Назад к списку

почему стоит работать с DSP-интерфейсом,несмотря на опасности в использовании ноутбука на сцене.

Перевод: Александр Мохаревский.

«Удивительное время для живого звука — думаю, что это одна из причин,почему я продолжаю заниматься этим, а не записывать», - говорит ДэвидУильямс, концертный звукорежиссер для прогрессивного панка La Dispute идругих групп (Title Fight. , Deer Tick и O’Brother). «Теперь нам стало доступнымиспользовать хорошие микрофоны, плагины, которые имитируют компрессоры1176 и механизм Neve, и делать многие сумасшедшие вещи, которые донедавнего времени можно было делать только в студии.» 

 Первоначальной мечтой Дэвида было стать инженером и продюсеромстудии, и после работы в качестве стажера в 301 Studio в Брисбене, Австралия,он начал вкладывать свои с трудом заработанные деньги в профессиональноезаписывающее оборудование. В то же время он выполнял небольшую работу сживым звуком на небольших площадках, но был разочарован ограничениями,наложенными оборудованием, которое он использовал. Прошло совсем немноговремени, прежде чем он собрался духом и начать переносить часть своегостудийного снаряжения в живую среду, с тех пор и не оглядывался в прошлое.


Наиболее существенным элементом студийного оборудования, котороеДэвид использует вживую, является аудио-интерфейс Universal Audio ApolloFirewire, представляющий собой аппаратный хост высотой в 1U дляподключаемых модулей UAD, управляемый дистанционно с помощьюпрограммного микшера Console. 

«Apollo» Дэвида - это четырехъядерная модель с восемью входами ивосемью выходами, оснащенная четырьмя DSP-чипами, он пользуетсяинтерфейсом на частоте дискретизации 96 кГц. 

«Apollo был тем, что я купил для студии, но решил взять с собой в дорогу,- говорит Дэвид. - Он начался с группы под названием O'Brother из Атланты,штат Джорджия. Инженер, который микшировал их последний альбом,использовал кучу разных задержек и ревербераций, и когда я готовился к этомутуру, мне было интересно, как сделать все эти изменения. Сигнал задержки - этопростое изменение темпа, но я не был уверен, что успею настроить всеревербераторы для разных инструментов и разделов песен. При использованиицифровых плат это не такая проблема, потому что я обычно могупредварительно запрограммировать файл и загрузить его в цифровой микшер вкачестве пресета, но тур O'Brother был довольно небольшим, так что длябольшинства из них мы были бы в местах с аналоговые консоли и устройства саналоговыми эффектами обработки, такими как Yamaha SPX 900, 990 или TCElectronic M-One. 

«Apollo» был под рукой, и я думал этот интерфейс может помочь, ведь ямог предварительно запрограммировать его с тремя различнымиреверберациями на ударных и вокале с задержкой и запускать их на площадкахвместо того, чтобы набирать их каждом день на разных консолях. » 

Прежде чем использовать «Apollo» в живую, Дэвид провел много исследований,чтобы определить, будет ли он достаточно надежным. В конечном итоге всесводится к трем определяющим факторам: 

• Во-первых, вы получаете неизменно высокое качество звука каждый концерт 

• Во-вторых - для меня действительно важна низкая задержка. Вы имеете делотолько с внутренней задержкой в 2 мс, которая аналогична тому, что даетбольшинство цифровых консолей от преобразования аналога в цифру в иобратно. 

• Третье, что было для меня важно, - это то, что, хотя он подключается к моемукомпьютеру через кабель Firewire, единственное, что делает его консольноеприложение, - это проверяет лицензии на плагин при загрузке и загружаетплагин маршрутизации, и настройки канала для сеанса. После этого, если вамне нужно ничего контролировать или менять, вы можете буквально выдернутькабель Firewire в середине шоу, и звук все равно останется. 

«Вы можете сделать то же самое с Waves MultiRack Native, но как толькоон попадет в АЦП/ЦАП, он перейдет в MacBook для FOH-обработки. Мне ненравится такая ситуация: если ваш компьютер выходит из строя, большая частьвашего шоу может испортиться. Так что с Apollo у меня есть специальныйаппарат, который выполняет обработку звука, и это ничем не отличается отналичия цифрового ревербератора с встроенным чипом DSP.» 

