Назад к списку

Выбор компактных акустических систем для концерта

Перевод: Адлександр Мохаревский

Сейчас для музыкантов нормой является обеспечение собственногозвукового усиления для небольших концертов - но какая система подойдет вамлучше всего?Множество концертов, доступных для групп, дуэтов и сольных артистов,в настоящее время находятся в небольших помещениях, таких как пабы илибары, и во многих таких помещениях нет портальной акустики. Так что теперьмузыканты должны сами привозить свои системы звукоусиления, и поэтомувыбирать следует ту, которая соответствует их бюджету, их звуковымтребованиям и их транспорту. 

Дни катания с огромными (и в значительной степени ненужным)акустическими системами в забитой газели остались позади, благодаряразработкам в области технологии драйверов и усилителей класса D, которыепозволили сделать системы PA намного более портативными и в то же времядостаточно мощными. И с быстрым временем установки и демонтажа, обычнообязательным, музыканты все чаще обращаются к мощным акустическимсистемам, которые не требуют внешних усилителей и кроссоверов, а также всехдополнительных кабелей, которые это влечет за собой. 


Но прежде чем принять решение о системе, вы должны спросить себя,что вы собираетесь пропустить через порталы, насколько громким должен бытьзвук, сколько басов вам нужно, чтобы справиться с ним, и, конечно, физическиеразмеры (и вес), которые может вместить ваш транспорт (и спина!). В активнойколонке важна не столько мощность усилителя, сколько максимально чистыйSPL (уровень звукового давления), который вы можете ожидать от нее. 

Если вы играете в группе с барабанами, то пары скромных по размеру(обычно 10- или 12-дюймовых) топов, способных разместить 125дБ и более наодном метре, и этого может быть достаточно, при условии, что вы работаете восновном с вокалом и басовыми инструментами, но если вы планируетепропустить через порталы много басов и барабанов - что не нужно вбольшинстве пабов - то вам, наверное, придется подумать о добавлениисабвуфера. Преимущество такого подхода "скромный топ плюс саб" состоит втом, что в большинстве случаев одного сабвуфера будет достаточно. Некоторыеиз них могут быть довольно маленькими (один 12-дюймовый или двавосьмидюймовых драйвера), и если вам нужно расширить возможностисистемы низких частот для больших концертов, то вы всегда можете добавитьвторой сабвуфер или выбрать более крупный. 

Использование активного саба также снимает часть нагрузки с главныхколонок, так как они почти всегда имеют встроенный кроссовер, которыйпитает высокочастотную отфильтрованную версию входа в сеть, так что вашезвучание может быть заметно чище, чем при самостоятельном использованииосновных колонок. При использовании маршрута "сеть-плюс-подсистема", еслитолько сабвуфер не входит в состав системы, убедитесь, что максимальный SPLсабвуфера примерно равен (или немного больше), чем у основных АС, скоторыми вы планируете его использовать. 

Совет заключается в том, что если вы используете несколько сабвуферов,сложите их вместе, а не на противоположных сторонах сцены, так как близкоесоседство улучшает сабвуфер и делает их более эффективными на низкихчастотах. Также избегайте размещения сабвуфера на возвышении, так какотражения от земли могут вызвать проблемы с фазовым гашением, которыеприводят к неровностям басов. Где это возможно, размещайте их на уровнепола. Не имеет значения, все ли они находятся на одной стороне каскада, таккак низкие частоты в основном ненаправленные. 

Там, где действительно необходимо больше низких частот, одной изальтернатив системе «топ-плюс саб" является использование пары 15-дюймовых полнодиапазонных динамиков. У Вас все еще есть возможностьдобавить один или несколько сабвуферов для больших помещений, но онидолжны быть прекрасны сами по себе для небольших помещений, где толькоскромное количество барабанов и басов должно проходить через порталы.

Для больших помещений вместимостью, скажем, от 200 до 400 человек,желательно иметь систему, которая может достигать SPL 130 дБ и более. Такаясистема обычно включает в себя два или более сабвуфера, которые, какправило, являются неотъемлемой частью более крупных ПА. Надеюсь, чтобольшинство крупных объектов будут иметь свою собственную звуковуюсистему, но если вам действительно нужна система такого размера самим, то вылибо возвращаетесь к сценарию фургона, либо делитесь PA, выполняяобязанности между несколькими большими хэтчбеками. Но здесь мы уезжаем смаленькой территории ПА, так что я оставлю все как есть. 

