Назад к списку

Эффективный саундчек

Перевод статьи: Андрей Иванченко.

Каковы секреты успешного саундчека? Мы опросили несколько крупных имен в индустрии живого звука, чтоб узнать их лучшие советы.Тема о саундчеках напросилась во время разговора с редактором журнала SOS Сэмом Инглисом на недавнем выступлении. Сэм много раз работал звукоинженером на маленьких мероприятиях, но хотел бы узнать различия, при работе на более крупных площадках, таких как Corn Exchange, вместимостью 1800 человек в Кембридже. Я попытался убедить его, что отношусь ко всем мероприятиям примерно одинаково, и что на самом деле это только вопрос масштаба – хотя каждое шоу имеет свои особенности.

Я решил поговорить с несколькими всемирно уважаемыми инженерами и узнать их мнения по этому вопросу (читайте раздел "Познакомьтесь с инженерами", чтобы узнать о них больше). Я обрадовался, что у всех нас были схожие подходы и чувства по этому вопросу. Данная статья не предназначена для пошагового руководства, а скорее представляет собой обсуждение разных мнений того, как следует подходить к саундчеку, даже если вы еще ни разу этим не занимались.

Делай домашнюю работуКак инженер я все еще работаю на разных уровнях, от больших open-air фестивалей до небольших клубов и театров, но всегда первое, что я делаю – это сбор информации о группе, для которой я работаю. Это обычно включает в себя встречу с группой в репетиционной студии и наблюдение за тем, как они играют несколько песен. Я постараюсь достать все, что они записали, от демо-записей до живых записей, а также выпущенные треки. Обычно я пытаюсь составить приблизительный сет-лист, а затем слушаю плейлист на повторе так долго, как только могу, перед первым шоу, чтобы вбить песни в свою голову.


Я сделаю заметки, а затем составлю примерный список каналов и план сцены, которые будет разосланы в необходимые места заранее. Важно сделать их как можно более ясными и точными. Это также должно быть реалистично — если вы работаете в пабах и клубах, где вы, вероятно, получите 16‑канальные микшерные пульты, то не ставьте больше 16 каналов в свой список! Опишите в списке каналов, что это за инструмент и где он находится на сцене (например, "гитарная сцена слева"). Помните, что пока ваша группа не станет очень известной, никто не будет знать, кто такой "Джефф"!

Я также составлю простой сценический план, чтобы помочь людям узнать, где находятся вещи на сцене. Это не обязательно должны быть архитектурные планы, а просто четкие и понятные. Я видел в свое время несколько таких «грандиозных», и некоторые из них были просто непостижимы! Всегда оставляйте свои контактные данные на обоих из них, а также дату, чтобы легко было определить, являются ли они актуальными. Я работал на фестивале, устанавливая оборудование для главного номера, и в итоге обнаружил, что я работал над планом сцены и списком каналов, разосланный агентом, который устарел на 18 лет, просто потому что никто не проверял!

Отправьте список каналов и план сцены инженеру от площадки; обычно на веб-сайте есть контактный адрес электронной почты или номер телефона, даже для самого маленького места проведения мероприятия.

Первые впечатленияВ день мероприятия я всегда стараюсь прийти на место на несколько минут раньше, чем запланировано. Я бы предпочел прийти пораньше и не спешить, а если все пойдет ужасно и не по плану, лучше, чтобы меня никто не ждал!Шон Хира добавляет: "первый совет, который я бы дал, - это узнать имя инженера площадки, с которым вы будете работать в этот день. Убедитесь, что у него есть свежая копия списка каналов вашей группы и плана сцены, а также подробные сведения о любом дополнительном оборудовании, которое вы можете взять с собой. Если вы приносите что‑нибудь, убедитесь, что у вас есть правильные кабели для подключения к микшеру площадки. Я бы также посоветовал позвонить ему/ей по телефону или написать по электронной почте за пару дней до этого, чтобы представиться и быстро поболтать, чтобы он/она знал(а), что представляет собой ваша группа.

