Назад к списку

Профессия звукорежиссер. 

Многие задаются вопросом кто же такой звукорежиссер и чем он занимается?

Звукорежиссер – это уникальная профессия, в которой человек с одной стороны должен быть «технарем» (подкованным с технической стороны, уметь работать с различным звуковым оборудованием, компьютерами, программами), с другой стороны это творческая личность. Основные обязанности звукорежиссера такие. Он должен обеспечить качественную запись звука – это и контроль технических параметров, таких как контроль уровней без искажений и помех, и в то же время обеспечить максимально «правильный» тембр, который соответствует художественному замыслу музыкантов, композитора, продюсера, дирижера.


Когда запись закончена далее идет этап редактирования, где выбираются наиболее лучшие дубли или корректируется один из «не самых идеально звучащих» в плане исполнения. Коррекция происходит посредством таких программ как auto-tune, melodyne, flex pitch, audiowarp и многие другие. Позже звукорежиссер переходит к этапу сведения фонограммы, где множества дорожек суммируются в разных пропорциях, с разной обработкой (эквализацией, компрессией, пространственной обработкой) и на выходе получается один, чаще всего стереофонический файл. Если песня относится к разряду «демо», то на этом можно закончить и сохранив в нужный формат пользоваться файлом. Но если проект серьезный, коммерческий или планируется звучать на радиостанциях или концертных (танцевальных) площадках, то последний этап – это мастеринг фонограммы. Здесь происходит финальная коррекция на которой мастеринг инженер (звукорежиссер мастеринга) выступает как бы в роли главного редактора читающего книгу, перед выпуском крупного тиража. Звукорежиссер мастеринга должен убедиться, что фонограмма звучит хорошо на большом количестве различного оборудования (от айфонов до большой концертной акустики), имеет конкурентноспособную громкость на фоне подобных треков в этом жанре, а также имеет сбаланированную частотную характеристику (присутствуют низкие, средние и высокие частоты в нужных пропорциях). Если выпускается альбом, то треки должны иметь единый саунд, а не один краще другого :). В идеале всеми этими этапами должны заниматься разные люди: звукорежиссер записи, звукорежиссер редактирования, звукорежиссер мастеринга треков. Но в России не редки случае, когда этим занимается один и тот же человек :)

Однако это то, что касается студии звукозаписи. Но звукорежиссер может найти себе применения не только в студии  - есть и другие сферы деятельности. Например, концертный звукорежиссер занимается озвучиванием концертных мероприятий. Он должен помимо знаний и навыков работы с концертным звуковым оборудованием хорошо разбираться в акустике помещений и психоакустике, а также иметь устойчивую нервную систему (быть стрессоустойчивым). Потому как здесь нет возможности "отложить принятие решения на потом". Любый проблемы со звуком должны решаться сразу, причем часто - на концерте. Иногда концертную звукорежиссуру относят к разделу театральной звукорежиссуры, однако это не так. Здесь своя специфика и звукорежиссер концерта дожжен быть прежде всего музыкантом (что необязательно для театрального звукорежиссера).

Звукорежиссер в кинематографе также занимает очень важное место. В идеале у него должна быть целая команда звуковиков, в которую входят и микрофонный оператор (бум оператор), и звукооператор записи, и саунд-дизайнер, и фолей звукорежиссер, и звукорежиссер перезаписи, и звукорежиссер диалогов и другие. Работа очень творческая и очень ответственная. И все действия должны быть направлены на то, чтобы звук соответствовал замыслу режиссера фильма в рамках установленного бюджета :).

Отдельным блоком стоят звукорежиссеры и звукооператоры вещания (радио и телевидение). Это звуковики – многостаночники. Здесь главное уметь  делать всё и быстро... желательно вчера!!! Например, звукарь на радио должен уметь делать рекламные ролики, разбираться в голосах, монтировать сюжеты, новостные выпуски. Если надо он должен уметь запись музыкальную группу пришедшую в студию на радио. Уметь произвести реставрацию аудио (то есть очистить запись от шумов, щелчков, помех, шипа, гула, наводок и т.д.). Нередки случаи, когда хорошие звукорежиссеры в случае форс-мажора могли стать перед микрофоном и выступить в роли диктора, начитав какой-нибудь текст. И это всё один человек! Ужас!!!

Есть также люди, занимающиеся созданием звука к компьютерным играм. Это очень сложная сфера деятельности, которая помимо навыков записи, сведения должна включать и знания из области компьютерного программирования и моделирования и т.д. Эти люди также хорошо разбираются в психокустике (наука изучающая восприятие человеком звуков), сайндизайне. Понимать, как и с помощью чего получить тот или иной звук родившийся в их голове.

Подводя итог нужно сказать, что современный звукорежиссер – это человек, прежде всего имеющий художественный вкус, человек, который посредством современных технических средств воплощает задумку музыкантов, режиссеров, композитров, продюсеров т.д. А самое главноге хороший звукорежиссер может предвосхитить представления заказчика и сделать звучание лучше, чем тот себе представлял. Но не стоит забывать, что настоящий специалист звука должен прежде всего уметь быть частью команды, потому как без сплоченной работы, взаимопонимания, невозможно достигнуть качественного результата. Онлайн - школа музыки AcademyOfSound привлекает лучших опытных преподавателей звукорежиссуры. И все они проводят как индивидуальные занятия по звукорежиссуре , так и звукорежиссерские курсы, тренинги и семинары. Если Вы ищете преподавателя, который поможет Вам в освоении искусства звукозаписи, сведения и мастеринга фонограмм, или проводит занятия по основам звукорежиссуры, звукооператорскому мастерству – свяжитесь с нами через раздел КОНТАКТЫ. 

Ваша корзина пуста