Выбор мониторов не должен основываться только на их дизайне или технических характеристиках, но и на их фактическом звучании в данном помещении. При прослушивании необходимо выявлять проблемы, а не скрывать их. Точность и детализация также являются необходимыми ключевыми качествами. Утверждение «потому что они звучат хорошо» является самой бедной из причин в пользу одной марки мониторов против другой.
Некоторые магазины имеют выставочные залы, содержащие большое количество многих брендов и моделей мониторов, которые расположены так, что не имеют ничего общего с реальным позиционированием мониторов в студии. В такой ситуации невозможно оценить различные аспекты стерео звучания или многие другие критические аспекты.
В настоящий момент нет ни одной мониторной системы, которая сейчас действительно можно было назвать «стандартом мониторинга». Вероятно, как никогда близким к стандарту был Yamaha NS-10M, за которым сразу следовал Auratone 5C. А поскольку NS-10 больше не производятся, они становятся все менее и менее стандартными. Auratones вышли из моды с момента своего пика популярности в 70-е годы, но многие звукорежиссеры все еще используют их в качестве второй линии мониторинга (хотя иногда только одно в моно), особенно сейчас, когда их производство было возобновлено.
Тем не менее, звукорежиссеру необязательно нужен именно тот набор мониторов, которые считаются стандартными или даже популярными среди инженеров. В любой комнате можно получить отличные миксы практически из любого набора акустических систем. Для этого у микс инженера должно быть достаточно времени для прослушивания своих мониторов, чтобы получить понятие о том, что звучит хорошо или плохо, когда эта же фонограмма звучит в другом месте.
Тем не менее, вот несколько советов, которые следует учитывать перед выборе мониторов:
•Не стоит выбирать мониторы, потому что их использует кто-то другой. Просто потому, что один из знакомых инженеров использует набор Dynaudio BM5As, не значит, что они также будут полезны кому-то другому. Они могут не соответствовать типу музыки, с которой работает звукорежиссер сведения, или тому помещению, в котором они будут звучать.
•Прослушивание мониторов перед покупкой. Прежде, чем профессио-нальный звукорежиссер приобретет монитор, он торопится слушать их в самых разных условиях. Это серьезная покупка, поэтому не стоит относиться к ней легкомысленно. В зарубежных странах давно есть возможность предварительно установить понравившиеся мониторные системы там, где они фактически будут находиться после покупки. Прослушивание происходит в течение недели, после чего без каких-либо затрат может вернуть мониторные системы обратно, в том случае, если они ему не понравились.
•Прослушивание нужного музыкального материала. Единственный способ судить о мониторе - это прослушивание той музыки, звучание которой очень знакомо. Это дает необходимую точку отсчета, чтобы адекватно судить о том, что происходит
Своим мнением поделились на практикующие российские и зарубежные звукорежиссеры:Илья Лукашев (студийный звукорежиссер группы Therr Maitz):
«Для меня главная параллель с качеством студийного мониторинга - качество графических мониторов при цветокоррекции в кино. Если картинка отображается неадекватно - получить хорошо транслируемый результат будет довольно сложно. Есть ряд субъективных параметров звучания, которые важны при выборе мониторов, но мне кажется, что один из незаслуженно редко упоминаемых параметров - транслируемость.
Мониторы могут звучать сколько угодно хорошо, но до тех пор пока работы, которые мы на них делаем, плохо транслируются в другие системы, называть такой мониторинг хорошим рано. Для меня важнее всего транслируемость, детальность и фазовая точность в стерео системе. Если говорить о предпочтениях, то мой фаворит на данный момент - мониторные системы Amphion».
