«Пока мониторы хороши, я могу использовать почти любую студию, потому что тогда у меня есть уверенность в том, что я слышу. Не имеет значения, используете ли Вы дешевый или дорогой микрофон; если через хорошие мониторы слышите звук, который вам нравится, то вы знаете, что это работает». - Ken Scott (Британский звукорежиссер, «The Beatles», «Elton John», «Pink Floyd».
Прежде чем любой микс инженер приступит к работе над фонограммой, нужно понять, какой инструмент позволит добиться поставленной задачи как можно скорее. Если контрольные акустические системы не работают с акустикой помещения или звукорежиссер не очень умело взаимодействует с ними, то работа со звуком по существу является пустой тратой времени.
Существует два типа мониторинга в студии звукозаписи: визуальной и слуховой. Визуально можно контролировать, например, уровни звукового сигнала, видеть его АЧХ или фазовые характеристики, моносовместимость и еще много полезной информации, но узнать музыкальный инструмент по спектру сигнала или по понять индикации, имеет ли фонограмма необычный тембр для своего жанра, скорее всего не получится, и такую работу нужно производить на слух. Слуховой мониторинг подразумевает работу со звуком не только для того, чтобы прислушиваться к техническим несовершенствам, которые не всегда могут быть идентифицированы визуальными средствами, но и также в полной мере выполнять художественную функцию - работа с музыкальным балансом, пространством, динамикой и прочим. В данной главе будут рассмотрены аспекты только слухового мониторинга.
По определению стандарта OIRT Recommendation 55/1 (1986): «студийный контрольный агрегат – это высококачественное акустическое устройство, предназначенное для контроля технического и художественного качества записей». Студийный контрольный агрегат - это своего рода «технический переводчик» электрических сигналов от микрофонов, микшерского пульта и других устройств в слышимый звуковой образ.
Принципиальное отличие студийных акустических агрегатов от домаш-них акустических систем заключается прежде всего в том, что они является контрольными, т.е. измерительным устройством. В связи с этим к ним предъявляются особые требования, к числу основных можно отнести следующие:
•естественность, неокрашенность звучания;
•«верность» воспроизведения низких частот;
•чистота и неокрашенность средних частот;
•воспроизведение реальных динамических диапазонов музыкальных инструментов (90-100дБ);
•правильность передачи точной формы импульсов, процессов атаки и спада звукового сигнала;
•обеспечение достаточно широкой диаграммы направленности во всем частотном диапазоне и отсутствие ее резких скачков при переходе от среднечастотного к высокочастотному громкоговорителю;
•обеспечение высокой надежности (мониторы эксплуатируются до 24 часов в сутки)
Выбор оборудования, позволяющее звукорежиссеру слышать свой микс будет непростой задачей, так как это именно то окно, через кото-рое инженер будет «видеть» все свои манипуляции при сведении. Проблемы с бюджетом зачастую дают принять один факт - «мониторинг» - одна из тех областей аудио технологий, где сумма наличных, которую стоит вложить, имеет почти основное значение. Даже в предварительном отборе системы мониторинга для студии, которая должна комбинировать полную детальность всех нюансов в звуке с ровной частотной характеристикой в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц слышимого спектра частот - это ряд особенностей, который обойдется не дешево. Несмотря на этот факт, выбирая мониторные системы, выполняющие конкретные задачи, можно всегда подобрать аппаратуру с максимальным соотношением «цена-качество».
Яркую аналогию проводит звукорежиссер R. Izhaki (Р. Изаки): «Покупать мониторы – это как покупать кровать. Независимо от того, насколько хорошо она выглядит в магазине или с какой бы изощренной спецификацией она не была, мы сможем сказать, насколько она комфортна только после ее использования в течение нескольких дней.
«Правильные» мониторы должны раскрыть в полной мере видение о фонограмме. Они не должны ничего добавлять, убавлять или маскировать, содержащееся в звуке. В студийной практике используется различные виды мониторных систем в зависимости от специализации студии:
•Мониторы ближнего поля,
•Мониторы среднего поля,
• Мониторы дальнего поля,
•Мониторы для мастеринга,
•Дополнительный мониторинг
•Головные телефоны
У каждого из них своя специфика работы, разное расположение, размеры, различные мощности и частотные диапазоны. Поэтому для каждой из всех типов мониторов существует свой подход в работе со звуком.
