Не смотря на то, что Auratone 5C и Yamaha NS-10M имеют и другое название «ужаснотон» - надо понимать, что это совсем не так. По качеству они очень хороши для уровня Low-Fi . В связи с этим, стоит найти дешевые громкоговорители для последней завершающей стадии мониторинга, чтобы в конце сведения, независимо от того, сколько часов было проведено за той или иной записью, можно было заново прослушать фонограмму в тех условиях, в которых будет слышать ее большинство потребителей. В использование всегда можно взять любые колонки среднего качества - начиная от бум-бокса, заканчивая компьютерными. Не стоит бояться использовать их на очень большой громкости, так как это выявляет всякого роды резонансы и искажения при звучании именно в условиях очень плохого мониторинга. Очень хорошо такие колонки выявляют проблемы сибилянтов в фонограмме, а также нюансы интонирования вокала.
Одним из плюсов использования компьютерных колонок заключается в том, что только эти системы прослушивания можно использовать при очень близком их расположении относительно друг друга – так, как это делается на многих музыкальных центрах. Главная особенность заключается в том, что такое расположение нивелирует стереполе, одновременно показывая, как увеличивается громкость звуков, находящихся когда-то в фантомном центре – так, как бы это происходит при сложении сигнала из формата стерео в формат моно, но именно в условиях домашнего прослушивания. Это будет худшим сценарием музыкального баланса, который возможно получить из конкретной фонограммы, например, чтобы оценить качество и ясность соло-вокала.
Если на таком мониторинге хорошо прослушивается основная мелодия и все нюансы, которые должна иметь фонограмма, то это значит, что слушатели тоже услышат их. Многие звукорежиссеры рекомендуют вынести эти колонки вообще вне студии - в другую комнату и слушать их оттуда сидя за микшерным столом. Это больше соответствует тому, как услышат ее потребители, что скорее всего поможет фонограмме стать коммерчески успешной.
Большинство коммерческих студий имеют бытовые колонки. Например, Боб Клирмаунтин говорит о громкоговорителями от компьютера Apple: «они - мои фавориты! Я разместил их рядом друг с другом с одной стороны комнаты, на стеллажах. С ними никому не светит и малейшего обмана - они настолько близко друг к другу, что стереокартина почти в моно. Я получаю действительно ясную перспективу того, как реально все звучит. Они очень хороши для регулировки музыкального баланса».
Майкл Брауэр (американский микс-инженер, обладатель 4-х премий Грэмми): «Большинство моих фонограмм сделано с дополнительным контролем через небольшой бумбокс от Sony. Он расположен позади меня в студии на приблизительно на 120 см выше моих ушей. Я слушаю его чуть ниже среднего уровня громкости. Поскольку громкоговорители бумбокса располагаются близко относительно друг друга - по существу, я слушаю в моно. Этот бумбокс Я сравниваю с «лупой», с помощью которой я вижу, какие инструменты «торчат» из фонограммы, а какие не слышно вовсе».
Ну и в конечном итоге, многие звукоинженеры любят использовать любое другое аудио оборудование, которое попадется под руку (телевизор, автомагнитолы и т.д.). Хотя некоторые инженеры считают что если в наличии есть хорошие мониторы ближнего поля типа Auratone и мониторные наушники - то использование бытовых колонок скорее бессмысленно, и эти деньги можно потратить на что-нибудь другое.
Фирма Sony Walkman появилась на сцене в 1979 году - прослушивание музыки в наушниках стало настолько популярным, что большинству звукорежиссеров приходится проверять качество сведения своих миксов также и на головных телефонах - сейчас это просто огромный сегмент слушателей. Поэтому, вторая по важности дополнительная система мониторинга, которую предлагают использовать звукоинженеры - это студийные мониторные наушники.
Одна из основных особенностей наушников - все они передают одну сто-рону фонограммы исключительно к одному уху, тогда как с громкоговорителями все совсем иначе - оба уха слышат в разной степени оба канала фонограммы. Поэтому стерео-картина в наушниках более широка (изображение охватывает угол в 180 градусов, в то время как у громкоговорителей - около 60 градусов), но любой звук в крайних стереопозициях является «разъединенным» от остальной части фонограммы. Помогает ли восприятие широкого панорамирования звукорежиссёру или, наоборот, препятствует - зависит только от собственных профессиональных предпочтений и жанра, в котором работает звукорежиссер, но если не проводить дополнительный мониторинг в головных телефонах, то будет большая вероятность того, что прослушивание потребителем фонограммы через наушники не будет передавать те качества, которые были изначально задуманы инженером сведения.
Весь потенциал студийных наушников для мониторинга в небольшой студии не ограничивается заявлением о том, что большой пласт общественности будет слушать фонограммы только через них. Наушники также имеют очень хорошую практическую функцию - в них звук в меньшей степени искажен от влияния внешней среды (резонансов помещения, шумов от компьютера, и других). Короткие звуковые всплески, плохой аудиомонтаж, а так же мгновенные ошибки автоматизации фейдеров ясно слышны в наушниках. В них также проще обнаружить цифровое клиппирование - левый и правый каналы наушников, отдельно звучащие в каждое ухо с общим стереополем шириной в 180 градусов, намного лучше подходят для выявления клиппирования. Отсутствие отражений помещения при мониторинге в головных телефонах - еще одно преимущество, которое очень сильно помогает, если эффекты гребенчатого фильтра и резонансы помещения создают помехи правильному мониторингу. Ну и в конце концов, любую работу по редактированию фонограмм можно с большим успехом проделывать в наушниках в любом месте.
Работа в наушниках также имеет несколько существенных недостатков:
•Ни один звукорежиссер не сможет работать в них столько, сколько на самом деле нужно (8, 10, 12 часов), прежде чем слух устанет. Из-за того, что большинство дорогих профессиональных наушников действительно звучат великолепно, инженер получает ложное представление о том, как устроен микс (особенно в области баса). Если звукорежиссер имеет несколько линий мониторинга, то выполнение работы происходит мгновенно. Несмотря на то, что без мониторов ближнего поля возможно создать профессионально прослушиваемый микс, используя только наушники - все же, это включает дополнительную работу, требующую передвижение в другие места прослушивания, чтобы проконтролировать как минимум басовую составляющую фонограммы на мониторах;
•Подавляющее большинство слушателей не будет слушать фонограмму в наушниках. Звукорежиссер всегда нацелен на микс, который отлично звучит на широком диапазоне динамиков, воспроизводящих материал.
Тем не менее, наушники имеют свое место. С превосходно звучащими наушниками не может быть никаких не преодолимых проблем в сведении, пока есть, по крайней мере, небольшой доступ к Auratone или мониторам ближнего поля. Наушники отлично подходят для редактирования, потому что они позволяют слышать щелчки, всплывающие несоответствия, которые можно пропустить во время прослушивания на динамиках, и они отлично подходят для панорамирования при микшировании. Это означает, что наушники нужно использовать только для ограниченного набора действий, но если нет выбора, то привыкнув к наушникам, можно достичь неплохих результатов.