Константин Матафонов (студийный звукорежиссер «Black Star inc.», По-лина Гагарина, Максим, Г. Лепс и др.):
«Студийный контроль (мониторы) и акустика помещения представляют собой единую систему, которая, в свою очередь, является для звукорежиссёра средой для принятия решений. Практически всех решений на этапе сведения и мастеринга музыки. Контроль должен соответствовать комнате. Имеют значение: расположение (в соответствие с акустическим проектом, модами помещения), просчет акустики комнаты под мониторы (относится к мониторам дальней зоны - акустика комнаты считается часто под конкретные параметры мониторов дальней зоны), мощность (SPL), а главное - нижняя граница частот (это - основа расчета - до скольки Гц может система комната-мониторинг звучать).
Основной контроль должен быть широкополосным, максимально фазово-корректным (как расположение динамиков, так и параметры фильтров кроссовера). Главное - он должен звучать "открыто" - то есть иметь достаточный объем (литраж) корпусов. Тогда мониторы становятся «звукорежиссёрскими». Так же необходимо иметь контроль, фокусирующий внимание на определенном диапазоне частот (середина - где все тембры живут), то есть иметь вторую линию мониторинга с ограниченным диапазоном частот (Auratone) - в том числе и для снятия усталости от прослушивания очень детальной открытой системы дальнего поля. Это - идеальные студийные условия.
Так же необходимо заметить, что зачастую "звучащие живые" комна-ты (при условии того, что время реверберации на всех частотах стремится к единому значению) позволяют получить быстрее качественный продукт нежели полностью заглушенные "мертвые" комнаты, так как потребители осуществляют прослушивание фонограмм не в безэховых условиях. Есть дос-таточно открытые головные телефоны - наушники. Но у них основные минусы:
-малая динамика фонограмм на выходе;
-проблемы контроля нижней части спектра;
-проблемы контроля "окраса" (гармонического окраса)».
Lee DeCarlo (звукорежиссер группы Black Label Society)
«У меня есть свои мониторы, но я предпочитаю выбирать студию, в которой буду использовать их акустические системы. Я обычно использую студию Ocean Way, потому что мне нравятся их мониторы. Аллен Сайдс делает лучшие мониторы в мире. Нет ничего лучше. Я почти все время использую мониторы дальнего поля. Я должен чувствовать, как мои брюки двигаются, когда я микшиную, и почти никогда не сажусь, потому что всегда танцую, когда работаю. Мне нравится чувствовать бас в животе и в груди.
Я возвращаюсь на мониторы ближнего поля только для того, чтобы проверить связь между различными инструментами. Вы не можете услышать плохой звук через них, но зато можете проверить взаимосвязь между инструментами. Но затем вы попадете в ловушку: когда слушаете пару NS10, вы получаете гораздо больше гитары, чем вы думали. Затем вы убавляете гитару, и когда вы слушаете ее на чем-то другом, этой проблемы на самом деле и не было. Поэтому, когда я работаю с миксом, я использую старую пару JBL 4311, и на самом деле, это все, что мне нужно».
Ed Seay ( звукорежиссер Collin Raye, Martina McBride, Ricky Skaggs):«Я работаю на разных уровнях громкости и стараюсь не подымать слишком громко, потому что это будет изматывать вас и обманывать вашу перспективу. Я не считаю чрезвычайно полезным слушать громко на больших мониторах очень часто. Единственная причина, по которой я действительно делаю это, чтобы проверить нижний частотный диапазон. Это лучший способ проверки баса, но большую часть времени я работаю на своих ближних полях.
На самом деле мне нравится использовать мониторы дальнего поля студию, но всего на 1% от общего количества времени, тогда как мониторы ближнего поля использую 70% времени. Затем я использую третью линию мониторов, которая стоит где-то далеко от меня и направлены в другую сторону. Моя философия заключается в том, что большинство людей не сидят прямо между динамиками, когда они слушают музыку. Они на кухне, а музыка в гостиной. Даже в машине вы немного сдвинуты относительно центра.
Очень важно иметь нужные уровни для работы. Если вы будете слушать слишком тихо, вы добавите слишком много басов, а если слишком громко - потеряете слишком много основного вокала. Мне нравится делать так, чтобы миксы звучали хорошо на всех трех несвязанных между собой системах; И считаю, что это должно относиться и к остальному миру».