Сначала Дэвид направил Appolo возврат эффектов в консоли, так что,если аппарат Apollo перестал работать, аудиосигналы со сцены все равно будутпроходить через микшер. Тем не менее, в конце концов он испытал искушениепопробовать его на вставках стола, так как это позволило ему использоватьвысококачественные процессоры UAD вместо оборудования на месте. 

«Я обучался работе с консолями SSL серий G и K и старым платам Neve с 1084эквалайзерами, и все это оказало большое влияние на то, как я вижу процессмикшировании, - объясняет Дэвид. - Компрессор - это не простоконтролировать динамику, например. Все они имеют свой собственный тон, иLA3A отличается от Pultec. Помню это всегда, независимо от того, что я свожу.» 

«У 301 Studio была плата Neve, и поэтому стандартная цепочка длязаписи электрогитары была такой: гитарный усилитель в Neve 1084 EQ, а затемв компрессор Urei LA3A. Это дает вам отличный гитарный звук. Я знаю каксделать хороший тембр инструмента. Мне нравится оборудование, котороеможно брать с собой. Когда у меня была дневная работа, я вкладывал многозаработанных денег в покупку плагинов UAD и Waves, которые моделироваливинтажное оборудование, которое я бы использовал. Научился использовать. Аиспользование Apollo позволяет мне использовать плагины Neve, 1176 и Pultec во внутриканальной обработке. Я просто применяю на этих каналах обработку,например эквалайзер Neve или что-то подобное. 

«Единственная ситуация, когда я не прибегаю к помощи Apollo, когда наплощадке есть Avid Profile или плата SC48, потому что я могу загрузить своиплагины Waves TDM в USB-флешки. Плагины Apollo работают только нафирменных DSP-чипах UA, но я могу использовать те же процессоры LA3A,Pultec и Neve непосредственно на платах Avid, что и плагины Waves TDM. 

«Мои авторизованные плагины и установщики для моих плагиновхранятся на флешке, но я также переношу предыдущий файл-шоу с моейфлешки в консоль в начале работы, а новое шоу возвращаю в конец списка. Этохорошо, потому что когда мы проводим фестивали, где у нас нет саундчека, уменя есть готовый файл с необходимым шоу». 

Во время турне с такими группами, как La Dispute, Дэвид путешествуетналегке и всегда полагается на микшерный пульт в зале, предоставленныйместом проведения концерта, но это означает, что он должен быть в состояниисделать свой Apollo совместимым со многими различными конфигурациямиввода/вывода. "Если мы имеем дело с аналоговой платой, такой как MidasXL4000 или Soundcraft Series 5, я просто сделаю вставки как обычно", -объясняет он. "Секция ввода/вывода Apollo имеет только восемь входов, восемьвыходов на разъемах TRS, поэтому я использую стандартный ткацкий станокдля вставок". Как только вы начнете работать с цифровыми платами, этозависит. У многих из них есть XLR-подключения, поэтому я используюадаптеры, чтобы превратить TRS-разъемы в XLR". Многие из плат не имеютстандартного гнезда для вставки, поэтому вы должны решить, обрезать ликаналы или нет. Последние пару раз я использовал Midas Pro 2s я сократил егодо четырех вставок через Apollo. 

"Но поскольку нет цифровых кабелей, он работает для любой аналоговойплаты, а также любой цифровой платы, которая имеет достаточно XLR или TRSвходов и выходов, чтобы пройти через Apollo и обратно в плату". Так что выможете взять его куда угодно. Если вы посмотрите на такой продукт, как WavesSoundGrid, он полагается на LAN-соединение, которое не будет работать, есливы доберетесь до места, где есть аналоговая плата". 

Кроме Appolo, единственный другой процессор, который Давид обычноберет с собой, это компрессор, который он использует для ведущего вокала LaDispute в течение нескольких лет. Передняя панель Distressor обеспечиваетДавиду мгновенную визуальную обратную связь и практический контроль,необходимый ему для критического вокального канала, и предотвращает его отнеобходимости договариваться о своем пути через слои программногообеспечения. 

