Назад к списку

Работа с цифровым микшерным пультом 

Перевод: Кочиева Диана

Высококвалифицированная профессиональная аудиоаппаратура сама по себе не будет являться системой, без навыков в управлении и коммутации всеми элементами цифрового микшерного пульта. 

 Цифровой микшер похож на процессор эффектов в его концепции и планировке. На каждый входной канал установлен аналого-цифровой преобразователь. А также для каждого цифрового входного порта имеется цифровой приемник «digital interface receiver» (DIR)для распределения сигнала с физического входа на любой канал тракта.

После того, как цифровой сигнал попадает в пульт, пользователь может его направить в любой входной или выходной модультракта. Задача маршрутизации заключается в привычных функциях, таких как AUX посылы и возвраты, посылы матрицы, посыл на выходы. Каналы пульта также могут быть назначены на виртуальные группы для удобства в управлении. Эти группы называются DCA (от англ. «digitally controlled amplifier» –«цифровое управление усилением»), терминологиязаимствована из аналоговой сферы. 


Для осуществления большого потока данных и выполнения некоторого количества одновременно решаемых задач, микшерный пульт имеет центральный процессор (от англ.CPU – «Central Processing Unit» – «центральный процессор»), который направляет основную часть работы модулей в микшер. Таким образом возникает концептуальное разделение между управлением данных и потоком аудиосигнала и шин, используемых при сведении в микшере. Предусмотренный объём памяти предполагает хороший запас при обработке данных и хранениенастроек при дальнейшей работе. Сведение происходит путем смешивания сигнала в сигнальном цифровом процессоре– DSP (от англ. «DigitalSignalProcessor» –«цифровой сигнальный процессор»)под управлением ЦП. 

DSP предоставляет встроенные эффекты пульта и несколько видов эквалайзеров. Нередко в лучших микшерных пультах можно встретить до восьми виртуальных процессоров эффектов и около двенадцати 31-полосных графических эквалайзеров. Процессор эффектов DSP принимает входной сигнал из модуля маршрутизации или может иметь свой специальный вход и выход. Эти эффекты могут быть использованы любой шиной в тракте, что концептуально напоминает аналоговые пульты. На различных каналах микшера присутствует обычно следующий набор эффектов DSP: ФВЧ, эквалайзер, динамическая обработка, задержкаи т.д.

Есть два вида цифровых консолей: дискретные и монолитные. Монолитные пульты – это в общем то все аналоговые консоли и некоторые цифровые микшерные пульты, как правило не превышающие 32 каналов. Конструкция их такова, что все процессоры обработки, маршрутизации и поверхность с фейдерами и дисплеем находятся в одном аппарате. А к дискретным пультам относятся микшерные системы, подразумевающие аппаратное разделение всех основных функций пульта, состоящие как минимум из двух элементов: Worksurface, или «контролирующаяповерхность» – здесь осуществляются функции управления миксом и индикацией, и «Digital Engine»или «Микс Рэк» – некоего устройства, в котором происходит непосредственно процесс обработки цифровых аудио сигналов. 

Внешне «контролирующая поверхность» микшерной системы выглядит как аналоговый микшер: также состоит из ползунков, кнопок, ручек, индикаторов и прочего, плюс ко всемувозможно наличие многофункционального дисплея (МФД) для удобной коррекции уровней сигнала, передачи звука, настройки и назначения эффектов. МФД может бытьсенсорным, представляя из себя обычный планшет. Термин «контролирующая поверхность» довольно уместен, поскольку никакого потока аудиосигнала здесь не происходит. Например, на большинстве аналоговых микшеров аудио на самом деле проходит через канальный фейдер, в то время, как с канала цифрового микшера команды контроллера считываются и отправляются на DSP, который анализирует соответствующий уровень изменения параметра. Данная схема позволяет избежать пропадания аудио в случае сбоя ("зависания") в Worksurface, работающей под управлением операционной системы. При сбое Digital Engine продолжает обрабатывать сигналы в соответствии с виртуальным положением "ручек" и фейдеров на момент возникновения сбоя. И оператор имеет возможность сделать Restart Surface (перезагрузку системы) и продолжить работу. 

На типичных микшерах среднего размера панель управления может выглядеть довольно скудно, нежели на таких же аналоговых пультах. В отличие от аналоговых пультов, там не может быть специальных фейдеров на каждый входной канал. Количество ручек и энкодеров для каждой функции ограничено. Но зато каждый энкодер многофункционален. Простым выбором канала, а именно нажатием кнопки Select, все переключатели и кнопки будут связаны с этим каналом. 

Для экономии места на пульте, существует специальная концепция разделения физического контроля функций,которая называется Layering (от англ. Layer – слой). Например, фейдеры на КП могут быть сгруппированы в банк из восьми, и таких банков может быть четыре слоя. Эти фейдеры свободно назначаемые, конфигурация может быть следующая: слой 1- стереовходы; слой 2- возврат с эффектов; слой 3- группы DCA; слой 4и т.д. Для того, чтобы не запутаться в порядке всех назначенных функций, на поверхности пульта допускается физически обозначать каждый нужный слой, например, некоторые фирмы предлагают специальные магнитики-иконки, или миниатюрные экраны на каждый канал. Активное использование слоев может стать помехой для оперативного управления. 

Панель управления имеет полный набор элементов для сохранения и вызова настроек, а также копирования и применения параметров для различных каналов, и переноса их на другие устройства, в том числе на аналогичные микшерные пульты. Эта функция называется snapshot (от англ. «моментальный снимок») или «сцены». Это огромное преимущество цифрового пульта. Наличие сцен позволяет быстро переключаться между оригинальным и готовым миксом, использовать постоянные настройки для любого артиста, хотя и никто не исключает возможность совершенствования и внесения требуемых корректировок в финальный микс.