«Подружитесь с ними до того, как вы туда доберетесь, так как вам будет очень важно убедиться, что они владеют актуальной информацией и знает ваше имя. Вы будете проводить с ними много времени в течение дня, и уважение с их стороны может быть неоценимо, так как им, вероятно, придется иметь дело с несколькими инженерами каждую неделю, многие из которых не будут делать шагов, описанных выше.«По прибытии на место встречи идите и найдите инженера. Пожмите друг другу руки и представьтесь — пара нелепых шуток, чтобы разрушить неловкость в этот момент не помешает. Дайте ему знать, что вы в порядке, и предложите сделать ему чашку чая (обычно это хорошо проходит).

"Я видел, как инженеры заходили в помещения, бросали один взгляд на портальную акустику и оборудование и начинали поливать грязью в лицо местного инженера... Это только ухудшит всем настроение, но никак не изменит оборудование! Вам нужно получить от этого человека все самое лучшее, поэтому относитесь с уважением к его работе. Он, вероятно, хорошо осведомлен о каких-либо недостатках и не нуждается в их повторении.«За чашкой чая можно быстро обсудить пару вопросов об оборудовании. Для начала хорошо бы задать пару вопросов об общих характеристиках портальных акустических систем. Какие частоты обычно выдают себя при заводке на графическом эквалайзере? Как меняется система, когда помещение заполнено? Запомните эти ответы на будущее. На данный момент ваша задача установить хороший контакт для того чтобы обеспечить и себе, и коллеге успешный рабочий день.»

Аккуратность и чистотаЯ люблю начинать рабочий день на достаточно аккуратной сцене, поэтому обычно сворачиваю любые кабели и аккуратно храню микрофонные стойки на танцполе. Гораздо легче увидеть, что вы делаете, если вы приходится работать на чистой сцене. Еще раз повторю, что уважительное отношение к заведению и его персоналу только поможет вам в этот день.Осмотрите парк микрофонов и стоек площадки, поговорите с местным инженером и спросите его мнение обо всем, что вам, возможно, ранее не встречалось. Часто мне показывали новый микрофон, который хорошо сработал, или новый способ подзвучить что-то - вы всегда должны учиться! К этому времени на сцене уже будет установлена бэклайн (инструменты и усилители группы), и в этот момент я помогу местному инженеру расположить микрофоны и кабеля.

Сейчас стоит упомянуть о кабелях. Я приверженец аккуратности на сцене, особенно когда речь заходит о кабелях! Мне нравится, чтобы мои были выложены, как трамвайные рельсы, то есть аккуратно рядом. Это помогает, когда возникает неизбежная проблема; гораздо легче найти неисправность, когда вы можете легко увидеть, где проходит кабель. Я также люблю помечать вещи, особенно если они будут перемещены для размещения группы поддержки. Чтобы "грилить" сцену, нужно систематически маркировать почти все на ней разноцветной ПВХ-лентой — крайность, к которой я могу только стремиться! ["Greal" - название в честь английского инженера Джастина Грили, известного своей коллекцией разноцветных лент, используемых для разметки всего на сцене от кабелей до динамиков.] Если есть сценические кейсы, то это тоже хорошее время для их маркировки, таким образом это гораздо ускорит прокладку кабелей.

После того, как сцена будет подключена к кабелям, я пойду и посмотрю на микшерный пульт и систему в целом, аккуратно помечая консоль либо написав на белой ПВХ-ленте, которую я принес с собой своей красивой новой ручкой, либо загрузив или набрав на цифровой консоли.

Аналог или цифра?Пришло время обсудить различия в подходах между микшированием на аналоговых и цифровых пультах. При работе с аналогом вы каждый раз начинаете с чистого листа, и я всегда буду тратить несколько минут на сброс всех уровней входного сигнала до нуля и выравнивание эквалайзера канала до начальных позиций. Затем я четко обозначу все каналы, которые я использую, делая пометку о том, где находятся посылы для блоков эффектов и шины мониторов.Однако с помощью цифровых микшеров можно переносить настройки с одного пульта на другой в виде файла сцены. Поработав некоторое время с группой, вы можете собрать довольно большую коллекцию файлов для разных консолей! Если вы работаете с небольшими цифровыми микшерами, то сейчас самое время еще раз подумать о своем списке каналов. Несколько слоев фейдеров могут означать, что ваши каналы могут быть на нескольких страницах, поэтому стоит поместить важные каналы на первый слой. "Я всегда располагаю свои консоли с фейдерами, которые мне нужно часто трогать на первом банке, - говорит Кен «Пуч» Ван Друтен, - поэтому обычно верхний слой цифровой консоли имеет вокал, бас, гитару, некоторые барабаны (обычно бочка и рабочий) и клавиши. Вещи, к которым я почти не прикасаюсь, такие как томы, оверхеды и бек-треки настраиваются в более далеких слоях.»