Кроме того, он берёт сетевые переходники для США, Европы иАвстралии, а также запасные части, резервный диск с системой и MacBook Pro,но одним из главных приоритетов Дэвида является сведение к минимумуколичества передач. "Apollo настолько лёгкий, что я могу взять его с собой кудаугодно, - настаивает он, - но до того, как я взял его с собой, Дэвид Уильямсдостигает широкого стерео гитарного звучания, используя Neumann TLM102 иShure SM57 на каждом гитарном кабинете, жёстко наклонённой влево ивправо". Чтобы избежать проблем с обратной связью, только SM57отправляется на мониторны. Взяв 6U стойку, наполненную снаряжением,которое весило тонну и нуждалось в двух людях для подъема выше плеч. Впоследний раз, когда я ездил в Европу, я запихнул Дистриссор в ручную кладь,и это снизило вес. Я действительно беру запасные кабели Firewire, шнурыпитания IEC - простые вещи, но группы, с которыми я встречаюсь, стараютсябыть довольно мобильными, так что я не беру запасной Apollo или Distressor.Если понадобится арендовать другой Apollo, я могу просто загрузить файл иавторизации со своего компьютера. В начале каждого саундчека я загружаюфайл предыдущей ночи, а в конце ночи сохраняю последний файл на моемкомпьютере. И копии последних файлов ОС, программы установки иавторизации я тоже храню на своем резервном жестком диске. Если вы будетеусердно работать с резервными копиями, это не станет проблемой. 

"Так что в FOH у меня есть моя стойка с Distressor и Apollo, и я обычноставлю мой Mac поверх стойки, или где-то на консоли, в зависимости от того,насколько далеко стойка".

Живые инженеры склонны использовать динамические микрофоны дляработы на сцене рок-группы, в основном потому, что они относительно дешевы,прочны и не нуждаются в специальных стойки с пауками, фантомном питанииили специальных блоках питания. Тем не менее, в последние годы сталидоступны более доступные конденсаторные и электретные микрофоны, многиеиз которых очень надежны и способны работать с высокими SPL безповреждений. На сцене Дэвид использует несколько конденсаторныхмикрофонов, включая два Neumann TLM102 и пару Rode NT5. Он признает, чтоэто нетрадиционно, но его аргумент хорош: "Я хочу быть в состояниизапечатлеть выступление как можно лучше, будь то в студии или в дороге, и этоприносит мне удовлетворение, когда я могу рассказать о том, что происходитпередо мной". Мы говорим не о Neumann U47s; микрофоны, которые у меняесть, это TLM102s, которые довольно дешевы. Они мне обошлись в $1100. Якупил их для записи, но поскольку сейчас я делаю больше живого звука, онилибо будут сидеть дома и не делать много, либо я могу принести их в дорогу. 

"На данный момент они у меня на гитарах, так что расстановка - поодному гитарному усилителю с каждой стороны сцены, и на каждом из этихгитарных усилителей есть TLM102 и SM57". Если бы мы были в студии, я бымог зайти и синхронизировать микрофоны на каждом треке, чтобы быть в фазе,но вы не можете делать это вживую, потому что микрофоны двигаются, так чтоя просто жестко панорамирую каждый из них. Так что у меня есть праваягитара TLM с жестким панорамированием слева и SM57 справа, а на другомтреке - с обратной стороны. Они не мешают друг другу, и вы получаете полныйзвук от двойного микрофона. Это также хорошо работает, потому что высмешиваете два тона в каждом канале". 

Несмотря на то, что его конденсаторные микрофоны болеечувствительны, чем динамика, Дэвид настаивает на том, что у него нет проблемс обратной связью, и использует простой трюк, чтобы сохранить ее такимобразом. «Я помещаю только SM57 в мониторы», - объясняет он. "Если бы мыставили TLM102, то было бы больше возможностей для проблем, но простовыходить из FOH - это нормально". Это то же самое, когда я поднимаю наверх,потому что это тоже конденсаторы, но ничего, что по большей части должнобыть подано обратно на сцену». 

