Кочиева Диана.
Незаменимым свойством цифровых консолей является максимальная автоматизация всевозможных задач. Цифровые микшеры сегодня могут самостоятельно выполнять грубое сведение, используя приложения с предустановками (например, приложение для конференций, судебных заседаний или круглых столов). Также можно самим заносить различные snapshots в память пульта. А наличие моторизированных фейдеров поможет при записи и чтении автоматизации консоли.
Одним из незаменимых достоинств цифрового микшерного пульта является микширование большого числа каналов без заметных артефактов. Дело в разрядности внутренней обработки, и, опять же, в процессорной мощности. В аналоговых пультах при сведении, допустим, 58 каналов нижний динамический порог становится зашумленным, а сверху "давит" перегрузочная способность сумматора. Цифровое сведение достигает в среднем до 200 каналов и выше. Отсюда вытекает следующий недостаток аналогового оборудования перед цифровым- это зашумленность тракта. Именно по причине большого числа каналов появляется шум, и чем больше каналов, тем заметней он становится. И в отличие от аналога- цифровое оборудование в тракте в отсутствие сигнала составляет 100% тишину. Цифровая схемотехника менее подвержена наводкам сети, или помехам радиопередатчиков. Также, цифровые пульты дают возможность направлять сигнал с физического входа пульта на любой другой канал, или на несколько каналов, в то время как разъём аналогового пульта придется перетыкать вручную.
Настройки по умолчанию пульта предоставлены в качестве пресетов. Цифровые консоли позволяют программировать все, включая уровни, сохранять их для использования в любое время. На аналоговой консоли мы просто имеем фиксированный набор входов и выходов, с собственными фейдерами и ручками управления. А «сохранение сцен» здесь происходит за счет положений фейдеров и ползунков, которые после выступления специально не меняют, и они остаются до следующего концерта. В концертных условиях, сведение на цифровом пульте не имеет никакого смысла, если это разовый концерт. Не нужно сохранять никаких сцен, или параметров, ведь шоу с теми же установками уже не повторится, ни на следующий день, никогда. Даже в длительные туры берут обычно аналоговую консоль, потому что, как правило, все сцены уже давно известны и заучены наизусть звукорежиссером.
В аналоговых пультах невозможность назначить на одну кнопку две или более различные команды- это самый большой ограничитель, но и их величайшая сила. Для этих целей и придумали слои(layers) цифрового микшера. Если нужно больше физических, ручек- то назначение слоев отличное решение. Неудобство в том, что при поиске нужного канала на нужном слое возникает временная заминка, и приходится работать в авральных условиях. До тех пор, пока не отстроишь звук выбранного канала, настройки следующего будут недоступны. В такой ситуации качество звука напрямую зависит от скорости работы инженера.
Но что делать, когда задержка звука происходит в тракте? Цифровые консоли перед аналогом имеют неизбежное время задержки, в пределах от 1,5 мс до целых 10 мс, в зависимости от модели микшера и того, какие операции выполняются. АЦП вносят задержку, затем карты MADI (от англ. «Multichannel Audio Digital Interface» – «многоканальный цифровой аудиоинтерфейс», он же AES10) или роутеры, эквалайзеры, SRCпреобразование (от англ. «Sample Rate Conversion» – «преобразование частоты дискретизации»), регуляторы уровня (фейдеры), и еще много разных процессов до ЦАП. Например, в среднем задержка аналогового тракта составляет от 2-8 микросекунд. За это время сигнал успевает пройти путь от микрофона, через предусилители, через эквализацию и динамическую обработку. Для более быстрой работы цифрового пульта стоит отказаться от некоторых обработок, установить не самую высокую частоту дискретизации сигнала, или приобрести последнюю версию пульта. Считается, также, что преобразование аналогового сигнала в цифру, и обратный процесс ухудшают качество звука. Хоть на слух эта деградация качества малозаметна. Эта проблема в наше время встречается не так часто, как раньше.
Очевидно, что там, где необходимо повторение параметров, сцен и прочего, лучше подойдет цифровой пульт. Музыкальные театры или комплексные туры, допустим с оркестровой поддержкой номеров, это те два примера, где цифровые консоли находятся в идеальной для себя среде. Аналоговые пульты лучше использовать если у вас небольшое количество входов (допустим 16), и когда во время концерта непрерывно меняются исполнители на сцене, и вспоминание сцен на пульте может критически сказаться на производительности.
Также в цифровых пультах имеется встроенная комплексная динамическая обработка на каждом входном канале; встроенные эффекты, что исключает надобность внешних эффектов; значительное уменьшение поломки кабелей, глюков при подключении дополнительного оборудования и т.д. Программное обеспечение микшера позволяет совершить настройки или поменять конфигурацию через компьютер, что очень удобно во время живого концерта. Обновление микшера, или его перезагрузка позволяют исправлять системные ошибки, или добавлять новые функциональные возможности.
Аналоговые консоли, при всех своих недостатках, довольно простые устройствами, а главное — их конструкция примерно одинакова у всех производителей. По этой причине их было легко освоить, и звукоинженер, как правило, мог начать работать на неизвестной ему модели концертной консоли практически сразу — большого времени на обучение ему не требовалось. Цифровые консоли еще не достигли такого уровня. Для концертного звукорежиссера это пока все еще проблема —работать на цифровой консоли, с которой он не знаком. Интуитивный подход здесь не поможет.