При работе с аналоговыми микшерами вы обнаружите, что порой каналы могут быть разделены вокруг центральной секции, например, с 1-16 слева и 17-34 справа. Это может быть неудобно - иметь, скажем, левую сторону клавиатуры на одной половине микшера и правую сторону на другой, поэтому даже с аналоговыми микшерами стоит тщательно планировать свой список каналов.

Проверка системыПара наушников хорошего качества и источник музыки (обычно это мой ноутбук, но может быть телефон или MP3‑плеер) очень важны. Наушники - это моя точка отсчета, и они могут быть использованы для проверки каналов и создания микса. На фестивалях я сильно полагаюсь на них во время смены настроек эквализации, поэтому стоит приобрести хорошую пару. Как только все будет подключено и помечено, я подключу свой источник звука и проверю, что он воспроизводит звук на моих наушниках. Затем, используя только одну сторону в моно, я буду слушать систему.

Даже если система настроена правильно, само место проведения может повлиять на ее производительность. "Мой первый шаг заключается в том, чтобы оглядеть комнату, чтобы наблюдать любые строительные проблемы, которые могут повлиять на звук, особенно в положении FOH — стекло, плоские поверхности, углы комнаты и так далее”, - говорит Мик. "Хотя в целом любой хороший системный техник будет принимать их во внимание при построении системы, и в конечном счете ничего нельзя сделать с большинством проблем, но это помогает мне понять среду, в которой я работаю. Чаще всего это дает понимание того, почему система звучит именно так, как она это делает.”

Графические деталиКак только система будет правильно настроена, мой первый пункт в эквализации - это системный контроллер. В наши дни даже небольшие системы имеют активные кроссоверы, поэтому просто несколько поворотов уровней сабов вверх или вниз и настройка средних и высоких уровней частот может помочь сбалансировать систему. Если есть графический эквалайзер, я буду регулировать фейдеры, делая одну сторону портальной акустики за раз, стараясь не поднимать и не опускать слишком много. Мне нравится видеть графические эквалайзеры со смайликами, а не рельефные карты Гималаев!

Звук комнаты, когда она пуста, очень отличается от того, когда в ней есть аудитория (или, как кто‑то однажды описал ее мне, "акустические поглотители на водной основе"). Помните, что произойдет, когда зрители войдут: это редко будет звучать хуже! Обычно комната будет звучать более плотно и более контролируемо. Аудитория будет охватывать одну из самых больших отражающих поверхностей-пол, что позволит улучшить средние и высокие частоты."Это помогает не перегружать систему эквалайзером", - говорит Мик. "Я думаю, что мы все поднимали фейдер на 2,5 кГц, чтобы позже опустить его обратно, потому что то, что вы могли услышать днем, теперь исчезло из-за толпы, покрывающей отражающую поверхность, которая заставила вас поверить, что эта частота было в избытке. Большие бетонные полы создавали много отражений.”

В небольших залах, однако, помните, что, если ваши верхние динамики не находятся выше голов аудитории, высокие частоты будут поглощены передним рядом. Много раз я видел динамики, расположенные на высоте головы, и они звучали великолепно, пока люди не встали перед ними, разрушая звук для всех остальных!Даже температура на концерте может довольно сильно варьировать звук: "насколько тепло место проведения и насколько тепло оно будет во время шоу: это могут быть две очень разные вещи, а на открытом воздухе это может резко изменить звук”, - говорит Мик. "Системы ПА звучат лучше в теплых условиях. Это связано с изменением плотности воздуха, что, как мне кажется, совершенно недооценивается в живом звуке."