На раннем этапе звукозаписи предполагалось, что звукорежиссеру необходима лучшая из доступных систем мониторинга. Для этих целей звукорежиссеры использовали мощные динамики с большим диаметром диффузоров, встроенных в огромные корпуса, по размерам соотносимые с бытовой стиральной машинкой. Мощность в этом случае требовалась, в основном, для расширения динамического диапазона, чтобы контролировать звук не только на очень малых уровнях громкости (например, проверка музыкального баланса фонограммы), но также и на запредельно больших.
Акустические системы мощностью в общей сложности 500-700 Вт уже в конце 70-х годов были способны передавать рекордное звуковое давление в 126 дБ SPL на расстоянии 3 метров при ровной (±2 дБ) амплитудно-частотной характеристике в диапазоне частот 30-20000 Гц.
Это позволило уже тогда полностью удовлетворить потребности звуко-режиссера в мониторинге при работе, например, с симфоническим оркестром, требующим большой динамический и частотный диапазон.Современные мониторы дальнего поля представляют собой систему нейтрального воспроизведения звука при высоких значениях SPL в больших студиях звукозаписи. Например, мониторная система Genelec 1236A состоит из корпуса объемом 430 литров, DSP-процессора и блока усиления. Модель выполнена в огромном корпусе объёмом 430 литров и располагает двумя 18-дюймовыми вуферами, парой 125-миллиметровых СЧ-излучателей и одним двухдюймовым компрессионным твиттером. Среднечастотные и высокочастотный динамики встроены в фирменный волновод DCW™ (Directivity Control Waveguide). Диффузоры средних и высоких частот монтируются в систему Genelec Directivity Control WaveguideTM, с помощью которой можно развернуть блок средних и вы-соких частот для горизонтального или вертикального монтажа. Общая мощ-ность мониторной системы в свыше 3000 Вт позволяет достигать еще боль-шего звукового давления в 136 дБ на расстоянии двух метров с неравномер-ностью АЧХ ±2 дБ. Низкочастотная граница звучания системы простирается до 17,5 Гц, а высокочастотный отклик - до 21 кГц. Цифровая обработка сигнала в усилителе RAM-XL выполняется с помощью высокоточных алгоритмов и включает защиту от перегрузки драйвера и усилителя. Компенсация амплитудно-частотной характеристики акустических систем в помещении включает в себя высокочувствительные параметрические фильтры, выравнивание уровня и компенсацию задержк.
Мониторные системы дальнего поля рекомендованы к установке в помещениях на большом расстоянии от слушателя ввиду их большой мощности, что и дало им название «мониторы дальнего поля». Ведущие специалисты в области акустики считают, что стандартный подход при установке мониторов дальнего поля не позволит правильно использовать мониторные системы такого типа. Учитывая их размеры, мощность и вес, стоит принять во внимание тот факт, что помещение, в котором предполагается установка этих мониторов, выполняет одну из основных ролей в построении звуковой сцены. Если акустика помещения не рассчитывалась специально для данных мониторных систем, то скорее всего, связка мониторы - помещение не дадут желаемого результата. Существует множество студий по всему миру, где в наличии имеется пара высокока-чественных мониторов дальнего поля, установленных в неподготовленных помещениях, которыми звукоинженеры не пользуются в виду различных проблем со звучанием - от резонансов помещения до флаттер-эффекта. Само собой, такому мониторингу доверять уже нельзя. Поэтому многие опытные звукорежиссеры считают, что помещение прослушивания должно строиться вокруг акустических систем дальнего поля, а не наоборот.
