи прямого сигнала. Если подумать, то сам характер звука бас гитары содержится в области средних частот, так что это не должно лишить звук характера, если вы вырежете глубокий бас в звуке усилителя и затем замените его профильтрованным звуком с прямой записи. 

Конечно, мы можете полностью избавиться от проникновений, используя такой преамп, как Bass Pod от Line 6, который хорошо зарекомендовал себя для любого музыкального стиля, но не забывайте, что Вам нужен будет хороший микс в наушниках, чтобы воссоздать впечатление от игры в реалистичных условиях на реалистичном уровне.  

 Акустическая гитара

Если в группе есть акустическая гитара, Вы можете забыть о том, чтобы записывать ее микрофоном в одном помещении с усилителями и барабанами, так как проникновения просто заглушат то, что вы запишете с самой гитары. Единственные варианты при записи в маленькой студии, это использовать звукосниматель для акустической гитары и писать напрямую с него; играть на акустике одновременно с другими инструментами, но в другой комнате, используя подходящий мониторинг; или переписать акустическую гитару после того, как основная запись будет сделана. Последний вариант может быть проблематичным, если на акустике играется соло, так как добиться того, чтобы партии идеально совпадали по времени очень сложно (если вообще возможно). Так что, в песнях, где акустическая гитара является основным инструментом, запись напрямую со звукоснимателя или запись в отдельной комнате будут наилучшими решениями. Полезным советом будет то, что если вы не удовлетворены звуком гитары, полученным со звукоснимателя, Вы можете улучшить его, используя предусилитель Fishman Aura (или подобный), который модифицирует спектр и добавляет недостающие резонансы деки, чтобы заставить прямой звук со звукоснимателя быть более похожим на то, что Вы ожидаете услышать, если записываете инструмент микрофоном. Вы можете достичь чего-то похожего и без оборудования, используя «эквалайзем фингерпринт» (отпечаток пальца), такие как Logic Pro Match EQ или TC Electronic’s Assimilator для Powercore. В таком случае Вам потребуется сделать небольшую запись инструмента через хорошо поставленный микрофон, чтобы задействовать ее как образец. Затем плагин вычисляет сложный график эквализации, который будет совпадать с образцом, и применит его для прямого звука со звукоснимателя. 

Вокал

Так же, как и акустическая гитара, человеческий голос против 100 Ваттного Marshall не имеет шансов, так что, для того, чтобы был хоть какой то шанс записать вокалиста одновременно с остальными инструментами, Вам нужно сдерживать уровни громкости в комнате или переместить вокалиста в соседнюю комнату. Последний вариант более предпочтителен с точки зрения разграничения, но менее хорош с точки зрения исполнения. Чаще всего, вокалист запишет основной вокал вместе с остальными музыкантами, а затем эту дорожку заменят на записанную отдельно. Но там, где необходимо записать живое выступление, очень помогут одеяла, закрывающие значительное расстояние за вокалистом и акустический фильтр SE, или ему подобный, позади и с боков микрофона. Учитывая, что усилители направлены в сторону от вокалиста, и вокалист, который работает очень близко к микрофону, как он делал бы во время живого выступления, все может сработать. Если вокалист работает очень близко к микрофону это без вариантов означает, что нужно использовать или сценический динамический микрофон, который можно держать в руках, или сценический конденсаторный, с которым так же можно работать, держа его в руках, такие как Neumann KMS105 или Rode S2. Если Вы будете использовать традиционный студийный микрофон, Вам вряд ли удастся подобраться к нему достаточно близко, чтобы предотвратить проникновения без проблем со звуками типа [п], так как любой поп-фильтр должен быть расположен в паре дюймов от микрофона. Даже при использовании сценического микрофона, Вам, скорее всего, нужна будет хорошая вокальная техника, чтобы избежать [п]-проблем и, если возможно, нужно будет, чтобы микрофон располагался на стойке, а не в руках и вокалиста, так как положение микрофона относительно акустических щитов очень важно. 

Как и при любой сессии записи, не забудьте проконсультировать вокалиста относительно баланса в наушниках и определить, какое количество реверберации им нужно слышать в миксе для комфортного исполнения. 