В качестве музыкального ориентира я использовал "The Horses" Рики Ли Джонса уже около 15 лет. Он хорошо записан и очень ориентирован на вокал. Если я смогу заставить его голос звучать правильно, система обычно будет в порядке. Этот трек не сильно нагружен басом, что помогает мне сосредоточиться на важных средних и высоких частотах, прежде чем испытывать сабы. Для этого я включаю либо Dreadzone, либо Deadmau5, в зависимости от моего настроения! Я всегда буду ходить по комнате, чтобы проверить освещение, а также посмотреть, может ли регулировка углов между динамиками улучшить ситуацию."Носите с собой треки, с которыми вы действительно хорошо знакомы, чтобы проверить ПА", - добавляет Кен ван Друтен. –Послушайте его внимательно, но не увлекайтесь этим. Это не те треки, которые вы будете микшировать; это живые каналы. Прослушайте свои CD или WAV-файлы для отстройки пару раз, чтобы получить общее представление, но, в конце концов, самое главное-это треки, которые вы микшируете. Проводите с ними больше времени.”

Проверка лайн-апаНаконец, теперь у вас есть система, которой вы довольны, и вы можете начать слушать группу. Я всегда буду в этот момент делать проверку лайн-апа. Это не проверка звука; это проверка того, что все микрофоны и DI-боксы работают. Проверьте звук со всех микрофонов начиная с канала 1. Слушайте все, что вы вставили в канал, например, гейт или компрессоры. Определите каждый микрофон и прослушайте все, что может быть неправильно подключено или неисправно. Если кто-то звучит неправильно, замените кабель, а если он все еще не работает должным образом, попробуйте сменить микрофон.

Я всегда ношу с собой генератор розового шума с фантомным питанием для устранения неполадок. Онтребует 48V для работы, поэтому отлично подходит для тестирования кабелей: если кабель неисправен, он сразу же проявится. Это также полезно сделать до того, как группа начнет играть. Отправьте их за чаем и скажите, чтобы они вернулись через 10 минут, если вам нужно.После того, как все устройства будут работать, вы можете начать саундчек...

Раз, два…Каждый инженер будет иметь свой собственный предпочтительный порядок для выполнения саундчеков, но есть несколько установленных методов. Кен ван Друтен начинает с певцов: "если это группа, которую я начинаю с нуля, я всегда начинаю с вокала, так как это будет диктовать, как все остальные инструменты будут лежать в миксе.Мик добавляет: "Я всегда начинаю с эмбиент-микрофонов. Когда я говорю эмбиент-микрофоны, я имею в виду микрофон, который всегда открыт и не закрывается, например, вокал, оверхеды, хай-хеты и, возможно, гитарные микрофоны, если гитарный стек и микрофон находятся рядом с ударной установкой.”Именно Мик впервые познакомил меня с этим способом работы, и это действительно имеет смысл. Теперь я всегда начинаю с ведущего вокала и слушаю, как кто-то на сцене говорит через него нормальным голосом. Под "нормальным" я подразумеваю отсутствие криков и бесконечных "раз-два". Если у меня есть тихий певец, я заставлю кого-нибудь говорить более тихим голосом, чтобы я мог судить, как реагирует система.

После проверки всех вокальных микрофонов я оставлю их на уровнях примерно до -5 дБ. Они будут влиять на звучание всего остального на сцене, добавляя много верхних частот к звуку других инструментов.Затем я обычно начинаю настраивать барабаны. Мне нравится заставлять барабанщика играть простой ритм на kick, snare и hi-hat, поскольку я обнаружил, что настраивать барабаны индивидуально скучно и нерепрезентативно. Если вы просто настраиваете бас-барабан, барабанщик всегда будет бить по нему немного сильнее, чем, когда он играет паттерн. Воспроизведение правильного ритма помогает облегчить ему скуку и дает вам возможность услышать барабаны вместе.

В этот момент я всегда буду пытаться переключать фазу на микрофонах, чтобы увидеть, как все звучит, прежде чем потянуться за эквалайзером. Это также время для настройки noise gate’ов, не забывая установить порог достаточно низким, чтобы захватить все удары.Я также поднимаю громкость оверхедов на этом этапе, чтобы получить общее звучание. В небольших помещениях они не понадобятся, так как ваши вокальные микрофоны будут достаточно хорошо справляться с подбором тарелок! После этого я заставляю барабанщика играть одиночные удары на томах, а затем играть весь комплект с филлами и с использованием райда.