Множество студий долгое время работали с акустическими системами фирм Altec и Tannoy - одни из первых профессиональных акустических систем, разработанных именно для работы в студии звукозаписи. Также компании Westlake Audio, Augspurger, JBL, PMC, ATC с ранних лет раз-рабатывали мониторные системы дальнего поля на заказ. Громкоговорители в таких случаях всегда работали корректно, так как устанавливались с учетом подготовки помещений, придерживаясь некоторых принципов установки установки мониторных систем дальнего поля.
Зачастую, мониторные системы дальнего поля встраиваются прямо в стену, чтобы избежать SBIR-эффекта, и как можно сильнее опустить резонансную частоту корпуса динамика. Чем больше рабочее звуковое давление любой акустической системы, тем больше проблем появится при установке их в помещении. Направление установки мониторов должно быть строго обозначено в брошюре к устанавливаемым системам.
Корпус монитора имеет акустическую ось между среднечастотным и высокочастотным драйверами, которая в последствии должна быть использована, чтобы выстроить правильные углы направленности в вертикальной и горизонтальной плоскостях, чтобы получить результат, сопоставимый с потраченными на это денежными средствами. Типичное расстояние для прослушивания колеблется от 2 до 3,5 м от мониторов. Монитор должен быть направлен таким образом, чтобы вертикальная акустическая ось монитора находилась в точке между стоячим и сидячим положением слушателя. Потолок, боковые стенки и особенно задняя стенка должны быть акустически поглощающими на низких частотах. Монтажная стена монитора должна быть твердой и плотной, чтобы эффективно поглощать звуковую энергию, а также быть быть под наклоном, так как мониторы дальнего поля зачастую устанавливаются выше относительно звукорежиссера, чем мониторы других типов. Очень важно следить за тем, как монитор монтируется в стенную конструкцию. Пространство вокруг корпуса должно быть обработано низкочастотными (2-8 Гц) виброизоляционцными панелями и абсорбирующей минеральной ватой или мешками с песком
Разрыв между стеной и корпусом монитора вызовет дифракцию звука, что приведет к ухудшению частотной характеристики и размытию стерео-изображения. Стоит убедиться, что корпус находится на одном уровне с поверхностью стены. А также, в случае использования декоративной тканевой рамки для покрытия стены, что края, прилегающие к монитору, имеют глубину менее 20 мм. Ткань должна быть очень тонкой трикотажной или акустически прозрачной материей, иначе высокочастотный отклик системы будет нарушен.
Одним из минусов таких мониторных систем является цена. Немногие могут себе позволить приобрести громкоговоритель за $150000. Сейчас у большинства фирм по производству мониторных систем, таких как Focal, Adam, ATC, Barefoot, PMC и других, имеются различные варианты активных мониторов дальнего поля.
Но у мониторов дальнего поля есть большое преимущество перед другими типами мониторов - они имеют наибольшую зону прослушивания в контрольной комнате. Это значит, что для работы звукорежиссеру нет необходимости находиться всегда в одной точке прослушивания, чтобы избежать проблем с стерео картинкой, а свободно передвигаться по студии, и, что самое главное - проводить групповое прослушивание с минимальными искажениями в различных точках контрольной комнаты. Этим пользуются практикующие звукорежиссеры, чтобы показать заказчикам, как могут звучать их фонограммы на «большом звуке».
Основные мониторы (дальнего поля) в сравнении с домашними акустическими системами звучали прекрасно. Но фонограммы, сведенные на мониторах дальнего поля в коммерческих студиях звукозаписи, звучали некорректно на обычных бытовых акустических системах и могло сказаться на продажах тех или иных фонограмм. Выход из ситуации был найден почти сразу - звукорежиссеры поняли, что им необходимы мониторы, которые имитировали бы звук реальных домашних систем прослушивания.
С задачей имитации звука бытовых акустических систем хорошо справлялись Auratone 5C (рис. 2.7). Несмотря на то, что эти небольшие, напоминающие форму куба, акустические системы скромно появились на прилавках магазинов и обладали непривлекательным звуком, они стали основным компонентом в микшировании многочисленных мировых хитов, включая «Thriller» Майкла Джексона, который является самым продаваемым музыкальным альбомом всех времен.