Еще одна полезная функция цифрового микшера, это модульность. Например, обработка DSP может находиться в модуле DSP, раздельно от «контролирующей поверхности». Аппаратные DSP могут быть на карте, которая подключается в специальный слот в модуль DSP. Эта конструкция пульта позволяет очень легко модернизировать или ремонтировать его. Сейчас не редкость, когда внебольшом кабинетеодновременно могут находиться ивходы/выходы, DSP, и ЦП, а управление консолью уже происходит через другой аппарат. Это полезно еще и тем, что когда модуль со входами и выходами разделен от «контролирующей поверхности», то можно его поместить на сцене, не прокладывая громоздкие аналоговые кабели. Всю передачу информации от сценического модуля и до КП на себя возьмет легкий цифровой кабель. Этот кабель нужен для передачи тестового сигнала с «контролирующей поверхности» на сценический модуль. Например, производители пультов Midas, использующиеранеепротоколEthernet, перешли на стандарт AES50, соединяющий КП с отдаленными модулями пульта. Иные и вовсе придумали свой –«Digigram’s EtherSound ES-100» или «Klark Teknik’s HyperMAC». Физически можно использовать недорогой кабель CAT5 с износоустойчивым входом EtherCon, для использования на более низких скоростях. Скорости повыше уже возможны при работе с кабелями CAT5e/CAT6 или оптоволоконный гигабитный кабель Ethernet. Это позволяет сэкономить на стоимости многоканальных громоздких мультикорах (snake).


До недавнего времени цифровые консоли (а) не обладали достаточной легкостью и быстротой в управлении, и (б) не внушали надежности. Вот основные доказательства, что сейчас многое изменилось со времен первых цифровых консолей. Цифровая консоль – это, по сути, специализированный компьютер, и достоинства его использования такие же, как и для другого любого компьютера. Запись всех ваших действий, сохранение внесенных изменений, напоминание о том, что нужно отменить, можно переносить информацию на другой компьютер и многое другое. С чисто звуковой стороны, «цифра» имеет невероятные возможности: полная обработка на каждом входном канале и выходных каналах; фейдеры переназначаемы, использование цифрового кабеля для передачи без помех и т.д. Однако, есть и значительные недостатки. Например, наличие одного «Master Strip» для индивидуального доступа к каналам, можно регулировать только один параметр за раз. Хотя это звучит незначительно, но подумать только, как часто мы совершаем вспомогательный посыл или эквализацию двумя руками. Наверно чаще, чем мы думали. (Примечание: фирма Digico попыталась сократить это ограничение, введением 4 активных дисплеев, таким образом, стал возможен доступ к четырем каналам одновременно, однако перед каждым разом все равно приходится тратить время на выбор интересующих каналов).

Одна из множества интересных функций, которой обладают современные цифровые микшеры - это возможность дистанционного контроля, например, через планшет и беспроводную точку доступа (WAP) . Такой механизм управления очень востребован во время настройки баланса мониторов или порталов, через специально установленное приложение или ПО на планшете, из любой точки зала и сцены.

Многие производители допускают в своих консолях возможность многодорожечной записи шоу. Делают это по-разному: одни используют дополнительные платы, встраиваемые в слоты (Yamaha), другие предусматривают возможность программной интеграции с ProTools, третьи прямой записи при помощи собственных программных средств. Так вот, за рубежом очень популярен виртуальный саунд-чек. Происходит это следующим образом: концерт предварительно записывается в хороших условиях, затем проигрывается в том зале где проходит саунд-чек, исполнители настраиваются под него, корректируют свои недочеты, и дальше успешно выступают на концерте.

Для надежности в цифровых консолях присутствует минимум двукратное резервирование важнейших функций: если проложить два кабеля от сценического бокса и до пульта, можно и по разным протоколам, то при сбое операционной системы, перезагрузке, звук не прерывается, но становится на некоторое время неуправляемым. Очень частое явление наличие двух или даже трех блоков питания. Если один из них выйдет из строя, то система автоматически переключится н оставшиеся надежные источники питания.

В цифровую консоль можно внедрить практически неограниченное количество обработок. Например, в старших моделях Avid Digidesign и Allen&Heath iLive можно добавлять процессорные платы, что кратно увеличивает вычислительную мощность. 

Каждая фирма снабжает свои изделия программами-редакторами, при помощи которых можно предварительно сконфигурировать пульт. Новая прошивка консоли, опять же, как правило, не требует новой версии программы-редактора. Но есть производители, создающие для каждой своей модели собственные программы и драйвера, и приходится заботиться о соответствии бесчисленных прошивок "железа" версиям софта. В результате, компьютер пользователя оказывается заваленным программным и драйверным "мусором", что не совсем удобно. На этом фоне гораздо лучше выглядят конкуренты, у которых один редактор на всю линейку производимых консолей.

Большая часть микшеров с iPad управлением, могут одновременно работать с несколькими планшетами. И есть такая опция «блокировки» одного устройства во время работы второго, чтобы не «сбивать» его настройки. Число приложений для iPhone и iPod Touch растет с каждым годом. Большинство таких программ бесплатно скачиваются с AppStore и их можно пощупать в демо режиме (без привязки к микшеру). Одной из проблем удаленных систем управления является большое число беспроводных точек в одном помещении, что создает опасность помех во время концерта. И во избежание этого, придется затратить немного больше времени, чтобы выбрать неперегруженный WiFi канал, и позволить консоли распознать качественно ID сети.

Ваша корзина пуста