Назад к списку

Запись вокала.  Советы профессионалов

Автор: Гаретт Хейнс 

Перевод: Юрасова Наталья 

Журнал TapeOp.

Основной вокал – это один из самых важных элементов в большинстве записей. К счастью, есть звукорежиссеры – практики, которые благодаря своему опыту могут достич прекрасных результатов в сравнительно быстрые сроки. Ниже представлены несколько советов, собранных на основе опыта многих специалистов. 

Получение качественного мониторного микса в наушниках (foldback) для вокалиста является самой важной задачей при записи вокала. Не жалейте времени, которое требуется для того, чтобы выставить правильный музыкальный баланс. 

 Даже если вы располагаете микшерным пультом большого формата, задумайтесь об использовании маленького портативного микшера для мониторинга вокалиста. Я имею ввиду те четырех или шестиканальные модели, которые можно купить за сотню долларов. Такой микшер поможет вам в нескольких направлениях: 

Подайте разные субмиксы в каналы. Гитара и ударные могут быть направлены в первый канал, бэк вокал на третий и т.д. Это позволит исполнителю регулировать уровни всего микса так, как ему или ей по душе. 


Добавьте второй микрофон рядом с основным вокальными микрофоном. Он может быть стандартным динамическим или конденсаторным. Подключите дополнительный микрофон в свободный канал микшера. Направьте сигнал от него в наушники вокалисту. Если вы используете цифровое оборудование, это поможет избежать проблем с задержкой. Если вокалисту нужно много голоса в наушниках, такой микрофон может поднять уровень громкости.

Используйте мини-микшер со встроенными эффектами или подключите внешний ревербератор. Некоторые вокалисты поют лучше при добавлении реверберации в микс. Это называется «реверберация уверенности». 

Говоря о наушниках, есть несколько моделей стоимостью от 20 до 40 долларов, которые очень хорошо подходят для работы в студии. (см. старые выпуски обзоров оборудования в Тэйп Оп для примеров). Попытайтесь раздобыть наушники закрытого типа, вместо открытых моделей. Модели открытого типа имеют отверстия с внешней стороны, что позволяет звуку просачиваться в вокальный микрофон. Помните, что студийные наушники часто ломаются или крадуться, поэтому приобретите наушники, которые будут выполнять свою работу за меньшие деньги. Или купите один или несколько дорогих моделей, спрячьте и используйте их только для вокальных сессий. 

Если вокалист предпочитает петь в одном наушнике, а второй снимает с уха, удостоверьтесь в том, что амбюшюр плотно прилегает к голове, чтобы не было утечки звука в микрофон. 

Поп-фильтр – это прекрасная вещь. Они бывают металлические, одинарные, тканевые, двойные тканевые и самодельные. Вы так же можете прикрепить ручку или карандаш к центру решетки микрофона, но такой метод стоит использовать только в крайних случаях, так как он не настолько хорош, насколько настоящая ветрозащита. Удостоверьтесь в том, что микрофон стоит на правильной высоте. 

 Если микрофон стоит слишком высоко или низко для вокалиста, это может препятствовать правильной постановке, верному дыханию или правильной работе мышц шеи. Мы ставим микрофон чуть выше рта вокалиста и направляем его немного вниз. Это так же помогает сгладить согласные. Если вокалист настаивает на том, чтобы микрофон стоял высоко или низко, (например Лемми из Motorhead), не стоит настаивать на своем способе. 

 Некоторые вокалисты, которые много концертируют, не могут петь, если не держат в руках динамический микрофон. Дайте им его. Вы можете использовать его как дополнительный микрофон для мониторинга, как было описано выше. 

 Если вокалист склонен к скачкам в динамике, посоветуйте ему «работать с микрофоном». Великие певцы прошлого (Фитцджеральд, Синатра, Франклин и т.д.) были профессионалами в варьировании расстояния до микрофона в зависимости от их подачи. Пусть вокалист потренируется плавно отодвигаться от микрофона при нарастании громкости звука. Когда подобная техника будет выполнена правильно, это сработает намного лучше любого компрессора. 

 Желательно иметь в студии кондиционер, холодную воду, чай или другие напитки. Вокалист не должен быть обезвожен.Если вокалисту нужен пюпитр для того, чтобы читать текст, попробуйте использовать модели с отверстиями или слотами, которые просверлены в задней стенке. Это поможет избежать отражений. 

 Удостоверьтесь в том, что создана правильная атмосфера. Некоторым исполнителям нравятся свечи, ковры, приглушенный свет, благовония, все что угодно. 

 Если вокалист желает видеть, что происходит в контрольной комнате, обсудите это заранее. Подумайте заранее как можно изменить фазу одного из динамиков. Если расположить микрофон в центре между динамиками (равносторонний треугольник), то сигналы аннулируются. Хитрость в том, чтобы позволить вокалисту использовать мониторы для мониторинга. Это возможно без фидбэка и с минимальными проникновениями, если один из динамиков будет в противофазе. При этом надо следить, чтобы фонограмма до противофазы была в моно. 

Ваша корзина пуста