Этот 6-дюймовый кабинет квадратного типа с одним диффузором ни один раз наблюдался на старых фотографиях 60-70 годов в передовых студиях звукозаписи. Многие звукоинженеры на самом деле использовали данные громкоговорители в роли основных мониторов при сведении и по сей день их можно найти в различных студиях в любой точке мира.
Инженеры пользуются этими системами независимо от того, насколько дорогая система мониторов среднего или дальнего поля имеется в распоряжении студии. Куинси Джонс (обладатель 27 премий Грэмми) говорит о них: «Я называю их правдивыми мониторами. Они не обманывают. Где-то 80% микширования я делаю на Auratone, после чего финальное прослушивание произвожу на главных мониторах и вношу небольшие корректировки». Количество противоречивых мнений по тематике «популярности» данного девайса очень много. Но почему Auratone стали частью жизни многих знаменитых звукорежиссёров?
Большинство инженеров на этот вопрос отвечали примерно одинаково: «хуже этих «мониторов» уже ничего не может звучать». Эти мониторные системы в связи со своим характерным среднечастотным звучанием получили прозвище «ужаснотоны». Именно из-за нехватки высоких и низких частот, но c сильным подъемом средних, они пользуются популярностью. Считается, что если фонограмма будет хорошо играть на Auratone 5C, то и на любых бытовых акустических системах, таких как магнитофоны, музыкальные центры, цифровые аудио-плееры, фонограмма будет звучать хорошо. Это является самым важным коммерческим соображением для реализации фонограмм на массовом рынке.
Безусловно, эти мониторы не произведут огромного впечатления на клиентов студии звукозаписи со своим жалостным «блеклым» звуком, но, тем не менее - это блестящий инструмент для специалиста, особенно хорошо подчеркивающий проблемы моносовместимости в фонограмме. Диффузоры этих громкоговорителей из легированной бумаги и корпус с закрытым ящиком на самом деле обеспечивают необычайно низкий процент негармонических искажений и лучшую переходную характеристику, чем у большинства бытовых устройств воспроизведения на массовом рынке даже сейчас.
Но более важной характеристикой этих мониторов для работы звукоинженера является акцент на средние частоты, который помогает создавать миксы, которые лучше транслируются во всем частотном диапазоне различных систем прослушивания. Это происходит по причине того, что средние частоты любой фонограммы обычно достигают наибольшего числа слушателей - низкие частоты зачастую дорогие для покупателя, поэтому большинство дешевых бытовых акустических систем не проигрывают басовый диапазон как таковой, в то время как высокие частоты легко поглощаются через любые препятствия в звуковом окружении и фоновым шумом при пассивном прослушивании. Ключевым фактором является способность этих мониторов раскрыть тонкости музыкального баланса фонограммы, при этом не обращая внимание на низкочастотные резонансы в корпусе громкоговорителей или в помещения и искажения кроссовера между драйверами, которые часто создаются в больших акустических системам.
Auratone давно уже вышел из производственного процесса, но потребность отрасли в надежном громкоговорителя кубической формы существует и сейчас. В данный момент существует множество альтернатив, претендующих на выполнение этой роли, а чтобы получить все самое лучшее от Auratone, практикующие звукорежиссеры советуют проводить мониторинг в моно только от одного непортированого одномодульного громкоговорителя. Найти современную замену Auratone очень сложно, так как большинство похожих разработок являются либо с фазоинверторным корпусом, либо имеют два модуля или один модуль, но очень маленького размера, что уже не даст результаты даже старых Auratone 5C.
Вероятно, одной из вероятных замен Auratone является громкоговоритель Avantone’s Mix Cube (рис. 2.10). В некоторой степени, этот монитор даже превосходит оригинальный Auratone, хотя его цена находятся в районе $600 (а это уже превышает понятие бюджетных мониторов). Но есть еще несколько других более доступных вариантов мониторных систем такого типа: Pyramid’s Triple P, Fostex’s 6301 и Canford Audio’s Diecast Speaker. Все они (кроме Triple P) имеют встроенный усилитель.