Одна из вещей, которую Дэвид начал делать в последнее время приработе с платами Avid SC48 и Profile, - это загонять каналы в свой ноутбук Macи записывать их как сессию Pro Tools. Однако, вместо того, чтобы пытатьсязаписать живые записи для будущего релиза, он собирает материал для того,чтобы экспериментировать с процессорами и эффектами в комфорте своейстудии. "Очень легко сделать многодорожечную запись в Pro Tools, используяProfile и платы SC48", - настаивает Дэвид. Это так же просто, как перенестикабель Firewire с платы на компьютер Mac с помощью Pro Tools и использоватьпрямые выходы каналов". Перед началом тура я открою многодорожечныйживой концерт в Pro Tools и потрачу время на настройку миксов на моёмкомпьютере". Я могу смикшировать несколько вещей и скопировать этинастройки, а затем либо загрузить их в Apollo, либо в файл шоу на другойконсоле. И если я использую плагины UA на этих треках, я могу использоватьте же самые плагины и настройки на Apollo Console. Я знаю, какие голосовыечастоты обычно нужно укрощать на деессере, например, и я поставлю их вApollo в качестве хорошей отправной точки. И я буду проводить выступлениеLa Dispute с помощью UAD Apollo. 

"Вырезание и усиление на 60 Гц одного и того же количества при ударевызывает более сильный удар по этому региону, - объясняет Дэвид, - ивырезание и усиление на 100 Гц делает то же самое для басов, или наоборот,если у меня есть набор для удара на 100 Гц и басов на 60 Гц". Она простонемного смещает низкочастотный тон, и вы можете использовать это в своихинтересах, чтобы увидеть, что работает лучше всего в комнате в данную ночь".Я был поражен, как это звучит. Это немного похоже на трюк с кнопками Urei1176». 

Даже для относительно небольших концертов, таких как La Dispute,Давид использует 20 и более каналов в пульте, поэтому восемь каналов,предоставленных его "Appolo", не позволяют ему обрабатывать всё. Однако,несмотря на очевидную привлекательность использования высококачественныхстудийных плагинов на большем количестве каналов, расширение установкипутем доюавления второго интерфейса Appolo является вариантом, который онв настоящее время не рассматривает. 

"Аналоговые входы и выходы довольно фиксированы в том, что естьчетыре разъема XLR и восемь разъемов TRS, и вы можете переключатьсямежду микрофоном и линейным входом на первых четырех", - говорит Давид.У него есть ещё восемь линий ввода/вывода ADAT, но для их использованияпотребуются дополнительные АЦП/ЦАП конвертеры, так что единственное, чтовы можете сделать, это прикрепить его ко второму Apollo, что означает ещёодно место в стойке и ещё одну вещь в цепочке, которая может пойти не так". 

"Я думал об этом, но эта установка должна быть действительно легкой,чтобы летать повсюду, и добавление ещё одной единицы смешает этот баланс".Кроме того, если бы у нас было гораздо большее количество треков, мнепришлось бы делать тонну изменений на лету с помощью мыши, что в живойситуации не идеально". Восемь каналов управляемы. Больше всего я используюконсоль для переключения настроек эффектов, но каждую ночь используютсяодни и те же плагины и каналы, так что это всего лишь небольшие доработки. 

"Если я увеличу до 16 каналов, то мне понадобится что-то болеепрактичное - вместо того, чтобы носить восьмиканальную кишку, я буду носить16-канальную, а когда вы имеете дело с 20-футовым рэком, он становитсядовольно весомым и не таким портативным, так что вы либо сокращаете своипотери и сохраняете до восьми, либо смотрите на модернизацию и привозите ссобой какую-нибудь команду помошников". 

"Apollo" полезен в той нише, в которой я работаю, где я имею дело сгруппами, которым нужен очень специфический живой звук, но на такомуровне, где можно услышать разницу между Neve EQ и бортовым". Но мынаходимся не на том уровне, на котором это возможно, чтобы нести с собойпродюсирование. На данный момент мы можем использовать действительновысококачественные плагины, и это занимает только одно место в стойке, такчто для ситуации, в которой я нахожусь, это действительно идеально". 

Дэвид был барабанщиком в серии рок- и инди-групп в своем родномгороде Брисбене и его окрестностях, прежде чем поступить в Институт SAE,сначала в том же городе, а затем в его штаб-квартиру в Байрон-Бей. Пока онучился в SAE, Дэвид познакомился с Полом Пилснениксом (Paul Pilsneniks),главным инженером студии Byron Bay's 301 Studios, и эта ассоциация привела Дэвида к тому, что он работал на Пола в качестве стажера и выучил"целый мешок фокусов со звукозаписывающими трюками". На том этапе Дэвидобнаружил, что студийное производство гораздо более полно, чем живоемикширование, которое он начал делать на небольших площадках, главнымобразом потому, что он чувствовал, что в студии есть больше возможностей длятворчества. 

