Назад к списку

Журнал SOUNDONSOUND. Российская поп/рок группа БРУКС. Рубрика "СПАСЕНИЕ МИКСОВ". Май 2015. Часть 2. 

Экспортировав микс во второй раз, я вновь открыл проект, с треками для сравнения, чтобы убедиться в верности сделанных мной изменений, сравнив наш трек с эталонами. К счастью, мы сделали большой прогресс, но все-таки бас-бочке нужно было добавить больше низких частот, а бас-гитара недостаточно прослушивалась через монитор Avantone, тарелки звучали слишком резко. Все эти проблемы можно было решить простой корректировкой эквализации. Мы пришли к выводу, что теперь самой важной задачей стало добавление эффектов в наш трек. 


Неотъемлемым преимуществом одновременной записи всей группы в одном помещении является хорошая слитность микса за счет проникновений между микрофонами. Менее желанной в записи была акустика небольшой комнаты Академии, которую я решил исправить путем использования искусственной реверберации, добавив большое и «дорого звучащее» пространство. Для этой цели я использовал сверточный ревербератор, подобрав импульс с необходимыми характеристиками: временем реверберации, предилеем и шириной стереобазы. Затем я подмешал его к барабанам, к основной партии клавишных, записанной «в линию», а также к дорожкам вокала. 

Следующее экспортирование и сравнение с эталонами дали понимание того, что гитарам нужна дальнейшая эквализация, чтобы подчеркнуть среднечастотный диапазон, а также было необходимо добавить еще один эффект (темпозависимый дилэй с заменой левого и правого выходных каналов) для придания наполненности и пространства миксу. Также я добавил следующие эффекты на вокал для создания глубины: дилэй с жестким дэ-эссером на четвертную долю, и стереорасширитель на основе гармонайзера. Оба эти эффекта помогли «склеить» записанный наложением вокал с другими инструментами. 

Четвертое экспортирование показало, что гитары до сих пор недостаточно пробиваются (для формирования тембров требовалась работа с эквализацией), но в остальном баланс, наконец, чувствовался «беспроигрышным». Возвращаясь к сведению, в этот раз я добавил легкий компрессор на мастер-шину, подавлявший сигнал на 2-3 дБ со средней атакой и быстрым релизом. Компрессия того или иного типа на общей шине очень частный прием, применяемый в треках поп-рок стиля. Она сильно влияет на музыкальный баланс, поэтому я повесил компрессор, прежде чем углубляться в тонкости настройки уровней при помощи автоматизации. 

В этот момент, мы прервались на (очень желанный!) обед. После более чем 3х часов сведения и обсуждения, не говоря уже о пяти экспортированных вариантах трека, мы были близки к конкурентному звучанию на отрезке в 16 тактов, над которым мы собственно работали. Многие студенты были удивлены тому, насколько я серьезно отношусь к сравнению и обработке трека по эталонам. Но, каким бы изнурительным и удручающим этот способ не казался, это один из сильнейших средств улучшения ваших миксов в любых обстоятельствах, а, особенно, когда условия мониторинга для вас не знакомы – это просто спасательный круг! 

Хотя некоторые небольшие оговорки по поводу звучания всё еще оставались, я решил, что мы должны опустить их ради демонстрации остальных этапов сведения, в особенности я хотел использовать вторую половину семинара, чтобы разобрать роль автоматизации в конечном звучании трека. Я рассказывал об этом процессе во многих предыдущих выпусках Mix Rescue (см. выпуск журнала август и октябрь 2009), поэтому не стану говорить об этом сейчас. Вместо этого, давайте продолжим тему дополнительных приемов мониторинга в следующих выпусках… 

Все хорошо, что хорошо кончается 

Поскольку целью Саммита было обсуждение процессов и техник записи и сведения, ни Хэйдн ни я не надеялись, что успеем закончить наше сведение. Обычно я планирую, по крайней мере, один день на половину работы даже для простого коммерческого трека, в то время как на семинаре нам выделили только треть этого времени. Конечно, это не уменьшило целесообразности семинара для студентов. Всё же, я чувствовал себя неловко по отношению к музыкантам, которые работали для нас не покладая рук во время записи, а в итоге у меня не было готового трека, который можно было показать им. Поэтому я согласился закончить мое сведение специально для них, отчасти, чтобы отблагодарить за прекрасную работу, и чтобы завершить работу в моей собственной студии, которая позволила бы оценить эффективность моих «обходных» приемов мониторинга. 

К сожалению, другие обязательства помешали мне вернуться к проекту до Рождества, но, по крайней мере, это позволило вернуться к сведению со свежими ушами! Хорошей новостью было то, что наша добросовестность принесла плоды с точки зрения основного баланса. Другими словами, уровни и канальная обработка, которая использовалась для третьего припева, остались фактически без изменения. Я сделал единственное реальное изменение на копрессоре мастер-шины, который слишком сильно давил бас-бочку и малый барабан. 

В звучании трека экспортированного с семинара все же чувствовалась нехватка слитности и наполненности. Не заглушенная контрольная комната в Москве скрыла это обстоятельство, но оно стало очевидным в более контролируемых условиях. Мы обратили бы внимание на эту проблему при прослушивании трека через наушники, которые исключили бы акустику комнаты из уравнения. На самом деле у меня было несколько неплохих наушников, но я посчитал, что наблюдение за тем, как кто-то «танцует» в тишине в наушниках не вызовет ярких впечатлений у зрителей! 

К счастью, с этим было не сложно разобраться. Главной корректировкой стало исправление звучания ранних отражений, которые я добавил к инструментам, поскольку они по-прежнему чувствовались «выброшенными на берег»: ведущий вокал, малый барабан, гитары. Гейтированная реверберация увеличила плотность и ширину хвоста малого барабана. Я также сделал дабл-трек партии гитары в соответствии с гармонией припева, чтобы усилить заполненность фуктуры, но чтобы он не был явно слышен. В заключении, я добавил простую перегруженную партию подклада органа Хаммонда для того, чтобы утеплить отрезки соло, а также придать тихим участкам песни больше пространства. 

Также я сделал изменение в общем тембральном балансе. После семинара, я отдал лидеру группы Владимиру Димову копию моего незаконченного микса и он отправил мне версию с добавленным среднечастотным диапазоном. Я учел его предпочтения, и применил этот вариант звучания к моему черновику, и отослал обратно. Оказалось, мы добились цели! Просьба группы была только в том, чтобы поднять уровень фортепиано во вступлении. Работа была сделана! 

 Каждому звукорежиссеру время от времени приходится сводить в «не совсем идеальных» условиях, тогда как для бюджетных музыкантов это может быть каждодневной реальностью. Я твердо уверен, что это не должно останавливать вас выполнять хорошо свою работу, пока вы готовы тратить дополнительное время и прилагать усилия на дополнительные приемы контроля мониторинга, предложенные мной в этом выпуске. Я знаю, что отклонился от обычного формата этой колонки: «я применил на 7dB плагин Thrust Squengelizer от Obstruse Technology». Если вы хотите узнать больше деталей о плагинах и их настройках, перейдите на web-страницу с медиаматериалом SOS, связанную со статьей. Вместе с моим итоговым сведением в ней вы найдете ряд других аудиопримеров, а также ссылку на полный проект Reaper, который можно свободно изучить на Mac или PC, используя пробную версию программы. 

Ваша корзина пуста