Несмотря на то, что звучание давно используемых мониторов Auratone было превосходным, особенно если учесть их размеры, эти мониторы всё же имели свои ограничения. Это касалось, в основном, их чувствительности. По этой причине не прекращались поиски других мониторов, которые, сохранив достоинства Auratone, имели бы большую чувствительность и были бы способны воспроизводить более высокие уровни звукового давления в более широком частотном диапазоне.
В конце 70-х годов звукорежиссер Боб Клирмаунтин, один из поколения независимых звукорежиссеров, искал наихудший в мире динамик для путешествий с ним из одной студии в другую, но при этом имел бы неплохую выходную мощность для работы. Его идея была такова: если фонограмма звучит хорошо через эти плохо звучащие акустическиt системы в любой контрольной комнате, это будет звучать хорошо везде.
Он нашел Yamaha NS-10M - небольшой громкоговоритель Hi-Fi, который не имел никакого сходства с большим и удивительным Yamaha NS-1000 или любым громкоговорителем Hi-Fi, используемым обычным потребителем. Они были достаточно яркими, басы завалены (как это происходило на радиоприемниках), а также достаточно маленькими, чтобы путешествовать с ними из студии в студию, легко поставив их на консольный измерительный мост и начать работу. В последующие годы Боб заработал несколько Грэмми, и каждый звукорежиссер хотел приобрести эти странные динамики с белыми низкочастотнизкочастотными диффузорами. Они звучали ужасно, но это совсем не имело значения. Важно было то, что они звучали так же ужасно в одной студии утром, как и в другой студии на другом конце города вечером.
Впервые за всю историю музыкальной индустрии появился стандарт, но самый низкий уровнем из того, что действительно можно было получить. Прошло всего несколько лет, прежде чем большинство музыкальных студий установили себе пару этих мониторов, и на самом деле это привело весь контролируемый в разных студиях звук в общему стандарту. Многие звукоинженеры считают их коренными наследниками Auratones, также имея компактный быстрый динамик, а также, что средне-частотное назначение этих мониторов и их плотная нижняя часть спектра были очень полезным для рок- и поп-миксов. При этом звукорежиссеры все чаще начинали использовать их вместо мониторов Auratone 5C Sound Cube.
Первые акустические системы NS-10 имели две незначительных недора-ботки: во-первых, им всё-таки несколько недоставало выходной мощности для серьёзного профессионального использования; во-вторых, у них был некоторый нежелательный подъём амплитудно-частотной характеристики на высоких частотах. Первая недоработка приводила обычно к частому выходу из строя высокочастотных драйверов, а вторая проблема разрешалась инженерами в основном путём размещения поверх твиттеров бумаги санитарно-гигиенического типа. В то время шли нешуточные дискуссии на тему, сколько должно быть слоёв этой бумаги, а также какой она должна быть марки. Учитывая всё это, фирма Yamaha доработала эти акустические системы, и в середине 80-х вышла на рынок серия мониторов NS-10M Studio.
Монитор Yamaha NS-10M Studio представляет собой двухполосную акустическую систему закрытого типа с объёмом корпуса 10,4 литра. Громкоговорители: низкочастотный 180-мм драйвер с картонным конусообразным диффузором и высокочастотный 35-мм драйвер с мягкой куполообразной диафрагмой. Частотный диапазон заявлен от 60 Hz до 20 kHz; чувствительность – 90 dB SPL на расстоянии 1 метра при подаче на вход мощности в 1 Ватт. Максимальная пиковая мощность – 120 Ватт. Частота раздела кроссовера – 2 kHz.
Для того, чтобы найти объяснение популярности именно этих мониторных систем, после прекращения производства Yamaha NS-10M Studio в 1998 году журналом «Studio Sound» были проведены сравнительные тесты. На рисунке 2.12 показана частотно-зависимая импульсная характеристика (Кумулятивное затухание спектра ) девяти различных мониторов. Характеристики мониторов Auratone и NS-10M имеют две главных общих особенности: оба монитора имеют амплитудно-частотную характеристику, напоминающую по виду перевёрнутую букву “V”, а также имеют одинаково быстрое затухание по всему частотному диапазону. Эти особенности в значительной степени обусловлены конструктивным исполнением мониторов - они оба имеют закрытые корпуса. Схожую быстроту затухания по всему частотному диапазону демонстрируют только мониторы ATC SCM20A, AVI Pro 9, и M&K MPS-150.