"На небольшой площадке, - объясняет Дэвид, - ты получаешь большуюсценическую громкость и на самом деле просто играешь на контролеповреждений, в то время как даже когда я записывался в действительнопростых репетиционных залах, я мог использовать аппаратуру, чтобыформировать тональности записанных мною вещей". Я начал делать живой звуктолько для того, чтобы улучшить свои навыки, но я попал в него, так как местана сцене становились больше, и у меня было лучшее оборудование, с которым ямог играть. Так что теперь, когда я микширую огромный ПА в большихкомнатах, это позволяет мне реализовать творческую сторону того, что я делаю. 

"В 2009 году группа под названием La Dispute из Мичигана, США,впервые приехала в Австралию. В итоге я занялся FOH и гастрольнымменеджментом для них, и вот мы здесь, три года спустя! La Dispute - этофантастическая группа с безукоризненным отношением. Это просто барабаны,бас, две гитары и вокал, но их музыка немного лева для панк-группы. Онилюбят сохранять динамику в своей музыке, и на самом деле они не типичнаягруппа стиха/хора. Множество их песен длится от четырех до семи минут, и онипроходят через движение в каждой песне. Их вокалист - невероятныйрассказчик, так что в песнях есть этот прилив и отлив, и много драмы, которуюздорово смешивать каждую ночь, потому что она держит тебя на ногах» 

Аполлон Дэвида Уильямса позволяет ему использовать плагины навосьми настольных вставках, и хотя он утверждает, что это щедрое число впрямом эфире, оно охватывает менее половины каналов, которые он используетдля типичного концерта La Dispute. Как сказал бы политик, ему приходитсяделать нелегкий выбор, и он делает это, разделяя восемь каналов средимикрофонов, которые он считает самыми важными: "Удар, капкан, томы,тарелки, бас-гитара, две электрогитары и вокал являются самыми важными, -настаивает Дэвид, - но я все еще должен настраивать второй микрофон, паруразных микрофонов, томы, бас-мик и другие гитарные микрофоны каждыйвечер на месте проведения концерта". 

"У меня есть два микрофона, но один, который я использую в основном,это мой Shure Beta 52, так что я использую первый канал для моей Beta 52 внемикрофона". Тогда у меня есть верхний микрофон, потому что я использую егобольше, чем нижний, и я использую бас DI линии намного больше, чеммикрофон". Затем у меня есть Neumann TLMs от гитарных усилителей, потомучто мой большой FOH изображение исходит от тех, а не SM57s. 

"Одно из решений, которое я должен был принять, было между стойкой инапольными томами, и верхними микрофонами". Наш барабанщик довольнодинамичен, так что он перейдет от игры на мягких барабанах, в которых многопризрачных нот, мягкого ролла или тихих тарелок, к новой части, где он бьет побарабану, ездит или разбивается довольно сильно, так что я решил захватитьверхние барабаны и сжать их так, чтобы мы не получили кучу тарелок,торчащих, когда он бьет сильнее. Это также позволяет мне подхватить большединамических катушек, не беспокоясь о том, что будет закрыто и оставлено намоем основном канали. 

"UA Console" также имеет два вспомогательных канала, которые яиспользую для вокальных и ударных эффектов. Я прогоняю через них паруревербераторов, и они отправляются из линии монитора. Эти выходыпредназначены для основных левых и правых выходов, но я нашел способперебирать эти каналы и запускать из них только эффекты". Они простовозвращаются к стереоканалу на столе". 

Оказывается, Давиду также принадлежит 16-канальная версия "Appolo", но онеще не вывел ее в прямом эфире, так как в ней отсутствуют предусилители идоступ к ее каналам осуществляется только через разъем D-Sub. "Я подумывалоб использовании Apollo 16 в прямом эфире, но пока не решился", - признаетсяон. "Это был бы отличный способ сделать то, что я делаю с большимколичеством каналов, но есть пара подводных комней". Первый - это то, что выуправляете большим количеством каналов в домене "точка-клик", а вторая - то,что если разъем D-Sub отвалится, то его гораздо труднее отремонтировать надороге, и есть больше возможностей для дефектов". 

Ваша корзина пуста