Назад к списку

Современные мониторы ближнего и дальнего поля

Сам по себе термин «мониторы ближнего поля» в наше время употребляется в другом контексте. Сейчас это мониторные системы, положение которых находится на очень малом расстоянии расстоянии от точки прослушивания. Yamaha NS10 Studio и Auratone 5C хоть и тоже подходят на роль мониторов ближнего поля, но задачи, поставленные перед ними в свое время немного отличаются от тех, которые сейчас стоят перед современными мониторами ближнего поля. Поэтому современные мониторы ближнего поля бывают разных размеров, формы и мощности.

Наиболее распространенным типом мониторов ближнего поля в настоящее время являются активные 8-ми дюймовые мониторы с двумя драйверами, хотя бюджетные домашние студии иногда пользуются 6-ти дюймовыми версиями. Очень часто эти мониторы располагаются поверх измерительного моста консоли или на стойках прямо за ним. Подавляющее большинство миксов выполнено с использованием мониторов ближнего поля, особенно в небольших студиях звукозаписи. Но даже в про-фессиональных студиях, где есть мониторы дальнего поля, инженеры по микшированию могут использовать мониторы ближнего поля для большинства процессов и лишь иногда переключаются на другой набор акустических систем. Одним из недостатков громкоговорителей, предназначенных для близкого расположения, является величина места про-слушивания, что никакой роли не играет для инженера по микшированию, но может не обеспечить адекватную дисперсию с точным стереофоническим изображением для нескольких человек при прослушивании.

Музыка имеет большую звуковую сцену, в которой можно точно указать с минимальной точностью стереофоническое изображение барабанной установки или хвоста реверберации и использование максимально возможного частотного диапазона, но, прежде всего, музыка имеет пространство между источником и слушателем. Никто не слушает музыку дома на расстоянии метра от громкоговорителей. Обычно расстояние составляет от 2-4 метров до максимально возможного - места случайного прослушивания (например, в другой комнате). Тогда почему же современный звукоинженер поп/рок музыки микширует на мониторах ближнего поля на расстоянии 1-1,5 метра от его ушей, когда никто не будет слушать его работу так же?

Все дело в том, что инженеру гораздо легче гораздо выполнять свою работу с мониторами на близком расстоянии. При прослушивании в ближнем поле каждый вокал и инструмент «находится» прямо перед лицом. Чак Эйнлей (звукорежиссер Марка Нопфлера) пишет: «Я почти не использую крупные мониторы в студиях, потому что они не особо нужны для реальной работы».

Для большинства инженеров выбор мониторов является личным предпочтением, и в этом нет ничего странного. Некоторые люди предпочитают яркие агрессивно звучащие мониторы, другие любят более «ограниченные», но самое главное то, что никакой выбор не является правильным как таковым. Главное помнить, что ни один монитор не является «действительно нейтральным», и у каждого профессионального инженера собственный личный вкус и мнение по поводу звучания акустических систем.

Мониторы среднего поля подразумевают что-то среднее между мониторами дальнего и ближнего поля. Они подходят в основном для тех звукорежиссеров, которым нужен расширенный частотный и динамический диапазон (в сравнении с мониторами ближнего поля) для работы, например, с академической музыкой, но не имеют подходящего помещения или такого количества наличных, чтобы установить первоклассные мониторы дальнего поля. Также зачастую мониторы среднего поля используют музыканты и композиторы, работающие в электронных и танцевальных стилях музыки. Для звукорежиссера работа с этими мониторами также является чем-то средним между мониторами ближнего и дальнего поля - громкоговорители типа «среднее поле» намного четче прорисовывают плановые различия в фонограмме, наиболее точно позиционируют инструменты в звуковом поле, а также имеют детальное воспроизведение акустических эффектов как в ширину, так и в глубину, что не скажешь о мониторах ближнего поля.

Основным различием мониторов среднего поля от ближнего является их мощность. Как известно, мониторы для работы с академической музыкой должны передавать реальный динамический диапазон инструментов, с чем обычно не справляются мониторы ближнего поля ввиду своей малой мощно-сти. Несмотря на то, что акустические системы типа «среднее поле» имеет не таких серьезных характеристик, как любые мониторы дальнего поля, их все-таки можно использовать для качественного прослушивания музыки академических жанров без искажений динамики. Также, серьезным отличием мониторов среднего поля является возможность прослушивания всего слышимого частотного диапазона, а не только его части, но имея при этом меньшую мощность, нежели мониторы дальнего поля, что позволит в некоторой степени пренебрегать акустикой помещения, что категорически запрещается при использовании громкоговорителей типа «дальнее поле».

Еще одним отличием мониторов среднего поля является количество динамических головок (диффузоров). В сравнении с двухполосными ближними мониторами, разделенными кроссовером на нижнюю и верхнюю составляющие, громкоговорители среднего поля обычно имеют 3 полосы - низкочастотная, среднечастотная и высокочастотная (реже - двухполосные модели, но имеющие большую мощность и более широкий частотный диапазон, чем мониторы ближнего поля). Это позволяет иметь прекрасные переходные характеристики по всему частотному диапазону, несмотря на то, что мощность гораздо выше. Основным минусом этого является увеличение количества кроссоверов, дешевые модели которых имеют проблемы с фазовой характеристикой. Поэтому производители вынуждены уста-навливать высококачественные кроссоверы, что, само собой, отражается на итоговой цене монитора.

В ценовом диапазоне акустических систем данного типа разнообразия не меньше, чем в сегменте ближнего поля, но в большинстве случае мониторы среднего поля имеют тот уровень, позволяющий без ис-пользования мониторов дальнего поля получать действительно ошеломляющие результаты в работе. Ввиду того, что на покупку мониторов сразу и ближнего и среднего поля придется выложить немалую сумму, производители решили создать мониторные системы, позволяющие одним комплектом громкоговорителей использовать плюсы обоих типов мониторных систем.

Модель громкоговорителя SM9 от фирмы Focal (Франция) имеет трехполосную конструкцию, как и большинство мониторы среднего поля. Но есть существенное отличие - мониторы могут работать как в двухполосном режиме, так и в трехполосном. В трехполосном режиме система создает давление в 116 дБ (SPL, 1м) при неравномерности +/- 3dB в частотном диапазоне 30 Гц - 40 кГц. А в двухполосном - 106 дБ (SPL, 1м) при +/- 3dB в диапазоне 90Hz - 20kHz. В данном случае звукорежиссеру не нужно иметь две пары мониторов разного плана, а достаточно простого переключения мониторов на другую схему работы.

Среди множества производителей акустических систем, таких как Adam, KRK, Tannoy, Dynaudio, Neumann, Genelec, Eve, KS, и других, хотелось бы выделить мониторные систем от производителей Focal (Франция) и Amphion (Финляндия). В последние несколько лет мониторами ближнего и среднего поля этих двух фирм все чаще начинают заменять устоявшиеся стандарты типа Yamaha NS-10M и другие. Все дело в том, что компании смогли добиться улучшения многих объективных характеристик звучания мониторных систем, но при этом оставить тембровую окраску уже используемых многими мониторных систем и лучшую фазовую характеристику в своем классе. Другими словами, им удалось объединить все плюсы «стандартов» мониторных систем в студии звукозаписи с последними разработками в области проектирования громкоговорителей.


Ваша корзина пуста