Другие соображения 

Клавиши обычно без проблем записываются напрямую, если только Вы не записываете их микрофоном с ротационного динамика, что не часто встречается в непрофессиональных студиях, из-за размеров самих динамиков. В случае если вы располагаете старым Leslie, который хотите записать, нет причин писать не напрямую, потом направить дорожку обратно на микс через тот же Leslie, записывая результат на новую стереодорожку.

Медные и деревянные духовые обычно довольно громкие, и звук рок саксофона может быть достигнут, если поставить микрофон близко к раструбу, хотя это и не дает особенно точного представления о звуке инструмента. Опять же, положение микрофона относительно инструмента очень важно, микрофоны-прищепки могут быть полезны, если исполнитель много двигается. Относительно разделения, Вы можете применить те же правила для записи более тихих деревянных духовых, что и для записи вокала – поставить поглощающие щиты и позади микрофона, и позади исполнителя. 

Акустические фортепиано могут представлять проблему, но для рок группы Вы вряд ли будете стремиться к классическому звуку концертного фортепиано, так что Вы можете позволить себе поставить пару микрофонов в нескольких дюймах от струн. Если помещение достаточно большое, Вы, возможно, сможете даже закрыть крышку рояля, чтобы лучше его изолировать. Это сделает звук более жестким, напористым, нежели при классическом расположении микрофонов на расстоянии, но многие поп и рок продюсеры предпочитают именно этот звук, так как он хорошо пробивается в миксе. Самое простое решение, конечно, это использовать хорошее электро-пианино, но не каждому исполнителю понравится идти на подобный компромисс. 

По моему опыту, многие группы пытаются играть в студии так же, как они играли бы на концерте, что часто влияет на тон гитары, который получатся слишком грязным, чтобы с ним было комфортно работать при сведении. Практическим решением было бы использовать активный ди-бокс, чтобы разделить сигнал, так, что сигнал Thru идет через усилитель, а другой сигнал записывается чистым на отдельную дорожку. Если Вы посчитаете, что оригинальный сигнал, записанный с усилителя не звучит в миксе, у Вас будет возможность пропустить чистую дорожку через гитарный усилитель, который был записан изначально, или использовать плагин симулятор, чтобы превратить прямой сигнал во взрывной рок звук. Вы даже сможете смешивать прямой сигнал с записанным с усилителя, чтобы добиться удовлетворительного результата. Если вы не уверены, что группа все сделала правильно, то это очень простой способ подстраховать себя. 

По поводу установки уровня громкости, Вам следует помнить, что нужно оставить приличный запас, так как громкость неизбежно вырастет, как только группа разыграется. Если Вы записываете с разрядностью 24 бита, Вы с легкостью можете позволить себе оставить 12дБ запаса, что обеспечит Вам приличное безопасное поле для возрастания громкости.

 Итоги

Практически все, что было освещено здесь может, по непредусмотрительности, казаться просто здравым смыслом, но удивительно, как много, казалось бы, очевидных факторов может быть пропущено, когда Вашим главным приоритетом является записать музыку. Сдерживание громкости гитарных и басовых усилителей, путем использования менее мощных усилителей или аттенюаторов, не только помогает снизить количество проникновений, но так же дает более хороший звук. Запись с меньшим перегрузом, чем Вы используете во время выступлений, так же хорошая идея: Вы можете добавить больше перегруза или компрессии позже, но Вы не сможете очистить звук, в котором было слишком много дисторшна. Именно поэтому я посоветовал более безопасный путь записи напрямую. 

Другой важный момент – использование акустических щитов (или матрасов, одеял, спальных мешков и т.д.). Это очень помогает минимизировать проникновения и укротить нежелательные отражения, так что Вам не стоит недооценивать их важность. Новое поколение щитов для расположения за микрофонами так же очень эффективно, и если Вы часто записываете группы гаражом, такие щиты стоят внимания. Тем не менее, всегда следует помнить о балансе между использованием щитов и необходимостью визуального контакта между членами коллектива во время выступления. 

Наконец, чем лучше Ваши источники звука и чем меньше у Вас проникновений, тем проще будет сводить песню. Вы, наверное, уже поняли, что фраза «исправлю при сведении» звучит слишком оптимистично, и что хороший микс начинается с хорошей записи и хорошего выступления. 

   

Ваша корзина пуста