Назад к списку

Основные цели мастеринга. Часть 2 

Первый принцип мастеринга гласит: "Изменяя что-либо, вы изменяете все!". Поскольку звукорежиссер мастеринга имеет дело не с отдельными инструментами, а с готовой сведенной фонограммой, он не может что-то "улучшить" без "ухудшения" чего-то другого. 


Мастеринг — искусство компромиссов, искусство понимания того, что возможно, а затем принятие обоснованного правильного решения. 

Изменяя уровень низких частот в фонограмме, мы влияем на восприятие высоких частот. Если трек имеет уныло звучащий малый барабан и хороший вокал, то любое воздействие на малый барабан, так или иначе, затронет вокал. 

К основным целям можно отнести: 

• "переносимость" аудиоматериала, то есть фонограмма должна приемлемо звучать как на профессиональной акустической системе, так и на бытовой; 

• Комфортность восприятия динамического диапазона и частотного баланса; 

• Увеличение прозрачности звучания, если это возможно и соответствует стилю музыки; 

• Контроль за отсутствием артефактов в фонограмме; 

• Достижение конкурентоспособной громкости без ухудшения качества звучания фонограммы. Для осуществления качественного мастеринганеобходимо: 

• Лучшее оборудование; 

• Достаточное количество времени; 

• Специально подготовленное помещение и высококлассные акустические системы; 

• Опытный звукорежиссер мастеринга. 

Трехмерное строение фонограммы. 

Типичный микс имеет три измерения: вертикальное, горизонтальное, глубинное. 

Горизонтальное измерение — это распределение звуков по стереобазе. Контролируется оно панорамированием и расстановкой микрофонов на этапе записи. 

Вертикальное измерение — это частотное распределение. Изменяется при помощи частотной коррекции и подбором "правильного" микрофона на этапе записи. Сюда же можно отнести и компрессию, так как она косвенно влияет на частотную характеристику. 

Глубинное измерение — это звуковые планы фонограммы. Оно формируется при помощи натуральной акустики, ревербераторов, задержек и расстановки микрофонов на этапе записи. 

Звукорежиссер сведения, подобно скульптору, имеет в своей работе дело с трехмерными структурами. И так же как в живописи, в звукорежиссуре существуют определенные каноны распределения источников в пространстве в определенных жанрах музыки. 

Этапы обработки в мастеринге. 

В отличие от звукорежиссера сведения, мастеринг-инженер имеет дело не с отдельными инструментами, а с готовым сведенным стереофайлом (исключение составляет технология стэмов (субмиксов), о которой пойдет речь далее). Но, несмотря на это, он может многое изменить в фонограмме при помощи таких инструментов, как частотная, динамическая, пространственная обработка, а также применением MS-технологии. 

Не существует строгих правил применения определенной последовательности действий, но есть рекомендации, основанные на целесообразности применения определенной последовательности операций в конкретных случаях. 

Например, компрессия в мастеринге чаще применяется до эквализации, иначе любое изменение настроек эквалайзера потребует последующего изменения настроек компрессора. 

Шумоподавление проводится обязательно до компрессии, так как в противном случае компрессор "вытащит на поверхность" нежелательные шумы и с ними будет сложнее бороться. Работая над окраской звука, многие специалисты советуют устанавливать эквалайзер сначала для "хирургических" задач (удаление резонансов и пр.), а лишь затем для "творческих" (общая окраска фонограммы), и в конце применять динамический эквалайзер, чтобы изменять "тон" только в громких или тихих местах фонограммы. Лимитер обязательно устанавливают всегда последним в цепи обработки. 

Кроме того, определенные настройки могут хорошо подходить к куплету, но не подходить к припеву, поэтому приходится воспользоваться автоматизацией. Редактирование пауз в начале и в конце фонограммы делается в самый последний момент перед дизерингом. 