Затем я пройду по различным инструментам, оставив те каналы, над которыми я уже работал. Всегда стоит просить музыкантов играть то, что они считают своими самыми тихими и громкими звуками, так как это дает вам представление о диапазоне уровней и звуков, с которыми вы будете иметь дело.А потом я попрошу группу спеть песню. Если возможно, это должна быть песня в среднем темпе; ничего слишком громкого, чтобы дать мне шанс получить равновесие. В этот момент вам нужно слушать то, как музыканты взаимодействуют, а не то, как они звучат сами по себе.

В миксеМик предлагает несколько советов на ранних этапах построения микса: «Подумайте, о том, как вы хотите, чтобы что-то звучало. Сочетается ли звук бас-гитары со звуком бочки? Я считаю, что это конкретное сочетание является основой всего микса, оно очень важно, и его трудно правильнонастроить. Подумайте об использовании фильтров верхних частот. Какой смысл звучать нижним частотам до 30 Гц в звуке хай-хета, перебивая звучание барабанщика на остальных барабанах ударной установки. Можно обрезать нижние частоты от 300-400 Гц, в зависимости от самих тарелок, микрофона и его положения. Стоит проверить, не встроен ли в сам микрофон такой фильтр – если так, то используйте его. Так же и с гитарами: их частота нижнего среза зависит от самого звука гитары, микрофона и его позиции. Если используется микрофон, который сильно страдает от эффекта близости, например, Shure SM57, я готов использовать экстремальные настройки ФНЧ, возможно до 200 Гц.

Размышляя о своем миксе, помните, что вы только добавляете красоты к звуку сцены, а не заменяете его. Основное различие между студийным и живом миксом заключается в том, что когда вы опускаете фейдеры вниз, звук не исчезает, а в некоторых случаях даже сильно не меняется! По этой причине, важно чтобы группа была сбалансированный на сцене, и я боюсь, что если кто-то из музыкантов слишком громкий, он нарушит баланс, но то же самое относится и к тому, кто слишком тихий.

«Если у вас есть гитара, которая действительно очень тихая на сцене, это значит, что вам нужно увеличить уровень входного сигнала на консоли, делая микрофон более чувствительным, тем самым увеличивая зону звучания, что может повлиять на звук ударных», - говорит Мик. «Мой совет в таком случае – включить гитарный усилитель! Не слишком сильно, так как это может сработать наоборот и начнет влиять на ваши каналы ударных.»

Гитаристы могут иногда иметь перегруженный лид-звук, который звучит намного громче, чем их обычный звук, и если не заметить этого заранее, то он может разрушить весь микс. У меня также были случаи, когда лид-звук был на самом деле на более низком уровне громкости чем ритм-звук, и поэтому мне пришлось немного добавить его. В общем, всегда лучше заставить группу держать баланс на сцене, чем полагаться на то, что вы сделаете.

Немного о фазеМик: «В небольших помещениях, как известно любому клубному инженеру, беклайн вносит большие изменения в звук, поэтому иногда может помочь одна хитрость – задержать звук из порталов под беклайн. Не только, потому что это выровняет сочетание времени прихода звука (одно время из гитарного кабинета, другое из порталов), но это также может улучшить звук, так как теперь кабинет и порталы работают в унисон и в конечном итоге в фазе.»

Если у вас есть такая возможность, выравнивание времени может быть очень полезным. Задержка звука с порталов на 10 мс вернет его назад примерно на 3 метра и выровняет его по виртуальной линии с ударной установкой.То же самое можно сделать и с отдельными инструментами: «Возьмите сигнал бас-гитары из DI-бокса и с микрофона у кабинета. Разумеется, время прибытия звука из кабинета немного позже, чем прямой сигнал из DI-бокса. Если вы используете цифровую консоль с задержкой на каждом канале, попробуйте немного задержать сигнал из басового DI- бокса и посмотрите, будет ли он лучше звучать при сочетании со звуком из кабинета. Если вы используете аналоговый пульт, то все, что вы можете сделать, – попробовать разные комбинации кнопок переворота фазы, чтобы увидеть какая из них работает лучше».