На рисунке 2.13 показано сравнение импульсных характеристик тех же девяти мониторов. Все они очень хороши по сравнению с характеристиками большинства типичных контрольных мониторов, изготовленных два десятка лет назад. График импульсной характеристики монитора Yamaha NS-10M показывает результат намного выше среднего, свидетельствующий о том, что динамика этого монитора является такой же, как и на дорогих мониторах дальнего поля. Затухание также является очень коротким, что не «смазывает» звук, особенно на низких частотах.
Существует широко распространённое мнение, что совершенный (идеальный) громкоговоритель должен демонстрировать как можно более плоскую частотную характеристику. Но не следует забывать, что на характер звучания оказывает влияние не только характеристика громкоговорителя, но и место и способ установки его в помещении. Всё это неразрывно связанные между собой звенья одной цепи. Поэтому добиваться нужно не плоской частотной характеристики монитора, а плоской частотной характеристики системы «монитор-помещение». Для инженеров студии именно это является наиболее важным, что позволяет слышать правильный тональный баланс записываемой музыки. Звучание громкоговорителя в «свободном поле» и в контрольной комнате очень разнится.
В одной из опубликованных статей Ник Кук написал: «Они также хорошо звучат при установке поверх микшерных консолей SSL». Действительно, конструкция и поверхность пульта, на котором установлены мониторы, воздействует на звучание. Пульты с жёсткой конструкцией наподобие SSL будут «окрашивать» звучание мониторов меньше, чем более лёгкие и «резонансные» микшеры. Тем не менее, характеристика мониторов NS-10M в сочетании с акустическим влиянием типичного микшерного пульта и типичной контрольной комнаты создают вместе именно ту амплитудно-частотную характеристику, которую хотели бы слышать большинство звукоинженеров в студии звукозаписи. Небольшой подъём в среднечастотном диапазоне с пиком на частоте 1,7 kHz, который можно видеть на рисунке 2.14, воспринимается слушателями как «очерченная середина». С объективной точки зрения это могло бы рассматриваться как негативный фактор.
Однако, Майкл Кляйн (владелец студии звукозаписи в Лондоне) высказался в музыкальной прессе следующим образом: «За что мне действительно нравятся мониторы NS-10M, так это за ясную и детализированную середину. Мониторы NS-10M позволяют мне сконцентрироваться на получении точного баланса в среднечастотном диапазоне, и если эта работа сделана хорошо, то она является замечательной основой для всего остального микса. Я не делаю запись на этих мониторах и, конечно же, не использую их дома. Но при сведении они оказывают мне незаменимую помощь».Получается так, что частотная характеристика, которую мониторы NS-10M демонстрируют в условиях свободного поля, в акустических условиях типичной контрольной комнаты студии звукозаписи подвергается таким изменениям, которые дают многим звукоинженерам то звучание, которое им необходимо для выполнения своих работ. Поэтому основное предназначение этих мониторов – быть инструментом звукоинженера в период сведения и подготовки к нему.
Возможно, именно по этой причине мониторы NS-10M так часто разме-щают поверх измерительных мостов микшерного пульта. При таком расположении компенсируются некоторые эксплуатационные изъяны этих мониторов, что в сумме обеспечивает наиболее точное звучание и гладкую частотную характеристику. Характеристики мониторов NS-10M отвечали требованиям к мониторам ближнего поля, которые были сформулированы к 1982 году для работы с поп- и рок-музыкой, чтобы передать звучание того самого «рок-н-ролльного пробоя», которого так не хватало в Auratone 5C. Благодаря своей конструкции, либо счастливой случайности, этот монитор де-факто стал явлением стандарта в индустрии звукозаписи, как никакой другой.