Назад к списку

Заметки композитора. Часть 3 (Антон Светличный)

Если вы хотите получить поп-хит, не обязательно сочинять его с нуля.Вы вполне можете взять что-нибудь популярное из классической музыки, дописать туда слова, и если вам повезет - вершины чартов ваши.К перелицовкам классики можно относиться по-разному, но традицию они имеют уже вполне почтенную, и свой коммерческий потенциал доказали.Еще в XIX веке к ми-мажорному этюду Шопена (op. 10/3) дописали французский текст и получили песню "Tristesse", ставшую хитом парижских салонов.


Денег от продаж нот этой песни получилось явно больше, чем от исходного этюда - никаких законов об авторском праве тогда не было, наследникам Шопена никто ничего не платил итд.

Потом законы приняли, продюсеры стали следить за тем, чтобы не платить лишнего - поэтому удачно умерший Шопен был в моде еще долго.В начале 20-х годов, например, "Фантазию-экспромт" превратили в песню "I'm Always Chasing Rainbows" (и с тех пор поют - вот Стрейзанд спела, скажем).А Barry Manilow, к примеру, сделал "Could It Be Magic" из до-минорной (!) прелюдии Шопена.К сожалению, мне не удалось найти, были ли песенные адаптации чего-нибудь из Второй сонаты.Финал, например, хорошо сошел бы за прогрессив спид метал.А из похоронного марша можно сотворить что-нибудь типа "Something in the Way" Нирваны (как минимум). Аккорды, во всяком случае, похожи.Впрочем, я отвлекся.Некоторое время спустя (конкретно - в 43 году) истек копирайт на музыку Чайковского - и тут, как в старом анекдоте, продюсерам карта и пошла:- "Moon Love" на тему 2-й части 5 симфонии;- "Our Love" на тему побочной партии "Ромео и Джульетты" (см. на видео);- "This Is the Story of a Starry NIght" на тему побочной партии 6 симфонии;- "Tonight We Love" на вступительную тему Первого фп. концерта и прочая, и прочая.

Про саундтрек к диснеевской "Спящей красавице", где вся музыка в песнях полностью взята у Чайковского, нет смысла даже говорить - и так понятно.Не забыли и импрессионистов. Пьеса Дебюсси "Reverie" стала песней, вы удивитесь, "My Reverie" (в треклист не поместилась).А "Павана на смерть инфанты" Равеля неожиданно для себя превратилась в "My Lamp Is Low".

По мотивам музыки Грига Роберт Райт (Robert Wright) и Джордж Форест (George Forrest) сделали целый мюзикл - Song of Norway.Чуть позже те же авторы сделали другой мюзикл, Kismet, с музыкой Бородина - и одна песня оттуда даже стала хитом. Stranger in Paradise (на мотив, конечно же, из "Половецких плясок").Следом они еще сделали историю жизни царевны Анастасии (задолго до мультфильма), с музыкой Рахманинова - но коммерчески на этот раз не преуспели и на этом остановились.Зато у Эрика Кармена в 76 году получилось - и медленная часть 2 симфонии Рахманинова теперь известна под именем "Never Gonna Fall In Love Again".

В дальнейшем эта практика тоже никуда не делась - а вот место в треклисте уже закончилось.Поэтому лишь бегло упомянем тут Фредди Меркьюри, Эндрю Ллойд Уэббера, группу Muse, реперов Warren G и Bus Driver, создателей саундтрека к фильму "Малефисента" и десятки других музыкантов, усилиями которых в поп-культуру по-прежнему встраивается классическая музыка.К сожалению, правда, лишь та ее часть, которая поддается этой адаптации.

PS. А вот песни Шуфутинского и Любы Успенской с цитатами из Бетховена и Грига я мстительно оставлю за кадром из довольно очевидных соображений. Ибо нефиг.

Ваша корзина пуста