Назад к списку

Творческие задачи мастеринга. Часть 1 

Введение. 

 За последние десятилетия количество студий звукозаписи увеличилось многократно. Более доступным стало качественное оборудование, и, несмотря на предостережения профессиональных инженеров мастеринга, многие звукорежиссеры записи и сведения не могут удержаться от соблазна произвести мастеринг собственных треков самостоятельно, порой имея о нем смутное представление. Поэтому в наши дни очень важно для повышения качества фонограмм в целом четкое понимание того, что делает звукорежиссер мастеринга в студии. 


 Тема мастеринга окутана мифами. Кто-то считает, что мастеринг — это своего рода "замазка-корректор", способная исправить ошибки, допущенные при записи и сведении, и заставить посредственный микс звучать высококачественно. Другие полагают, что мастеринг относится скорее к техническим аспектам, чем к творческим, и никакие ошибки, допущенные ранее, исправить не может. 

 Доля правды есть и в первом и во втором высказывании. Мастеринг — это завершающий творческий этап в процессе аудиопроизводства, последняя возможность усовершенствования, внесения изменений в звучание, прежде чем носитель будет отправлен на завод.Какое же место мастеринг занимает во всем процессе аудиопроизводства? 

 Любой процесс производства можно разделить на три основных этапа: pre-production (подготовка), production (этап производства, изготовления продукта), post-production (завершающий этап). И аудио-производство не является исключением. 

 К Pre-production относится подготовка к записи, к Production — запись, редактирование и сведение, а к Post-production — мастеринг, печать и тираж носителей. 

 (То, что автор, как и большинство звукорежиссеров, музыкантов и продюсеров называет "мастерингом", инженеры заводов по производству компакт-дисков называют "премастерингом", то есть финальной подготовкой фонограммы к изготовлению мастер-диска, а собственно "мастерингом" именуют сугубо технический процесс изготовления тн. гласс-мастера — печатной формы для тиражирования компакт-дисков. Тем не менее в профессиональном обиходе устоялось использование термина "мастеринг" в значении "премастеринга" — прим. ред.) 

 Подготовка к записи (pre-production) происходит в студии до начала записи и включает в себя подбор подходящего оборудования, репетиции в студии для адаптации музыкантов к условиям записи, создание комфортного студийного мониторинга для каждого исполнителя и т.д. 

 Следующий этап (production) включает в себя сразу три вида работ: запись, редактирование записанного аудиоматериала и сведение.Запись, которую в производстве современной поп- музыки иногда называют "трекинг" (tracking), то есть запись отдельных дорожек, — это одна из важнейших частей аудиопроизводства. В наши дни для записи все чаще используют цифровые рабочие станции на базе компьютера, аудиоинтерфейса и специализированного программного обеспечения. 

 Современные рабочие станции предоставляют пользователю огромные возможности по редактированию аудиоматериала: это и монтаж из бесчисленного количества дублей, и звуковысотная правка, и удаление акустических и электрических шумов, и многое другое. 

 Если речь идет о последовательной записи (или записи "с наложением"), то выделяют так называемый overdubbing (запись дополнительных дорожек) — запись остальных инструментов микса на существующий "каркас".С помощью таких инструментов, как частотная, динамическая, пространственная обработка, звуко-режиссер на этапе сведения занимается работой по созданию звукового образа.Результатом работы звукорежиссера сведения является аудиофайл — чаще стереофонический. Эта часть в этапе производства является заключительной, и в случае если серьезные требования к качеству аудиозаписи не предъявляются, на этом творческая часть работы оканчивается. 

 (Звуковой образ — совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном предмете, явлении, событии, характере — прим. авт.) 

 Далее файл передается инженеру премастеринга, выстраивающему произведения в необходимом порядке, осуществляющему PQ-кодирование, noise shaping, dithering, конвертирование в требуемые форматы аудио, после чего переходят к изготовлению мастера для печати и тиражу CD. 

 История развития мастеринга. 

 В старые добрые времена мастеринг был чем-то вроде черной магии, поскольку каким-то загадочным образом мастеринг-инженер переносил аудио с одного носителя на другой, а именно с магнитной ленты на виниловый диск. На самом деле это был довольно сложный процесс: одно неловкое движение — и звукорежиссер мог повредить не только мастер-диск, но и резец стоимостью больше десяти тысяч долларов. 

