Назад к списку

Эндрю Роуз: Восстановление старых записей

Перевод статьи: Анастасия Стеценко


Эндрю Роуз создал успешный бизнес, восстановив и выпустив великолепные утерянные записи 20 – го века. Он объясняет, как он возвращает оригинальную магию…

На верхнем этаже дома, в сонной деревне на юго-западе Франции, избитые 78-е и запыленные извитые ленты, возрождаются из пещеры Аладдина с эзотерическим звуковым оборудованием. Отчасти куратор, отчасти фанат классической музыки – Эндрю Роуз, является ведущим экспертом в области реставрации звука; он также один из немногих в музыкальной индустрии, кто добился успеха в розничной продаже музыки через Интернет, продавая тысячи загрузок каждый год через свою компанию Pristine Audio. Он даже баловался судебно-медицинским аудио, помогая разоблачать недавнюю мистификацию музыки Джойса Хатто и исследуя предполагаемый «новый» материал на посмертном DVD Майкла Джексона. 

В свои 42 года Роуз изучал музыку в городском университете Лондона и в 1990 году присоединился к BBC на место менеджера-стажера. Оставив свой пост старшего менеджера по студии в Radio 4, он переехал в Дордонь в начале 2004 года со своей женой и маленьким сыном, превратив верхний уровень своего нового дома в студию, офис и склад для своей огромной коллекции винтажа, снаряжения и записей. Эндрю объясняет: «Я начал Pristine Audio в 2002 году, просто как побочную линию моей работы, из-за моего интереса к переводам. Я начал с переноса пластинок на компакт-диски, выпустил несколько рекламных роликов, и работа постепенно нарастала. Затем я получил большой объем работы, чем я мог выполнить, поэтому я оставил свою работу и начал делать переводы на коммерческой основе. Мы продали наш дом в Кенте, я купил огромный тайник 78-х годов, и мы переехали во Францию. 


Мне показалось, что легальная загрузка – это путь, но в то время в Европе не было сайтов, где можно было бы платить и легально скачивать музыку. В то время МР3 – файлы были синонимом пиратства, iTunes был только в США и тогда я начал искать переводы в Интернете. Я обратился ко многим компаниям с просьбой перевести и отредактировать их обратные каталоги, но они мне неизменно отвечали: «Мы бы с удовольствием, но у нас нет денег». Но я начал создавать каталог материалов, и в конце 2004 года компания Payloadz разрешила продажу загружаемых МР3. Мой первый покупатель был в марте 2005 года из Норвегии, и в этом году я продал около 200 альбомов, половина из которых были также компакт-диски». 

С тех пор ситуация резко возросла, поскольку за последние 12 месяцев Эндрю продал около 5000 альбомов в виде загрузок и еще 5000 в виде компакт-дисков. Его материал собран со всего мира; некоторые из них принадлежат частным коллекционерам, но действующее законодательство об авторском праве означает, что вся музыка, переданная или записанная в 1960 году или ранее, стала общественным достоянием. Некоторые записи невероятно редки: он показывает мне копию Владимира Горовица 1945 года, исполняющую второй фортепианный концерт Брамса с симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини, записанный на алюминиевый диск, покрытый тонким слоем хрупкого ацетата. Он говорит: «Насколько нам известно, это единственная существующая копия. Этот диск был спроектирован для воспроизведения только шесть или семь раз, я проигрывал его только один раз. Я не знаю его ценность, но это самая редкая вещь».

Еще одна странность – огромная 16-дюймовая дискета на виниле из США. «Они были предназначены для транспортировки через Южную Америку. Поскольку они не были хрупкими, у них было меньше шансов сломаться».Священный Грааль для инженеров переноса – это невоспроизводимый винил, но Эндрю говорит, что вы должны быть готовы ко всему, а его огромная коллекция, оборудованная для воспроизведения – это история средств массовой информации. «Единственное, что я не могу играть, это восковые цилиндры», - говорит Эндрю. – Ранние записи джаза и блюза 1920-х годов дают хорошую подготовку, потому что записи были очень плохими. Такие компании, как Paramount, искали великих художников, но качество оборудования и, особенно, их прессинг, был ужасным». 

 Минимальное вмешательство

Эндрю ведет меня через процесс передачи записи адажио для струнных Барбера в 1942 году, которую Тосканини вел в Карнеги-холле («Многие из моих методов не могли быть использованы несколько лет назад. С моим разогнанным четырехъядерным ПК я могу использовать самые современные и высококачественные процедуры шумоподавления в Izotope RX2 в режиме реального времени, но только в моно. Я смогу сделать то же самое в стерео. Это было бы невозможным без мощных компьютеров»). На диске со скорость 78 об/минуту пресс HMV с оригинала RCA Victor сначала очищается в машине для мытья дисков с использованием очистителя для пластинок Disc Doctor, затем промывается водой медицинского уровня, а следом пылесоситься. Воспроизведенные на деке Rose’s Rega Planar 78, монофонический диск затем записывается на его компьютер с помощью Adobe Audition 3 в стереофоническом режиме. Затем он удаляется и удаляется с помощью устройства для удаления Adobe Audition, устройства для щелчка Izotope RX2 и устройства X-Crackle для Waves (не знаю, как точно перевести, запуталась). Затем эти два канала объединяются в моно (начиная со стерео, дается усиление отношения сигнал/шум на 3-6 дБ по сравнению с работой в моно все время). В этот момент он помещается в Izotope RX2 для удаления гула, устранения шумов и интенсивной ручной работы по индивидуальному удалению оставшихся щелчков и хлопков.