Для скромных концертов группы, подход "саб плюс топы" предлагаетхороший баланс между объемом и портативностью. 

Для сольных артистов и дуэтов без ударных (или, может быть,использующих каджон для ударных), система на 115 дБ или выше на одномметре должна быть достаточной, и сабвуфер, вероятно, будет ненужным, еслитолько не будут задействованы глубокие басы (такие как бас-гитара DI'd илибас-синти). Даже решения "PA в чемодане" могут хорошо подойти для гитары сбольшим количеством голосов. Вся эта система Fender's Passport получилатакой же успех, но Yamaha также выпускает ряд систем Stagepas мощностью до600 Ватт или около того. Эти системы обычно включают в себя базовый миксер,что делает их очень удобными и увеличивает время установки и количествопередач, которые нужно носить с собой. 

В случае акустической гитары, если гитара подается в акустическийкомбо (большинство из которых также имеют микрофонный вход), простодобавив в комбо небольшой мощный удлинитель, питающийся от егоканального выхода, может быть все, что нужно. 

В моем собственном трио в пабе, где ударные чаще представленыкахоном, а не от ударной установкой, мы используем пару или 150-ваттныегромкоговорители Schertler с 8-дюймовыми драйверами. Одна из колонок имеетвстроенный микшер, хотя мы склонны питаться и от отдельного микшера, таккак нам нужно больше входов, и нам нравится запускать порталы в настоящемстерео. Это обеспечивает достаточно чистый уровень, даже если мы подаемнесколько кахонов, а встроенный микшер означает, что у нас есть запаснойвариант - если наш основной микшер или одна из колонок выйдет из строя, мыобычно можем получить, используя то, что осталось. Тем не менее, на оченьмаленьких площадках мы иногда переключаемся на использование толькоодного из усилителей Schertler плюс комбинация акустической гитары, иотказываемся от роскоши стерео. Всегда хорошо иметь достаточно аппаратуры,чтобы можно было собрать хотя бы вокал PA, если что-то не получится. 

Иногда все же может быть преимущество в использовании небольшойсистемы, которая включает в себя компактный сабвуфер, так как это позволяетсделать основные колонки еще более компактными. Например, у меня есть параMackie SRM350s (активные 10-дюймовые колонки), которые я использую ссабвуфером Mackie DLM12 для некоторых пабов, где барабаны являютсячастью состава, а сабвуфер достаточно мал и легкий, чтобы все ещевписываться в мой автомобиль. Эта конфигурация достаточно гибкая, так какмне не нужно брать сабвуфер, когда он не нужен. 

Кроме того, есть несколько специальных сабвуферов, таких как серия LDSystems Dave, где опять же основные колонки довольно малы, и сабвуфердействительно обрабатывает только низкие средние и обычные басы, а не"настоящие" сабвуферы. Эти выделенные 2.1 системы обычно не могут бытьразделены для использования без сабвуфера, но они очень компактны, и болеемелкие верхние колонки с меньшей вероятностью заслонят группу отаудитории. Более крупные версии этих спутниковых систем сабвуферов хорошоподходят для групп с барабанами в помещениях размером с паб, в то время каксистемы меньшего размера также идеально подходят для гитарных ансамблей иансамблей голосового типа. 

В последнее время на рынке появилось много компактных линейныхакустических систем. Как правило, они состоят из длинного, тонкого корпуса сколонкой, состоящей из нескольких небольших динамиков, объединенныходним или двумя компактными сабвуферами. Популярными примерамиявляются HK Elements и системы Turbosound для iP1000 и iP2000. Существуеттакже подход Bose L1, который немного отличается, так как драйверынаклонены под углом, чтобы обеспечить еще более широкую дисперсию.Хорошим примером является JBL Eon One, рассматриваемый в этом выпуске, иLD Systems также производят доступные по цене мини-системы линейныхмассивов, в то время как такие компании, как Fohhn, предлагают чрезвычайноэлегантные системы, которые стоят выше по ценовой лестнице. 

Преимущество линейных массивов состоит в том, что они максимальноувеличивают горизонтальное покрытие и в то же время направляют меньшезвука на пол и потолок, так как волновой фронт, который они проецируют,ближе к цилиндрической, а не сферической форме, создаваемой однимизлучателем. Широкое рассеяние означает, что они меньше оглушают людей,находящихся рядом с фронтом, и в то же время доставляют много звука взаднюю часть. В то же время, их многочисленные небольшие динамикидоброжелательно относятся к критически важному среднему диапазону - стольважному для вокала - в то время как их узкий профиль опять-таки хорошопредвещает четкие линии обзора. Небольшое выступление с ними можетпоказать отличные результаты, используя только одну из этих систем, в товремя как группа с барабанами может выбрать пару. 

