Назад к списку

Заметки композитора. Часть 2 (Антон Светличный)

В очередной раз восхитился и хочу поделиться.Совершенно феерическая, и при этом практически никому в России не известная музыка."Франкенштейн!!" Пандемониум для шансонье с оркестром (1977).Композитор (вот он, на фотографии) - австриец Хайнц-Карл Грубер, он же HK Gruber (это его сценический псевдоним).Представитель так называемой "Третьей венской школы". Учился в Венской Высшей школе музыки, пел в Венском хоре мальчиков, работал контрабасистом в венских же ансамблях и оркестрах, плюс со студенческих лет играл джаз и сочинял.
Вполне естественно, что у него тесные и непростые отношения с венской музыкальной традицией.В консерватории им прививали последние на тот момент ее плоды, т.е. стиль Второй венской школы (Шенберг и компания).В итоге, как это обычно бывает, никакой додекафонии у него нет и близко, а есть наоборот уход от нее - но не столько назад (он слишком умен, чтобы заниматься простой реставрацией), сколько вбок.Вбок - это к популярной музыке и театру. В частности - к зонгам Брехта-Вайля, от которых тут многое растет непосредственно.Вам об этом наверняка не расскажут в курсах истории музыки (бог знает, почему) - но вообще-то в Австрии и Германии параллельно с нововенцами существовала совсем другая музыка, причем одинаково популярная и в широких массах, и у музыкальной элиты.Это как раз и был Курт Вайль, автор "Трехгрошовой оперы" и баллады Mack the Knife (той самой, которую еще Фрэнк Синатра потом пел, да и кто только не пел).Песни Вайля в 20-30-е годы крутили в Германии по радио и пели на улицах. При этом от них были в восторге такие фигуры как Берг, Мийо и Стравинский, а позже, кстати, и Шенберг.Вот Грубер и есть, в сущности, наследник Вайля - со своими собственными фишками, конечно.Из колеи Шенберга он перепрыгнул в соседнюю и пошел дальше по ней - туда, куда она его вела.
Во второй половине 70-х, когда был написан "Франкенштейн", в музыке случился довольно любопытный исторический момент.Как раз тогда более-менее всем стало понятно, что послевоенный проект перезапуска музыки с нуля не вполне удался и надо понемногу возвращать то, от чего отказались.Уже гремели минималисты, плюс началось неоромантическое движение, плюс Пярт заново возник после нескольких лет молчания с новым очищенным стилем, и даже спектралисты начали (при живом-то Булезе!) аккуратно предлагать вернуться к мышлению в категориях консонанса и диссонанса.И тут Грубер вытащил из рукава свой "пандемониум", написанный за несколько до этого для небольшого ансамбля по просьбе друзей из ансамбля, в котором он играл.Теперь он сделал редакцию для большого состава, и после премьеры ее в Лондоне в одночасье стал европейской звездой. Опыт Вайля, в общем, пришелся ко двору.***Что же это за музыка?На первый взгляд все выглядит как детские стишки типа Nursery Rhymes, положенные на внешне непритязательную музыку и собранные в сюиту.
После, конечно, оказывается, что все сложнее.Стишки когда вчитаешься, оказываются абсурдистские, невеселые и местами довольно страшненькие.Кроме того, они активно работают с образами не древней народной культуры (под которую стилизованы), а современной автору массовой.Там среди персонажей - Дракула, Голдфингер, Джеймс Бонд, Джон Уэйн, всяческие монстры и оборотни, Франкенштейн, Супермен, Бэтмен и Робин итд.Т.е. речь у нас про комиксы, фильмы ужасов, вестерны, боевики, monster movies - и, следовательно, про образный репертуар коллективного бессознательного, который в эпоху создания пьесы всем этим формировался.Немножко похоже на типичные образы фильмов Тима Бертона, правда?
С музыкой тоже не все ладно.Простые там, собственно, только основные мелодии, которые поет вокалист (и то не везде).Все остальное - создает ВПЕЧАТЛЕНИЕ простоты, но на самом деле - это одна из самых изощренных и рафинированных оркестровых работ, которые я в XX веке встречал.Прозрачнейшая фактура, все прослушано и все работает, куча деталей на каждом шагу, постоянное мышление контрапунктирующими линиями (привет Малеру, типа), где надо - политональность, где надо - шумовые эффекты, плюс стилизации под эстрадный оркестр, плюс введение в состав огромного количества дополнительных инструментов (в основном детских), причем тоже по делу и со вкусом.Ну и солист, конечно.В Ростове например, эту штуку в ближайшие несколько десятков лет не сыграют ни за что - и не потому, что не справятся музыканты, а потому что тупо некому будет спеть.На записи Грубер поет сам - и это, знаете ли, перформанс, который надо слышать.Я бы даже не назвал это "пением" - потому что кроме пения он там говорит, свистит, скрипит, вопит, скандирует, шепчет, вступает сам с собой в диалог и сам себя убеждает (отдать милую Мари на съедение зеленоволосому монстру, ха-ха).В общем, послушайте, не поленитесь.Это правда круто.Кому нужно - партитура прилагается. Только осторожно - она весит 90 мегабайт с лишним.
Ваша корзина пуста