 Применяя такие решения, как частотная и динамическая обработка, инженеры научились делать мастер-диски более "громкими", а соответственно, менее "шумными" (под более "громкими" понимаются фонограммы с большим уровнем RMS). Продюсеры и музыканты стали замечать, что те записи, которые звучали на радио громче других, публике нравились больше, чем "тихие", и, соответственно, они лучше продавались. Так началась эра "творческого" мастеринг-инженера, который вмешивается в звучание произведения, а не просто переносит его с одного носителя на другой. 

 Но рассмотрим все по порядку. До 1948 года звукозапись осуществлялась сразу на диск, поэтому деления на виды деятельности (запись, сведение, мастеринг) в звукорежиссуре не существовало. 

 (В домагнитофонную эпоху кроме прямой записи на восковой мастер-диск широко применялась фотографическая запись звука на киноленту. И до появления многодорожечной записи сведение проводилось непосредственно во время записи — прим. ред.) 

 В 1948 году компания Ampex выпустила первый магнитофон, а для тиражирования виниловых дисков заводу по-прежнему требовался виниловый мастер-диск. Его созданием стал заниматься так называемый transcription engineer — первое воплощение звукорежиссера мастеринга. 

 В 1957 году появились первые стереопластинки. Тогда был сделан значительный прорыв в качестве аудио, и многие считают этот год датой рождения Hi-Fi, хотя стандарты Hi-Fi-техники (DIN 45000, DIN 45500,IEC 60581, ГОСТ 24388-88) появились гораздо позже.(Hi-Fi, High Fidelity, высокая верность — термин, означающий, что воспроизводимый звук очень близок по звучанию к оригиналу — прим. авт.) 

 В 1963 году компания Philips представила компакт-кассету — один из самых дешевых аудио-носителей, который долгое время оставался наиболее распространенным. 

 В 1964 году компания Studer выпустила первый четырехдорожечный магнитофон J-37, который позволил производить последовательную запись с наложением. Индустрия звукозаписи изменилась навсегда: появилось четкое разделение между записью, сведением и мастерингом, так как эти процессы кардинально отличались друг от друга. 

 С появлением Audio CD в 1982 году настала эпоха "цифры", и хотя носитель изменился, инструменты мастеринга по-прежнему оставались такими же, как и в "виниловые" времена.1989 год. Появление цифровой рабочей станции Sonic Solutions открыло новые возможности редактирования фонограмм не только звукорежиссерам записи и сведения, но и звукорежиссерам мастеринга. 

 В 1995 году появился формат аудио с "потерями" MPEG-1 Layer 3, сокращенно называемый MP3. Он позволил без проблем распространять аудио через Интернет благодаря малому размеру файлов. С этого момента в задачи звукорежиссера мастеринга вошло также качественное кодирование в этот формат, а точнее, при минимальном размере аудиофайла сохранение максимально качественного звучания. 

 Во второй половине 1990-х были предложены высокие частоты дискретизации, 24-битная запись, многоканальный формат surround sound (5.1). 

 С 2002 года одним из главных инструментов стал компьютер, и практически каждый проект делается с использованием цифровой рабочей станции. 

 Философия мастеринга. 

 С технической стороны мастеринг описать довольно просто: это промежуточное звено между студией звукозаписи и заводом-изготовителем, занятое подготовкой материала для последующего копирования и распространения. Но что кроется за этими словами? Когда говорят о мастеринге, речь обычно заходит о дорогом, эксклюзивном, часто ламповом оборудовании, которое применяется в мастеринг-лабораториях. Но главная часть "оборудования", главный инструмент звукорежиссера мастеринга — это его слух. Часто можно услышать фразу: 

 "Мастеринг — это 30% инструментов и 70% опыта того, кто занимается мастерингом". Чтобы понять, чем же руководствуется профессиональный звукорежиссер мастеринга, принимая то или иное решение, приведу высказывания известных специалистов в данной области. Взяты они из книги "Руководство мастеринг-инженера" Боба Овсински, оформленной в виде сборника с интервью.Вопрос автора: "В чем, по Вашему мнению, заключается философия мастеринга?".Greg Calbi: "Главное для меня — понять, что же человек хотел сделать в своей работе, но не смог. 

 Нельзя просто взять трек и начать заниматься мастерингом. Иногда самое сложное — это понять чего человек хочет, "услышать" его. Однажды кто- то сказал мне слова, которые я считаю лучшим комплиментом: "Причина, по которой я всегда работаю с Вами, — в том, что мое произведение звучит так же, как сделал его я, но только лучше". И это то, к чему я всегда стремлюсь! Я не пытаюсь изменить микс — я пытаюсь его улучшить, усилить. Я беру чужую идею и работаю до тех пор, пока не почувствую: вот оно". 

