Назад к списку

ОСОБЕННОСТИ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ. 

Трудно переоценить роль продюсера или целого музыкального лэйбла в успешности трека. Над тем, чтобы он стал популярен, работает большое количество профессионалов. Но независимо от того, сколько человек работает над треком, все они задаются одним важным вопросом: Кто их потенциальный слушатель? Ведь несоответствие «саунда» трека с ожиданием аудитории может свести на нет все усилия! И здесь одну из ключевых ролей играет звукорежиссер. От его музыкального вкуса, умений и навыков во многом зависит успех произведения. Так, например, участники всем известной группы Nirvana, услышав результат сведения их альбома одним известным звукорежиссером, были разочарованы его работой и отдали треки на пересведение другому звукорежиссеру. Видение инженера сведения расходилось с видением лидера группы о том, как должна звучать группа, и, по его мнению, это могло разочаровать фанатов. 


 Такие примеры очень часты в практике, звукорежиссер должен помнить, что существует ряд отличий в прослушивании фонограммы им, музыкантом и обычным слушателем. В чем же причины отличий? Одной из основных причин являются условия и возможности для прослушивания музыки. Зачастую, они абсолютно разные у звукорежиссера и обычного слушателя (если не считать любителей Hi-End оборудования). Музыкальный альбом может быть продуман звукорежиссером как целостная композиция, но большинство слушателей не станут сидеть в позиции, равноудаленной от мониторов в течение часа и слушать CD диск. Большинство людей не будут уделять время только прослушиванию музыки, сидя при этом на одном месте. Чаще всего музыку слушают параллельно с другими делами: в машине, занимаясь работой по дому, в общественном транспорте или прогуливаясь пешком. Помимо этого, не многие могут себе позволить купить дорогостоящие акустические системы, которыми пользуется звукорежиссер.

 Вторая не менее важная причина – это различия в методе прослушивания. Об этом и хотелось поговорить подробней. 

Прослушивание музыки для обычного слушателя – удовольствие, приятное времяпрепровождение. А для звукорежиссера – работа, которой он зарабатывает на жизнь. И слушают они музыку соответственно по-разному: звукорежиссер – как повар, готовящий трапезу, а слушатель – как посетитель ресторана, желающий насладиться приятным блюдом и атмосферой.В связи с этим, выделяют два метода прослушивания: пассивный и активный.Пассивный метод прослушивания – процесс прослушивания, свойственный обычному слушателю, проходит простым, интуитивно понятным способом. Обычный слушатель не задумывается над тем, КАК он слушает. На его восприятие музыки влияет несколько вещей: слушательский опыт, знания, социальная среда. Они все вместе формируют от прослушиваемого трека определенное ожидание. 

Слушательский опыт и знания в различных смежных с музыкой областях (акустики, психоакустики, музыкальной теории, истории музыки, теории и практики аудиозаписи, физики) зависят друг от друга и влияют на отношение слушателя к прослушиваемому материалу. Эти знания позволяют ему оценить звучание трека, сравнивая прослушиваемую музыку с уже известными, оставшимися в памяти прошлыми композициями. Таким образом, субъективное восприятие музыки (звука) – это результат слушательского опыта. Слушательский опыт подвержен влиянию социальной и культурной среды, в которой живет человека. Слушатель постепенно привыкает к определенной взаимосвязи музыкального материала. Например, в индийской музыкальной культуре высота и ритм воспринимаются совсем по-другому, чем в европейской. Человек ожидает услышать определенное звучание при определенных обстоятельствах, ожидает услышать определенные звуки в соответствии с предыдущим слуховым опытом. Он, возможно, ожидает услышать музыкальный материал в определенных соотношениях (мелодия с определенной гармонией), или услышать определенные звуки в определенной пространственной атмосфере. Но в тоже время важно помнить, что нестандартное звучание может восприниматься как уникальное решение музыкальной идеи, соответственно привлечь внимание слушателя. И, наоборот, если, оно незнакомо, человеку будет сложно понять музыкальное содержание произведения. Таким образом, музыкальный стиль является как бы рядом ожиданий слушателя. 