(Dithering при обработке цифровых сигналов представляет собой подмешивание в первичный сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется при обработке цифрового звука для уменьшения т.н. шумов квантования — прим, авт.) 

Большинство людей, занимающихся звукозаписью, знают о существовании микрофонной системы MS, в которой используются два микрофона: микрофон M (mid) и микрофон S (side). В качестве последнего служит двусторонненаправленный микрофон, а в качестве микрофона M используется микрофон с любой направленностью. Для получения полноценной стереокартины сигналы с микрофонов M и S поступают на суммарноразностный преобразователь, в котором сигналы S и М складывается для получения сигнала левого канала, и S вычитается из M для получения сигнала правого канала. Данная система обладает хорошей моносовместимостью, а также возможностью последующей работы над звуковыми планами (например, приближение-отдаление источника в звуковой картине). 

Использование техники MS на этапе мастеринга позволяет отдельно работать над источниками, находящимися по центру, и теми, что расположены по краям стереокартины. Соответственно, можно не только влиять на музыкальный баланс произведения, но и, например, выполнить частотную коррекцию только тех инструментов, которые находятся по центру, что является очень полезной возможностью. 

Мониторинг во время мастеринга. 

Для мастеринга чрезвычайно важно давать субъективные оценки при прослушивании как можно более объективно. Наиболее успешно это можно сделать с помощью системы качественного мониторинга. 

Помещение студии должно быть специально подготовленным и иметь уровень шумов не более 30 дБ (в лучших студиях мастеринга уровень шумов не более 20 дБ). 

Мониторная акустика звукорежиссера — это своего рода микроскоп, поэтому к ее характеристикам предъявляются очень жесткие требования. Самые распространенные акустические системы для мастеринга выпускаются компаниями B&W, Lipinski, Duntech, Tannoy, PMC. Хорошая акустическая система позволяет услышать изменение полосы эквалайзера менее чем на 0,5 дБ. 

Наушники, как правило, используются на финальной стадии мастеринга. В них хорошо проверять аудиоматериал на наличие артефактов, но они не заменят акустическую систему. 

Далее приведены рекомендации известных звукорежиссеров мастеринга к процессу прослушивания: 

  • Необходимо всегда иметь под рукой и слушать время от времени референсные записи; 
  • Следует делать перерывы, давая слуху время для отдыха. (В аналоговую эпоху эту задачу облегчала необходимость траты времени на перематывание магнитной ленты.); 
  • Полезно слушать фонограмму "по кривым Флетчера-Менсона" на разной громкости; 
  • Делать постоянное сравнение "до" и "после" (А/В-сравнение), причем обязательно на одинаковом уровне; 
  • Необходимо избегать мгновенных (быстрых) сравнений. Окраска звука меняется постоянно, поэтому можно сделать ошибочные выводы, если быстро переключаться между различными настройками. Лучший подход — слушать отрывки по 20 секунд; 
  • Можно послушать фонограмму в качестве фона, например читая газету, — запись не должна звучать навязчиво и отвлекать; 
  • Полезно слушать фонограмму на акустике раз-личного класса (Hi-Fi, в автомобиле, на бытовой акустике); 
  • Следует помнить, что чем выше уровень прослушивания, тем раньше наступает слуховая усталость. 

Желательно придерживаться нормативного уровня не выше 85...90 дБ. 

 Основные составляющие микса. 

 Разделим условно фонограмму на четыре составляющие, которые рассмотрим по порядку: тональный баланс, динамика, музыкальный баланс, пространство. 

 Тональный (частотный) баланс музыкального произведения 

 Как уже было сказано выше, главное правило мастеринга гласит: "Изменяя что-либо, вы изменяете все". И это во многом относится к коррекции. 

 Возможно, основная просьба, с которой люди обращаются к звукорежиссеру мастеринга, — это проверить тональный баланс своей фонограммы и что-либо исправить. Но что такое хороший тональный баланс? 