Мне нравится и звучание, и портативность этих мини-линейныхмассивов, так как они имеют тенденцию звучать более качественно, чем многиеобычные компактные акустические системы, но есть тут и подводные камни. Во-первых, их нельзя использовать без сабвуфера, а во-вторых, большинствомоделей помещают в сабвуфер всю активную электронику, так что еслисабвуфер выйдет из строя в системе с одним сабвуфером, вся ваша системасдохнет. Мониторы, которые могут удвоиться в качестве экстренногоголосового оповещения, могут вытащить вас из неприятностей, но у вас всегдадолжен быть резервный план. 

Если вы работаете в смешанной конфигурации, то подача микса FOHобратно на монитор сцены может быть всем, что вам нужно, так как этопозволит вам услышать себя, а также услышать тот же баланс, который слышитаудитория. Я также делаю "выход на улицу с длинным гитарным кабелем",чтобы проверить все звуки на сбалансированность, так как мы не пропускаемэлектрическую гитару через ПА, поэтому ее уровень необходимо регулироватьс точки зрения аудитории. 

Для простоты мы используем небольшую аналоговую консоль, хотянекоторые из небольших микшеров, управляемых через сеть Wi-Fi планшетом,также привлекательны, так как они включают всю необходимую обработку, втом числе эффекты, динамику и всесторонний эквалайзер, и вы можете вноситькоррективы с планшета, установленного на подставке для микрофона. Вы такжеможете вынести планшет в зал во время саундчека и оттуда внести коррективы. 

Там, где у вас есть отдельный миксинг-инженер, микшеры с планшетнымуправлением еще более привлекательны, так как они экономят много временина настройку и избавляют вас от необходимости запускать системныепроцессоры по всему помещению со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. Я использую беспроводной микшер, когда делаю звук для когото еще, и это делает жизнь намного проще». 

В настоящее время существует несколько вариантов мониторинга: отнапольных колонок и монтируемых на стенде мини-мониторов довнутриушных систем или простых боковых прострелов. Для концертов в пабе япредпочитаю подставные мини-мониторы, так как они могут работатьдостаточно громко и занимать мало места. Причина, по которой они могутработать так громко, заключается в том, что весь басовый конец скатывается, новы этого не замечаете, так как нижний конец от основного ПА заполняет его завас. Для этого я использую Mackie SRM150, который имеет встроенныйкоэффициент усиления и эквалайзер; вы даже можете подключить микрофонпрямо к нему, если вам нужен мини-выручалочный усилитель. TC-Heliconтакже сделать хорошую альтернативу в комплекте со встроеннымревербератором. Мой SRM150 вытащил меня из неприятностей более чем водном случае, когда что-то другое не удалось, взяв на себя обязанности однойстороны PA. Опять же, басы с другой стороны заполняются так, чтоограниченная басовая характеристика не заметна, а в небольшом помещенииможно в целом получить достаточно чистый уровень. 

Для более крупных мероприятий, таких как фестивали на открытомвоздухе, мой Mackie SRM350s иногда получить передислоцироваться в качествеклиновых мониторов, с моим беспроводным микшером, который поддерживаетдо шести отдельных мониторных каналов, обработка основных и складныхсмесей. Если вы, как правило, играют в местах, которые варьируются открошечных до довольно больших, как мы делаем, то он часто платит, чтобывыбрать компоненты системы, которые могут быть развернуты в различныхконфигурациях, а не быть вынуждены принимать ту же самую систему накаждом месте. 

Там, где вам просто нужно немного реверберации, тогда микшер синтегральными эффектами и обходным переключателем эффектов являетсясамым простым вариантом для самостоятельной работы. Если вы используетемикшер с планшетным управлением, то при общении в чате между песнями выможете обойти эффекты и даже вызвать пресеты с различными эффектами. 

