В наши дни для большинства музыкантов запись в студии стала неотъемлемой частью их трудовых будней. Одни музыканты с легкостью адаптируются к студийным условиям, другие же имеют определённые трудности. Тема довольно актуальна: об этом говорит и большое количество вопросов, задаваемых на форумах по всему миру, и практически полное отсутствие литературы по данному вопросу1.Классическое музыкальное образование направлено на воспитание профессионалов, способных адаптироваться к концертным залам различных размеров и с различной аудиторией. Попадая в студию звукозаписи, в совершенно новую, незнакомую атмосферу, большинство из них теряются: кто-то чувствует потерю контроля над собой из-за отсутствия в поле зрения руководителя или продюсера, а кто-то – из-за того, что вынужден играть без зрителей. Для начала попробуем немного разобраться в специфике процесса звукозаписи исполнителей разных жанров музыки.
Многие из нас слышали про удивительные случаи так называемых открытий, сделанных в студии. Существуют целые легенды: кто-то случайно задел магнитофон, притормозил пленку и получил интересный эффект (flanger), который используется по сей день. Кто-то экспериментировал с обработкой звука и вдруг... О чудо! Вот оно! «Мы обязательно используем это в песне!» – говорит продюсер, и с ним тут же соглашаются все музыканты.По мнению западных авторов, поп-музыканты (а на западе к поп-музыке относят и Rock, и Hip-hop) используют студию как место для творчества, сочинительства, экспериментирования со звуком. Идя в студию, многие из них не знают, каков будет результат, часто первый вариант отличается от второго, второй – от третьего... Музыканты же, исполняющие академическую музыку, используют студию совсем не для этого – музыкальное произведение, исполняемое ими, было создано десятки, сотни лет назад, было сыграно и записано много раз до них. Это оказывает огромное давление на них, т.к. в отличие от музыкантов поп-культуры, у них есть некий эталон, некая «планка». И целевая аудитория состоит из, как правило, весьма искушенных слушателей, посещающих концерты классической музыки, коллекционирующих высококачественные аудиозаписи, знающих эти произведения порой не хуже самих исполнителей. Поэтому странно было бы ожидать от музыканта, исполняющего произведение И. С. Баха в студии, такого рода высказывание: «Ну и здорово у меня палец соскользнул в этом аккорде на соседнюю ноту – красивая гармония получилась! Давайте так оставим!» А, например, для рок-музыки это вполне возможно.
Звукозапись – это процесс «заточения» звука во время. Когда мы слушаем старые джазовые записи Billie Holiday, то слышим не только ее голос, мы слышим микрофоны, которые производились в те годы, мы слышим скрип ее кожаной обуви в клубе Harlem Jazz в 1945 году. Это не может быть синтезировано никаким оборудованием ни в какой студии. Эта возможность звукозаписи фиксировать малейшие, в том числе сопутствующие, немузыкальные звуки создаёт у слушателя эффект живого присутствия при исполнении, зато у самого исполнителя осознание этого факта зачастую вызывает сильнейший психологический дискомфорт. Здесь вспоминается высказывание одного из участников форумов: «когда я начинаю играть в студии, меня не покидает мысль, что звукозапись ошибок не прощает! И как только загорается «эта красная кнопка», наступает «ступор». А вот высказывание другого музыканта: «меня пугает то, что я как будто под микроскопом. Слышно каждый шорох...»А что зависит от звукорежиссера? Может ли он чем-то помочь музыканту?
Во-первых, звукорежиссер должен уделить особое внимание созданию комфортных условий для исполнителей в студии звукозаписи. Не случайно в серьезных коммерческих студиях продумано все: от комфортного освещения до, казалось бы, очевидного, но не всегда выполняемого вежливого отношения со стороны персонала студии. А как может быть иначе?! Ведь решающим фактором все равно станет исполнение, а не техническое качество фонограммы. По мнению одного из известнейших проектировщиков студий Филипа Ньюэлла, «в дизайне одной студии невозможно охватить индивидуальные вкусы всех музыкантов, но вместе с тем существует несколько общих моментов. Например, помещения с отделкой в светлых тонах кажутся больше, чем помещения с отделкой в темных тонах. Важным фактором является наличие дневного света».
Сегодня музыканты, даже академического толка, всё чаще и чаще записываются в наушниках. В таких случаях акустику студии можно услышать только через микрофоны, а поэтому, если звукорежиссер не уделит должное внимание воссозданию соответствующего пространства, музыканты могут оказаться в совершенно не знакомой им акустической обстановке. Эти, казалось бы, очевидные вещи далеко не всегда воплощаются в реальной практике звукозаписи. Очень немногим звукорежиссерам удалось побывать в качестве музыкантов, записывающихся в студии, и приобрести соответствующий опыт понимания правильной «подзвучки». Иногда музыкантам в студии предоставляются личные микшерные пульты, что позволяет им самостоятельно устанавливать предпочитаемый звуковой баланс. Отрицательной стороной является излишняя загруженность исполнителя работой, отвлекающая от главной задачи – собственного исполнения.
Для решения различных психологических проблем в процессе звукозаписи интересную идею реализовали в 1975 году Брайан Ино и Петер Шмидт. В студии использовались так называемые Oblique Strategies – набор из 100 карточек. Музыкант (или звукорежиссер) перемешивал колоду и вытаскивал одну из карт наугад. Каждая из них содержала совет. Тематика советов была абсолютно разной. Вот некоторые из них: «сделай перерыв», «вспомни ошибки, которые ты сделал в прошлый раз», «будь смелее в использовании своих идей», «послушай записанное из-за двери», «пойди, помой посуду», «посиди немного в тишине и продолжи работать». Несомненно, и такие «маленькие хитрости» в состоянии оказать немалую помощь в создании позитивной рабочей обстановки, снятии негативного стресса.В связи с появлением всё большего числа звукозаписывающих студий назревает необходимость в исследовании психологического воздействия звукозаписи на музыкантов- исполнителей. Его, возможно, следовало бы провести следующим образом: в студию пригласить не менее тридцати опытных музыкантов, столько же новичков, и во время записи над каждым из них проводить наблюдение. Также попросить их всех выполнить ряд психологических тестов на определение степени тревожности, типа личности, темперамента и т. п. После чего установить взаимосвязь между результатами наблюдения и тестов и выработать рекомендации. Но не стоит забывать, что «...when we record, yes, we artificially create and construct a sonic image. But unavoidably, inadvertently, we capture reality. Always. No matter how much we try to suppress it. That is why recording music is an art» (во время записи, да, мы занимаемся созданием звукового образа. Но неминуемо и непреднамеренно мы захватываем реальность. Всегда. Независимо от наших попыток избежать этого. Вот почему запись музыки - это искусство).