 Нашему слуху приятен тональный баланс симфонического оркестра, спектр которого плавно спадает с повышением частоты. Такой же частотный баланс имеют высококлассные записи в жанре популярной музыки. Степень и крутизна спада может быть разной и зависит от стиля музыки. Однако при оценке тонального баланса звукорежиссер должен всегда использовать свой слух, а не спектроанализатор. 

Тональный баланс симфонического оркестра обычно хорош для рока, поп-музыки, джаза, фолка, особенно в области средних и высоких частот. Но некоторые жанры имеют иной частотный баланс. К примеру, музыка регги имеет баланс симфонического оркестра с подъемом низких частот, а в панк-роке — звук ярче и "тоньше" (некоторый подъем "высокой середины" и высоких частот). Благодаря этой самой "тонкости" панк-вокалы могут пробиваться через плотную фактуру фонограммы. 

 Основа любой фонограммы — это средние частоты, которые являются фундаментом большинства инструментов. Главная информация, которую несет в себе музыка, находится в среднечастотной области диапазона. Достаточно послушать прекрасные записи, находясь в соседнем помещении или отфильтровав трек полосовым фильтром от 200 до 5000 Гц, — становится ясно, что основная информация все еще проходит, несмотря на значительное ограничение спектра. 

 Работая над частотным балансом фонограммы, звукорежиссер мастеринга пытается сделать звук приятным, "теплым", "прозрачным", если, конечно, жанр музыки выигрывает от этого. Фонограмма может отклоняться от этого, имея, к примеру, яркое звучание, но звукорежиссер контролирует чрезмерное отклонение от нейтральности. 

 Рассмотрим по порядку весь спектр от 0 до 20 тысяч Гц. 

 0...25 Гц — область суб-баса, или инфранизких частот. В этом частотном диапазоне нет практически никакой музыкальной информации. Фонограммы, в которых фильтр высоких частот применяется нерегулярно, содержат грохот, толчки, удары и другие артефакты. 

 25...120 Гц — зона баса, низких частот. В этой зоне содержатся основные тона басовых инструментов (например, бас-гитары, большого барабана). Самая низкая нота контрабаса "ми" расположена на частоте 40 Гц. Центральная частота большого барабана, как правило, находится в диапазоне 75...100 Гц. Совместно со следующей областью басовый диапазон очень важен для сохранения "теплоты" в фонограмме. 

(Иногда разделяют НЧ-зону на басовую (до 80 Гц) и контрабасовую (до 30...40 Гц) — прим. ред.) 

 120...350 Гц — участок "низкой середины", или "теплоты", "телесности" фонограммы. Самая трудная область. Именно на нее приходится самое большое количество ошибок при сведении, так как практически все инструменты имеют в этой зоне основные тона. Центральная роль здесь принадлежит вокалу. 

 350...2000 Гц — отрезок средних частот. При сильном их выделении звук становится "деревянным", "гнусавым". Лучшие коммерческие записи звучат прекрасно на любой аппаратуре, потому что звукорежиссер очень внимательно отнесся к этой и предыдущей зонам. 

2000...8000 Гц — область "верхней середины". Этот участок отвечает за разборчивость речи, щелчок некоторых инструментов (например, большого барабана). Зону 4000...6000 Гц иногда называют harsh (жесткость). 

 8000...12000 Гц — зона высоких частот. В этом отрезке располагаются "железо" ударных, колокольчики, свистящие согласные, а также обертоны многих инструментов. Фонограммы с "аналоговым" звучанием имеют плавный спад в этой зоне. 

 12000...20000 Гц — область "воздуха". Часто увеличением уровня в этой зоне стараются сделать звучание более "открытым", "воздушным", однако чрезмерное увеличение уровня может сделать звучание жестким и, в противоположность "аналоговому", — "цифровым". Нормальным является постепенное снижение уровня с повышением частоты в этой частотной зоне. 

 (Продолжение следует...) 

Ваша корзина пуста