 Dave Collins: "Самое главное можно выразить словами Гиппократа: не навреди! Если клиент пришел именно к вам, значит, он вам доверился, он ждет, что его микс будет звучать лучше благодаря вам. 

 Если вы профессионал в этом деле и занимаетесь мастерингом 10...20 лет, то вы слышите все, вы знаете, что звучит не так, неправильно. Мы живем в забавное время. У вас есть коробочка, на которой написано "мастеринг", и вы выбираете пресет рок-н-ролл и ждете чуда. Но когда человек написал книгу, он посылает ее редактору, чтобы тот прочитал и посмотрел на нее со стороны. Получая фонограмму, звукорежиссер мастеринга, подобно редактору, смотрит на нее свежим взглядом, а точнее, слушает ее "свежим слухом". 

 Когда я слушаю запись в первый раз, то не знаю, что всю сессию гитарист конфликтовал с вокалистом или что к концу сессии все перессорились друг с другом. Я просто слушаю звук, выходящий из моих колонок, и делаю выводы". 

 Bernie Grundman: "Мне кажется, мастеринг — это способ заставить музыку сильнее воздействовать на слушателя, максимизировать ее. Это последний творческий шаг, а значит, последний шанс что-то изменить. 

 Опытный звукорежиссер прослушал огромное количество материала и знает, что такое действительно хорошая запись в различных жанрах музыки. И в своей голове он постоянно сравнивает лучшие образцы с тем, что звучит в данный момент. Возможно, те образцы, которые когда-то произвели на него впечатление, содержат в себе то, что ищет продюсер сейчас... 

 Философия заключается в том, что музыка сама должна сказать вам, что с ней делать. То, что мониторы вам говорят, — это правда (конечно, если у вас хорошие мониторы). И тогда, воздействуя на звук, вы должны чувствовать, действительно ли его улучшили или просто сделали звук ярче и/или громче, чем у кого-то". 

 Bob Katz: "В эту профессию я пришел не так, как большинство моих коллег. Во-первых, я был аудиофилом. Во-вторых, я сделал большое количество записей в стерео (стереопарой). Это мой подход. Мне нравится естественность. Конечно же я очень много работаю с рок-н-роллом и хэви-метал, но я всегда беру за эталон частотный баланс акустического инструмента или вокала. И, кстати, моим клиентам (хоть и не всем) этот подход тоже нравится. Сегодня существуют исключения, и если рок-группа попросит неестественно подчеркнутый бас, то я выполню ее просьбу. Но все же обычно я стараюсь работать с проектами, которые имеют естественный тональный баланс". 

 Glenn Meadows: "По моему мнению, мастеринг всегда был и остается мостом между индустрией Pro Audio и индустрией Hi-Fi. Мы берем у заказчика материал, который в большинстве случаев хорошо звучит на мощных профессиональных акустических системах, и наша задача — заставить его звучать так же на бытовой акустике. Мы — это последний шанс разобраться в вопросе "что не так"". 

 Bob Olhsson: "Мое первое правило в мастеринге — "не навреди"! Для меня это означает понять и сделать то, что люди (звукорежиссеры, продюсеры, музыканты) пытались сделать и сделали бы, имея акустические системы высочайшего уровня, дорогостоящее мастеринговое оборудование, комнату прослушивания и опыт как у меня. Я отчасти пытаюсь поставить себя на их место и, естественно, видя весь процесс в целом, стараюсь исключить то, что стоит на пути между артистом и слушателем, — современные технологии. У вас есть исполнитель на одном конце, и есть слушатель на другом. Я считаю основной задачей держать технические аспекты как можно дальше от процесса музыкального исполнения. 

 Это наиболее важная вещь. Только тогда вы сможете "усилить" то, что вложили в музыку исполнитель, звукорежиссер, продюсер, и донести это до слушателей, имеющих разные проигрывающие системы и условия прослушивания". 

 Doug Sax: "Если не нужно ничего делать — не делай. Мастеринг не создает продукт, я не готовлю блюдо — я его приправляю. Если блюдо готово и ничего не требует — я оставляю его. Если даже просто добавить соль, блюдо уже будет испорчено. Я пытаюсь сохранить то, что сделал звукорежиссер. Как правило, звукорежиссер сведения имеет более скромные условия мониторного контроля, чем я, поэтому я могу немного эквализовать, и все". 

 Eddy Schreyer: "Необходимо сделать продукт, который был бы конкурентоспособным как по частотному балансу, так и по громкости". 

Ваша корзина пуста