В другом примере запись магнитной ленты 1943 года, присланная коллекционером четвертой симфонии Бетховена Берлинским филармоническим оркестром под управлением Вильгельма Фуртвенглера в Alte Philharmonie, Berlin, Эндрю показывает мне свою технику гармонического балансирования. С помощью программного обеспечения Hal-Bal «гармонический эквалайзер» анализирует современную версию того же произведения и создается «отпечаток» эквалайзера. Затем это сравнивается и применяется к старой записи, в основном добавляя драматический эквалайзер. Эндрю говорит: «Вы перепроектируете недостатки старого микрофона и цепочки записи. Это бросает вызов всему, чему нас учили о звукорежиссуре, но это возвращает жизнь этим записям. Однако эта техника поднимет много шума и грохота, когда вам придется начать использовать свои уши и интеллект». 

В этом примере эквалайзер добавляет колоссальное усиление 26,9 дБ на частоте 55 Гц, поэтому он снова возвращается в RX2 для настройки. Эндрю также перенастраивает запись на А = 440 Гц, используя в качестве эталона сольный инструмент (обычно духовой). Небольшое количество сверточного ревербератора также добавлено для компенсации очень сухой записи: «Ранние записи были сделаны в очень сухих условиях, чтобы позволить звуку пробиться для диска 78. Это было намного позже, чем в реальных акустических пространствах. Сверточная реверберация (Convolution reverb) позволяет вам получить реально ощущение пространства, что невозможно с обычными цифровыми ревербераторами». 

Когда его спрашивают о самых сложных реставрационных проектах, с которыми он сталкивался, Эндрю вспоминает искаженную моноплёнку, записанную в 1954 году, на скрипичном концерте EJ Moeran, организованную филармоническим оркестром BBC под управлением сэра Адриана Болта. «Это был настоящий труд любви. Потребовалось более четырех недель, чтобы восстановить 32 минуты аудио. Задача была монументальной. Лента была очень сильно повреждена, у нее были выпадения, шум и потрескивание. Именно в этот момент спектральное редактирование было доступно в Adobe; я смог найти другие биты гармоник тех же нот, которые играли на тех же инструментах, и вставить их в спектрографическое редактирование».

Этот труд любви был выпущен для восторженных рецензий на Divine Art Records в 2006 году. Но Эндрю добавляет: «Слушатель не должен слышать, сколько усилий было потрачено в этот труд. Весь смысл в том, чтобы произведением можно было наслаждаться снова и в сохранённом виде. В прошлом реставраторы получили дурную славу за «вмешательство» в запись. Это было во многом из-за личного вкуса их интерпретаций, таких как неподходящий эквалайзер. Я пытаюсь улучшить фундаментальные нелинейность микрофонов той эпохи».


Процесс восстановления поврежденной записи труден, и, по словам Эндрю Роуза, требует особого психологического подхода. «Когда я работаю над записью, на каждом шагу я как будто слушаю что-то еще, просто разбивая различные этапы процесса восстановления и ремастеринга и слушая только детали в любое конкретное время. Моей первоначальной заботой, скорее всего, будет эквалайзер, поэтому я просто слушаю тональный баланс записи и игнорирую щелчки, шипение, кашель и т. д. Я расскажу об этом позже. Аналогично и саму игру: потому что записи уже заложены в камень, и я уже принял решение о конкретном исполнении конкретного исполнителя, мне не нужно слишком увлекаться или отвлекаться на саму музыку и то, как она исполняется.

Следующим этапом, скорее всего, будет снижение шума, и опять же, я слушаю здесь только некоторые особенности. Я, вероятно, проигнорирую шипение при первом запуске, и буду искать и прислушиваться к шуму, который обычно требует режекторной фильтрации и присутствует на большом количестве старых записей. Поскольку я почти полностью использую спектрографическое представление музыки, этот процесс настолько же визуален, сколько и слуховой - я могу, например, увеличивать и видеть линии гармоник гула. Позже, те же самые визуальные эффекты позволяют мне видеть кашель и чихание аудитории, прокручивающиеся по экрану, прежде чем я их слышу, точно так же, как я вижу свист на диске со скоростью 78 об / мин.