Если есть возможность, я постараюсь использовать полярность и выравнивание по времени вместе с фильтрами, чтобы выполнить большую часть работы по формированию звука. Старый принцип гласит, что хороший источник звука вместе с хорошим, правильно расположенным микрофоном и хорошим микрофонным предусилителем является лучшим сочетанием, и я с этим согласен. Я твердо убежден, что регуляторы эквалайзера – это последнее, за чем можно обратиться, чтобы получить хороший звук.

Громче = лучше?Во время саундчека существует распространенная ошибка – начинать относится к нему как концерту. Это не так. Это возможность проверить все во время подготовки к концерту. Часто представляется заманчивым попытаться настроить выступление, особенно если за вами наблюдают организаторы или подруги. Я все еще попадаю в эту ловушку и обнаруживаю, как громкость возрастает, под воздействием моего эго и силы громкости, которой я управляю. Это непродуктивно и часто довольно пагубно. Если вы проводите саунчдек на большой громкости в пустой комнате, вы не только создадите себе ложное представление о том, каким будет звук во время выступления, но также испортите звук на сцене. Без присутствия аудитории, которая поглощает звук в помещении, он вернется на сцену, и исполнителям будет невероятно трудно услышать, что они делают. Это запустит спираль соревнования, где участники группы будут пытаться играть громче, чтобы лучше слышать друг друга, и так по кругу. Я предпочитаю саундчек на громкости 50-70% от громкости шоу. Это достаточно громко для меня, чтобы получить базовый баланс, и достаточно громко, для того чтобы группа могла почувствовать, каким будет звук во время выступления для них, но не настолько громко, чтобы звук начал мешать им на сцене.

Еще один момент, который следует отметить, заключается в том, что сценический звук всегда зависит от системы FOH. Звук от порталов всегда будет распространяться на сцену, особенно на самых нижних частотах, которые менее направленные, чем средние и высокие частоты. Это повлияет на звук на сцене. Я стараюсь не трогать выключатель порталов и не солировать FOH-систему, во время саундчека, а вместо этого использую наушники для прослушивания отдельных инструментов.«Пуч»: «Я всегда оставляю порталы включенными и делаю минимальное солирование на месте (деструктивное солирование). Артист хочет слышать все, во время саундчека; если у вас выключены порталы - артисту будет некомфортно. К тому же, мониторный инженер расcчитывает на FOH, находясь на сцене и заполняя спектр нижних частот для того или иного музыканта.

После пары песен я обычно доволен. На этом этапе всегда стоит поинтересоваться, не заготовлены ли какие-то сюрпризы, о которых вам возможно, нужно знать, например, что все перейдут на укулеле для исполнения кавер-версии. Странно, но такое иногда случается.Мне всегда нравится заканчивать на первой песне из сета. Это дает мне возможность оставить настройки к началу шоу. Если группе нужно больше времени, я, как правило оставляю порталы включенными, но немного отстраняюсь и сопротивляюсь желанию возиться. Всегда наступает такой момент, когда любые изменения перестают быть полезными, и вы начинаете портить микс. Обычно я использую это время, для прослушивания каких-либо эффектов, которые я возможно плохо знаю, или устанавливаю патчи, мониторя их в наушниках.

Иногда, если есть что-то, над чем я хочу поработать, например, звук малого барабана или гитары, я подожду, пока не закончится основная часть саундчека, и затем поработаю над этим. Это гораздо лучше, чем заставлять всех ждать, пока вы перенастроите барабан или попробуете другое расположение микрофона.

Время шоуПосле проверки звука, если есть еще одна группа, я сохраню настройки шоу. Если я микширую в цифровом виде, я сохраню настройки на консоли, а также на отдельном устройстве; если я использую аналоговый микшер, я возьму ручку и отмечу все настройки на бумаге. Я также клею кусок ленты сверхуконсоли, помечая на нем уровни входящего сигнала, настройки пэдов и фаз, так как они являются наиболее важными, и скорее всего приведут к тому, что вы попадете в безвыходную ситуацию, если не восстановите их правильно.

