Назад к списку

Установка и коммутация студийных мониторов

Очень важно, чтобы громкоговорители были направлены под углом к слушателю - параллельные акустические системы создают чрезвычайно размытое стереоизображение с неопределенным центром. Эмпирическое правило установки мониторов основано на принципе равностороннего треугольника. Мониторы размещаются в двух его вершинах перед слушателем. Его лучи пересекаются прямо позади головы слушателя, образуя центральную точку.

Хотя равносторонний треугольник является рекомендованным стандартом, стоит всегда экспериментировать, используя более широкий угол в центральной точке. Равнобедренный треугольник с 90° в точке прослушивания даст более широкое стереоизображение, но иногда ценой несфокусированного центра.

При установке углов монитора стоит учитывать несколько моментов:

•для звуковых волн требуется время, чтобы объединиться с разных громкоговорителей в единое звучание. Если громкоговорители расположены слишком близко друг к другу, стерео сцена пропадет, так как мониторы будут работать почти как один большой мониторы (в моно);

•чем дальше мониторы друг от друга, тем шире стереоизображение, что делает панорамирование проще, а реверберацию несколько более определенной. Но если они очень далеко друг от друга, фокус будет позади звукорежиссёра, и на деле будет слышно левую или правую сторону индивидуально, но не вместе

Для получения превосходного стерео изображения в левом/правом на-правлении многие звукорежиссеры советуют установить зеркало над каждым высокочастотным динамиком и настроить громкоговорители так, чтобы можно было четко видеть свое лицо в обоих зеркалах одновременно, находясь при этом в рабочем положении.

Настоящая быстрая установка мониторных систем, используемая в эру использования аналоговых микшерных консолей, заключается в том, чтобы расправить руки как можно шире с каждой стороны и размещать мониторы на кончиках пальцев каждой руки. Это, по-видимому, хорошо работает из-за встроенной глубины, которую обеспечивает консольный измерительный мост, но сейчас это малоприменимо, так как большинство инженеров стали больше работать на цифровых рабочих станциях, где мониторы расположены намного ближе к инженер.


Многие мониторы предназначены для использования в вертикальном положении, но пользователи часто кладут их на бок. Это приводит к различным акустическим аномалиям. Любые мониторные системы имеют свои рекомендованные положения установки, при которых производитель гарантирует точность звукопередачи и рассчитаны на то, чтобы в конкретном положении фазовых неточностей между высокочастотным твиттером и среднечастотным диффузором было как можно меньше. Положив мониторы на бок, придется столкнуться с проблемой несоответствия фазовой характеристики между динамиком и твиттером на слух. Это объясняется тем, что человеческая способность определять точную локализацию звука в вертикальной плоскости развита значительно слабее, чем в горизонтальной. Погрешность составляет 10-15° (по сравнению с 3° в горизонтальной), и при вертикальном положении твиттера человеческий слух будет менее чувствителен к проблемам фазового соответствия.

На практике, несмотря не это, опытные инженеры все-таки кладут мони-торы на бок и предпочитают, чтобы твиттеры двух- или трех-полосной акустической системы были снаружи, тем самым расширяя стереополе. Иногда твиттеры оставляют внутри, но обычно это приводит к размытию стереоизображения. Эксперименты в этой области помогут понять, будет это работать или нет, но зачастую использование данной техники подразумевает только мониторы ближнего поля, общее расположение которых не так сильно влияет на общее стерео впечатление, нежели мониторы другой спецификации.

Мониторы, которые монтируются непосредственно поверх консольного измерительного моста или стола без какой-либо развязки, подвержены эффектам гребенчатого фильтра, особенно в области нижних частот. Звук с монитора вызывает резонирование стола или пульта, некоторые частоты либо провалены, либо усилены, что и вызывает «размытие» звука и «плавание» фазовой характеристики. Эти резонансы могут быть более или менее серьезными в зависимости от того, установлены ли громкоговорители непосредственно на столе, микшерном мостике или на отдельных специальных стойках для мониторных систем ближнего и среднего поля.

Один из самых быстрых способов улучшить звучание мониторной системы - отделить динамики от того, на чем они находятся. Это можно сделать, например, с помощью виброизоляционных панелей под мониторы. Независимо от марки, модели и типа динамиков, которые используются, развязка - это дешевый и простой способ сразу улучшить звучание любых мониторных систем.

При использовании специальных мониторных стоек нужно учесть не-сколько моментов, которые также важны, как и виброизоляционные панели:

•Для поглощения низкочастотной вибрации, стоит использовать как можно более тяжелые стойки;

•Площадь поверхности, на которую ставится монитор, должна соответствовать его размеру;

•Общая высота стойки и монитора должна быть выбрана таким образом, чтобы твиттеры акустической системы были примерно на уровне ушей.

Большинство активных мониторов имеют от одного регулятора громкости до широкого набора параметров. Независимо от того, сколько параметров у конкретных мониторных систем может быть, стоит убедиться, что все элементы управления установлены правильно и одинаковы для каждого из устройств.

Например, если на одном громкоговорителе аттенюатор высоких частот будет выставлен в значение -2 дБ, а на втором - +2 дБ, то звуковая сцена будет нарушена, поскольку мониторы не образуют общую систему из-за различий в звучании каждого монитора относительно друг друга.

Таким образом, правильное размещение АС и оптимизация позиции слушателя в пространстве музыкальной комнаты параллельно решает две очень важные задачи: ослабление акустических проблем комнаты прослушивания в басовом диапазоне и достижение наилучших характеристик звуковой сцены.


Ваша корзина пуста