Если вам нужно что-то более сложное, но все же не слишком сложное, тотакие компании, как TC Electronic, Digitech и Roland, предлагают различныеварианты вокальных процессоров, некоторые в очень простом формате -например, TC's Mic Mechanic, который включает в себя задержку,реверберацию, тональную коррекцию и щадящую коррекцию высоты тона. Впоследнее время мы используем TC-Helicon Perform-V, который зажимает наподставку для микрофона и может работать с эффектами реверберации,задержки, удвоения, коррекции тональности и гармонии, аранжированными какпростые пресеты с нажатием на кнопку. Дальнейшее редактирование эффектовтакже может быть выполнено с помощью компьютера. До сих пор это оказалосьочень удобным, так как позволяет вокалисту обходить и выбирать эффекты безизменения положения. Кажется, что это хороший компромисс междумгновенным удовольствием и вокальным процессором "делать все".

Некоторые производители, в том числе Mackie и Studiomaster началиинтегрировать мониторы в боковые части своих колонок, что сводит на нетнеобходимость в отдельных мониторах для небольших концертов, некоторыепроизводители, в том числе Mackie и Studiomaster (чья система Starlightизображена здесь), начали интегрировать мониторы в боковые части своихколонок, что сводит на нет необходимость в отдельных мониторах длянебольших концертов. 

К другим моделям со встроенным мониторингом относятся модели серииStudiomaster Starlight, которые могут использоваться как с подлодкой, так и безнее, а также имеют регулируемые боковые мониторы (которые могут питатьсяот входа колонки или от внешнего входа), при этом опциональные модели такжевключают в себя светодиодную подсветку. Мы опробовали их на концерте,когда они впервые вышли на рынок, и обнаружили, что они работаютдействительно хорошо, особенно учитывая их скромную стоимость. Нам нетребовался дополнительный мониторинг, и мы все слышали все отчетливо. Янадеюсь, что эта тенденция будет продолжаться, так как это позволитсэкономить время на установку, прокладку кабелей и общее беспорядок. 

Система Bose L1 также имеет такие же преимущества в обратной связи, втом, что ее очень широкая дисперсия означает, что ее можно расположить там,где ее слышат и аудитория, и музыканты, и она также очень устойчива кобратной связи, что означает, что ее можно включить на удивление громко, дажеесли микрофон очень близко к ней.Большая часть работы без стресса включает в себя знание того, что у вас естьдостаточно избыточности в снаряжении, чтобы справиться, если что-тосломается - потому что однажды это случится. Недавно на местном фестивале япотерял четыре монитора из-за скачка напряжения после отключениягенератора, так что хороший подавитель перенапряжения будет следующим вмоем списке покупок! К счастью, у нас было достаточно запасных динамиков спитанием, чтобы покрыть его, но в меньшей установке только один или двамонитора с питанием, которые могут быть нажаты в качестве голосового ПАможет быть достаточно, чтобы вытащить вас из неприятностей. Многиепитающиеся динамики теперь могут взять динамический микрофон, чтобы датьвам некоторые основные вокала без необходимости микшера, так что это можетпомочь, если микшер сломается - просто подключите основной вокальныймикрофон в одну из колонок и его ссылочный выход в другую. 

Сломанный гитарный усилитель - это частая проблема, но что-тонастолько простое, как б/у Line 6 Pod или аналогичное, запрограммированное свашими базовыми звуками, позволит вам подключиться непосредственно к ПАв случае, если ваш усилитель поджарится. Вы можете запрограммировать парубасовых патчей тоже на тот случай, если ваш бас-гитарист выйдет из строя. Аесли у вас есть причудливая педаль, держите отдельную педаль овердрайва схорошей батарейкой в ней, так как это поможет вам выбраться изнеприятностей, если на педалборде возникнет проблема, которую вы несможете быстро найти. 

Запасной микрофон и зажим для микрофона - тоже неплохая идея, так какдва или три, казалось бы, прочных динамических микрофона просто умираютна мне на протяжении многих лет, и, конечно же, кабели выходят из строя всамое неподходящее время! Всегда носите с собой запасной разъем, XLR исетевые кабели и убедитесь, что вы пометили все неисправные кабели, чтобывы могли выбрать их для ремонта, когда вы вернетесь домой. Если вам нужнопроверить кабели XLR на наличие трещин, сделайте это с включеннымфантомным питанием, так как все, что прерывается, будет действительносоздавать шум по мере того, как вы будете изгибать провод. Добавьте несколькоосновных инструментов, запасные предохранители, запасные батареи, запасныеструны, фонарик и особенно синюю изоленту, и вы сможете преодолетьбольшинство проблем.

Ваша корзина пуста