Знания о предпочтениях целевой аудитории часто помогают направить проект и отчасти предсказать его успех. Музыкальная аудитория определенно чувствует «свою» музыку. Слушатель легко определяет хорошо обработанные и успешные записи, не по их качеству, а потому что они хорошо передают музыкальный материал. Так слушает музыку обычный человек.А вот звукорежиссер занимается активным методом прослушивания.Активный метод прослушивания – это процесс, при котором происходит осознанный анализ звучания. Активный метод всегда предполагает наличие конкретной цели для прослушивания. Таким методом прослушивания занимаются не только звукорежиссеры, но и музыканты, продюсеры и каждый слушает при этом «своё» в музыке, свою «ответственную зону» в треке.Обычный слушатель и звукорежиссер имеют разные уровни слушательского опыта. Помимо этого звукорежиссер должен обладать знаниями о физических основах звука, о том, как изменяется он в процессе записи. Он должен разбираться в музыкальном материале, иметь достаточные знания о строении слухового аппарата и разбираться в психоакустике, должен быть одинаково квалифицирован в оценке как технических, так и художественных элементов звука. Он должен прослушивать музыку тщательно и систематично, иметь конкретные задачи и цели. Таким образом, звукорежиссер постоянно развивает свой слушательский навык. 

Иностранные специалисты считают, что в основе «профессионального» прослушивания лежит умение разделять звуковой образ на отдельные уровни перспективы и фокусировать свое внимание на конкретных элементах.Для этого они пользуются такими понятиями как перспектива (perspective) и фокус (focus). 

Понятие перспективы в звукорежиссуре очень схоже с пониманием этого термина в живописи. Перспектива (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) – это искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Звукорежиссер, как и художник, создает трехмерную картину, только уже звуковую, которая также имеет свои планы, а звуковая перспектива – это искусство создания трехмерного звукового образа. Каждый объект в этой картине будет изображаться по-разному, с разной детальностью и разборчивостью в соответствии с глубиной, кажущимся расстоянием от этого объекта до звукорежиссера, и планом, на котором он находится. Чем ближе по плану находится источник звука, тем более «детально» можно его услышать.Многие звукорежиссеры проводят анализ в соответствии с этой трехмерной картиной. Они разделяют всю перспективу на несколько уровней – от общего к более детальному. В процессе анализа они определяют необходимый уровень перспективы и фокусируют своё внимания на объекте, который находится на этом уровне. 

Фокус (focus) – это «точка», в которую мысленно помещают конкретный звуковой объект, на котором хотят сосредоточить внимание. Далее определяют соответствующий параметр звука, который будет в центре (в фокусе) внимания для детального анализа. 

Таким образом, слушательский навык включает переключение между всеми уровнями перспективы, фокусировку на соответствующих элементах на всех уровнях перспективы. 

Опытные звукорежиссеры уделяют одинаковое внимание всем аспектам звука. При этом они фокусируют своё внимание на определенных из них в зависимости от музыкального материала и цели прослушивания. Неправильная фокусировка может привести к тому, что важная информация останется вне восприятия. И поскольку изменения могут происходить с любой характеристикой звука, в любой момент времени, на любом уровне перспективы, звукорежиссер должен стараться услышать и понять характер звука, любые изменения, которые могут происходить. 

Звукорежиссер должен постоянно развивать свой слушательский навык для того, чтобы сформировать навык слушать несколько элементов одновременно. Это может показаться невыполнимым, но в основе такого навыка лежит высокая скорость в оценке звучания разных элементов.Очень важно поддерживать сосредоточенность на цели и намерениях конкретной сессии прослушивания. Часто трудно не отвлекаться. При этом распространенной ошибкой является поглощенность музыкой. При работе над записью, увлекшись музыкальным материалом, можно отвлечься и потерять внимание. Такое прослушивание сродни прослушиванию для удовольствия.Иногда в процессе прослушивания некоторые размышляют о том, как было создано звучание трека – какое использовалось оборудование, какая техника записи применялась и прочее. Привлечение производственных проблем в процесс оценки звука является контрпродуктивным, если только звукорежиссер специально не пытается определить выбор оборудования и технологии записи. Сессия прослушивания должна иметь четко определенную задачу. Если звукорежиссер слушает для того, чтобы понять какое оборудование могло быть использовано при записи, то это и есть цель его прослушивания. 

Еще одним важным навыком, помогающим звукорежиссеру при прослушивании, является слуховая память. Она помогает звукорежиссеру быстро и точно оценивать музыкальный материал. Звукорежиссер должен отдавать себе отчет в память о звуковом событии, и поддерживать впечатление от звука достаточно долго, чтобы описать и прокомментировать звуковое событие. 