Затем можно подняться на сцену и помочь группе, отсоединить и пометить все провода, которые вы будете заново использовать, также помечая лентой все, что необходимо будет восстановить. Я также постараюсь немного навести порядок. Только когда сцена будет очищена и все будет помечено, я запущу следующую группу на сцену – если вы позволите им сразу навалиться на нее, это быстро превратится в хаос, поэтому лучше попросить всех подождать пять минут чтобы все было организованно.После саундчека, убедитесь, что у вас есть какая-нибудь музыка для входящей публики, или есть ди-джей, готовый поиграть… И попробуйте найти где перекусить!

МониторыРоль мониторного инженера часто называют одной из самых сложных работ в туре, и как человек, который работал по обоим концам мультикора, я вынужден согласиться!В большинстве маленьких шоу будет только один звукорежиссер, который будет следить за звуком группы на сцене, управляя мониторами с той же консоли, что управляет и звуком в зале. Однако, в больших залах вполне могут быть две консоли: одна со стороны сцены, а также консоль FOH. Набор навыков мониторного инженера почти такой же, как и у FOH-инженера, но он должен обладать невероятным терпением.При первом знакомстве с мониторной системой, вы должны убедиться, что все мониторы работают и звучат примерно одинаково. Сбросьте все графические эквалайзеры и начните с нуля. Я обычно начинаю с основного вокала в центральных мониторах. Я позабочусь о том, чтобы эквалайзер любого канала был ровным, но при этом в нем был включен срез нижних частот. Мне не нужно много саб-баса от мониторов, поскольку звук FOH заполняет низа. Я буду говорить обычным голосом в микрофон и слушать любые частоты, которые могут нуждаться в настройке. Они обычно находятся в среднем диапазоне, особенно на частотах 400-800 и 1.6-3.15 кГц. Я слегка подвину фейдеры вверх, чтобы убедиться, что это именно нужна мне частота, и затем опущу ее.

Я бы предостерег от того, чтобы сильно обрезать какую-либо частоту: если вы будете слишком сильно вырезать на этом этапе, то потом вы можете испытывать проблемы. Я также против идеи оставлять микрофон на сцене и включать его пока он не вызовет обратную связь, а затем вырезать любые частоты, которые заводятся; это не очень полезно, поскольку на самом деле это не относится к звуку голоса. Я не накрываю микрофон и не ставлю его на чашку при тестировании. Это обычно приводит к фидбеку с любым микрофоном, и если ваш вокалист не собирается этим заниматься, то это бессмысленно.

При выполнении этого всего полезно, чтобы кто-то управлял консолью для вас. Таким образом, вы можете стоять на сцене, слушая вносимые изменения и реагировать на них. Получив кривую эквалайзера, я доволен звуком. Я буду слышать, насколько громким будет монитор, немного увеличивая его громкость; это дает мне представление о том, насколько я могу ее прибавлять, если понадобится во время выступления. Затем я скопирую кривую на другие графические эквалайзеры каждого монитора, слушая каждый из них по отдельности и внося необходимые изменения.Теперь у меня есть отправная точка. Если я работаю с мониторами с FOH-консоли, на этом этапе я обычно беру разветвитель и разделяю любые важные каналы, такие как лид-вТаким образом, я могу настроить один канал для мониторов и один для звука в зале, что означает, что я могу регулировать лид-вокал во время шоу, не влияя на звук из мониторов.

Обычно я настраиваю основной мониторный микс, прежде чем группа начнет саундчек. Я включу все вокалы в соответствующих мониторах, немного бочки в мониторы барабанщика и басиста, клавиши в монитор клавишника, и так далее. Затем, во время саундчека, я пойду пообщаюсь с музыкантами и проверю, все ли у них в порядке и все ли им слышно. Я постараюсь быть активным, и если я сам что-то не слышу, я буду вносить изменения по ходу процесса.Саундчек – это единственный шанс инженера прослушать звук на сцене, и чем меньше времени вы проводите за консолью, и чем больше времени занимает саундчек, тем лучше! 

Ваша корзина пуста