Таким образом, процесс прохождения записи снова и снова может быть немного похож на прохождение разных записей - каждый раз, когда я концентрируюсь на другом элементе и мысленно отфильтровываю остальное. Фактически, процесс слуховой фильтрации оказывается не просто умственным процессом: ваш мозг может фактически посылать слуховые инструкции, чтобы физически подавить прием нежелательных частот, так что ухо и мозг работают в тандеме. Это также, я полагаю, объясняет, почему, если вы имеете дело с огромным количеством высокочастотных сигналов и концентрируетесь на этом, вы можете легко пропустить некоторые большие щелчки и звуки на нижнем уровне - буквально вы их не слышали потому что ваш мозг и уши отфильтровали их для вас. Надеюсь, к тому времени, когда я выпущу запись, у меня уже будет достаточно времени, чтобы поймать все и разобраться с этим. Вы всегда боитесь вернуться к записи после того, как она будет в сети и готова к работе, потому что один пропущенный щелчок, несмотря на несколько проходов восстановления, теперь выделяется, как больной большой палец! 

Частично в результате этого мне обычно приходится ждать несколько недель, прежде чем я смогу заняться одним из наших релизов на чисто музыкальном уровне, и выключить угол моего мозга, еоторый автоматически настраивается на возможные дефекты. Иногда трудно просто сидеть сложа руки и наслаждаться музыкой!»


Путь к истине

Таланты Эндрю также включают аудио-криминалистику, и его мнение эксперта было вызвано в двух недавних громких делах. В феврале 2007 года журнал «Gramophone» обнаружил, что некоторые записи, якобы сделанные известным британским пианистом Джойсом Хатто, на самом деле были версиями произведений других художников, которыми манипулировали в цифровой форме. Редактор граммофона Джеймс Инверн поручил Эндрю изучить записи, выпущенные мужем Хатто Уильямом Баррингтоном-Купе под лейблом Concert Artist Recordings, и обнаружил, что многие из них являются копиями других произведений, включая: Владимира Ашкенази, Ласло Саймона, Ефима Бронфмана и Марка Андре Хамелина. Позже Баррингтон-Купе признал свой обман в письме главе шведского лейбла BIS, утверждая, что он действовал из любви к своей жене (которая умерла в 2006 году). Вы можете прочитать больше здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Joyce_Hatto и по адресу: www.pristineclassical.com/HattoHoax8.html 

Совсем недавно, в ноябре прошлого года, британская таблоидная газета «Sun» попросила Эндрю расследовать заявления о том, что «живые песни» в фильме Майкла Джексона «This Is It» на самом деле содержали отрывки из треков, записанных годами ранее. Эндрю говорит: «На протяжении всего фильма внезапные изменения вокального тембра предполагают добавление более старых записей, что, возможно, потребовало значительных цифровых манипуляций, чтобы соответствовать новой живой поддержке».  

Джим Кеннеди из Sony Pictures признался в «Sun»: «Чтобы воплотить видение Майкла для своих поклонников и своих детей ... создатели фильма должны были включить некоторые ранее существовавшие материалы, в том числе вокал, где был репетиционный материал, неполный и/или неразборчивый. Кроме того, использование основных записей (таких как «Песня Земли») было засчитано в конечных заголовках».Вы можете почитать больше здесь: www.thesun.co.uk/sol/homepage/showbiz/bizarre/2731127/Jacko film songs trick.html 

 Список Эндрю РоузМашины воспроизведения: •Поворотный стол Regal Planar 78. Для дисков со скоростью 78 об/мин предлагается набор специальных наконечников с алмазными наконечниками, от 1,8 тысячных дюйма до 4,0. Некоторые эллиптические, а некоторые конические. Выбор правильного стилуса помогает игле найти физическое «сладкое пятно» на диске для оптимального воспроизведения.•Аналоговый проигрыватель Nottingham Interspace с модифицированным кронштейном Rega RB250 и картриджем Benz Micro Gilder: используется для пластинок LP и 45 об/мин, также имеет наконечник Expert Stylus, модифицированный для моно.•Катушка Studer A807 с четвертью дюймовыми катушками.•Revox B77 с четверть канальной катушкой. •Другие форматы, включая DAT, картридж с восемью дорожками, диктофон, Digital Betamax, Minidisc, DDC (цифровая компакт-кассета – кто-нибудь помнит эту?), компакт-кассета и компакт-диск.Реставрационное оборудование: •Разогнанный четырехъядерный процессор Intel PC.•Adobe Audition 3 - аудио редактор.•Волны Х – Restoration и X – Crackle, свертка IR1.•Изотоп RX2 восстановление программного обеспечения.•Har – Bal 2.3 – «гармонический эквалайзер».•Плагин пространственного усилителя K – Stereo от Bob Katz.•Мониторы BBC Rogers LS5/8 питаются от двух усилителей Quad 405-2.

Ваша корзина пуста