Слуховую память разделяют на два типа: кратковременную и долговременную. Долговременная память характеризуется, прежде всего, длительным хранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Долговременная память формирует музыкальную культуру и звукорежиссерский вкус, которые развиваются годами активного практического прослушивания. Поэтому важен период времени, в течение которого происходит обучение и складывается понимание того, что нравиться или не нравиться ему лично, что любят или не любят другие люди. Это долгий процесс.Проблема долговременной памяти в том, что она непостоянна и ненадежна, потому что сильно зависит от пространственного окружения (помещение, в котором прослушивается музыка), настроения, с которым работает звукорежиссер, оборудования (мониторы, наушники) – все это влияет на память. 

Кратковременная память (ее еще называют рабочей) характеризуется объемом информации, который может быть одновременно удержан в данный момент времени. Основным свойством данного типа памяти является ее непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты. При использовании кратковременной памяти во время прослушивания пользуются так называемым А/В сравнением, т.е. проигрывают два разных вариант одного и тоже произведения (например, чистый и обработанный) без длинных пауз, при этом, чем короче эти паузы, тем объективнее будет анализ. При таком прослушивании исключается влияние комнаты, так как оба варианта прослушиваются в одном и том же помещении. 

Помимо слушательского навыка и слуховой памяти, основополагающим так же является технический слуховой навык. Звукорежиссер Jason Corey (Джейсон Корей) рассматривает студию звукозаписи как музыкальный инструмент, на котором «играет» звукорежиссер. Он в идеале должен владеть студией звукозаписи и ее возможностями, как профессиональный музыкант владеет своим инструментом. Профессиональный скрипач знает, когда и где разместить пальцы на струнах, знает каждое движение смычка, и какой при этом получиться звук. Т.е. у музыканта есть предслышание определенного звука до его воспроизведения. Точно также звукорежиссер должен знать наперед, как конкретное изменение параметра будет влиять на качество записанного звука. 

Как и музыкальное сольфеджио – неотъемлемая часть музыкальной подготовки, техническая подготовка слуха необходима для всех, кто работает в области аудиопроизводства. 

Технический слуховой навык направлен на анализ тембральных, динамических и пространственных характеристик записи. Посредством целенаправленной практики, начинающий звукорежиссер в конечном итоге может научиться различать тончайшие тембральные изменения в звуке, которые были первоначально не заметны. Например, звукорежиссер может сравнить звучание двух различных микрофонных предусилителей или двух аналого-цифровых преобразователей. На таком уровне неподготовленный слушатель вообще не услышит никакой разницы. А задача опытного звукорежиссера – быть способным принимать решения на основе именно таких тонких деталей.Технический слуховой навык связан с умением звукорежиссера работать с оборудованием для обработки звука. Иногда его называют навыком «координации руки и уха». Важно знать не только, какие изменения происходят в звуке, но и как использовать доступные звукорежиссеру инструменты. 

Звукорежиссеры имеют возможность управлять техническими параметрами, которые соответствуют физическим характеристикам сигнала, но начинающим звукорежиссерам часто не ясно, как соотнести субъективные ощущения с управлением объективными параметрами звука. Например, начинающий звукорежиссер может понимать в теории, что значит термин «отношение» (ratio) компрессора, но не сможет настроить этот параметр должным образом. В течение многих лет практики профессиональные звукорежиссеры развивают слуховые навыки, которые связывают слуховые ощущения с техническими параметрами. Это долгий и нелегкий труд.Хорошо развитый практический слуховой навык характеризуется высокой скоростью в принятии решений по изменению соответствующих технических параметров. Способность принимать быстрые суждения о качестве звука имеет первостепенное значение во время записи и сведении. 

Увеличение чувствительности в одной области технического слухового навыка (например, эквализации) будет способствовать повышению чувствительности в других областях (например, таких как, компрессия или реверберация).Итак, активное прослушивание – довольно сложный процесс. В данной статье мы рассмотрели особенности прослушивания музыки звукорежиссером и необходимые для этого навыки. Существует большое количество англоязычной литературы на эту тему и если она вас заинтересовала, рекомендуем прочесть книгу «Audio production and critical listening. Technical Ear Training» автор Jason Corey. 

Ваша корзина пуста