Назад к списку

Джонатан Лукас : Фриланс звукорежиссер

Перевод статьи: Александр Тихонов

https://www.soundonsound.com/people/jonathan-lucas-freelance-engineer


Помимо того, что Джонатан Лукас регулярно выступает в Camden's Barfly и на других лондонских площадках, он является инженером успешной выступающей группы, которую он также записывает в студии. Сегодня мы узнаем, как все это сложилось.

Пролистывая страницы Sound On Sound, вам будет простительно думать, что концертные и студийные инженеры - это два очень разных вида. Но за пределами самых высоких топов в этой профессии, немногие инженеры настолько специализированы. Во-первых, работа есть работа, и нам всем нужно зарабатывать на жизнь, но есть и тот факт, что некоторые инженеры просто не хотят ограничиваться ни одной из этих дисциплин. Одним из таких инженеров является Джонатан Лукас - Джонни Турбо для своих друзей - человек, который одинаково хорошо чувствует себя как дома и за пультом, и за стеклом.


Первым решительным шагом Джонни на пути к профессиональному звукоинжинирингу стал двухгодичный Национальный дипломный курс по музыкальным технологиям в Музыкальном колледже Лидса (Leeds College of Music, LCM). Это произошло после четырех лет работы в компании Tele-Products Ltd в Йорке, которая производит тестовое оборудование для телекоммуникационной отрасли. Работа оказалась выгодной, если взглянуть в прошлое. "Работа там очень хорошо подготовила меня к изучению музыкальных технологий, с точки зрения понимания схем и в целом технологического подхода. Поэтому, когда я начал глубоко изучать аудиотехнику, рассматривая потоки схем и т.д., это не помешало мне, так как у меня уже было достаточно опыта в электронике".

В поисках более широких горизонтов он переехал в Лондон и начал еще один двухлетний курс, на этот раз в Институте SAE. "Изначально я собирался получить полное высшее образование по специальности "Искусство звукозаписи", но через год я сократил срок обучения и получил диплом инженера звукозаписи. Большая часть практической работы проходила на первом курсе, а большая часть второго курса - это изучение индустрии, которое я уже проходила в LCM. Это было очень дорогое место для учебы, и платить пять тысяч в год за то, чтобы сидеть в классе и заставлять кого-то рассказывать вам об авторском праве, казалось нецелесообразным. Но первый год был бесценным опытом, имея возможность пользоваться такими большими профессиональными приставками, как Neves и SSL".

Другие возможности уже представлялись к тому времени. "Я получал предложения о работе от лондонской "Барфлай" [хорошо известная площадка в Кэмдене - достопримечательность для перспективных групп], и я начал работать там в смену ночью, а утром заходить на учебу, что было не очень здорово. Никого в отрасли не волнует, есть у тебя диплом или нет, так что казалось, что отказаться от работы из-за того что ты учишься - не самая лучшая идея, когда целью образования было получить работу в конце!".

Джонни, как часто бывает, нашёл себе работу начав с подработки волонтёром. "Я участвовал в серии благотворительных концертов, которые они устраивали, под названием "Passport Back To The Bars". Это были концерты по вечерам в течение недели с такими исполнителями, как " Cure ", " The Darkness ", " Крейг Дэвид, " Дэвид Грэй " - большие шоу. Я просто занимался безопасностью и управлением на сцене, и в целом помогал продюсерским менеджерам, потому что у них не было достаточно персонала, но это был хороший способ попасть туда. Я стал тенью одного из инженеров на несколько смен, чтобы почувствовать, что происходит, и по мере того, как моя уверенность росла, и я узнавал все больше и больше, в конце концов, я достиг точки, когда они попросили меня сделать FOH звук, что звучало очень пугающе, когда ты делаешь это в первый раз".Sevenball, группа, для которой Джонатан является инженером-резидентом, этим летом на сцене фестиваля United Islands в Праге. 

Так он что, научился инжинирингу концерта, просто наблюдая за другими людьми? "Что касается практической стороны, то, наверное, да, но потом у меня появилась и теоретическая основа. Многое из того, чему учишься в студии, может переходить в живой звук, но стресс совершенно другой. В студии всё довольно спокойно, в то время как с живым звуком, саундчекингом и так далее, всё должно быть сделано сейчас - ты не тратишь часы на то, чтобы получить именно тот звук, который тебе нужен, ты просто пролетаешь сквозь него. Я не испугался и нырнул с головой. Медленно ты становишься все сильнее и сильнее, и в конце концов ты чувствуешь себя уверенным в том, что делаешь, а не просто чувствуешь панику"!

Помимо работы в таких лондонских заведениях, как Barfly, The Underworld и Hard Rock Café, Джонни является практически пятым участником лондонской группы Sevenball (www.sevenball.co.uk), создавая для них инженерию, где бы они ни играли. "Я познакомился с группой через взаимных друзей и начал пилить Люка (Ритчи, главного вокалиста) о том, как хорошо иметь собственного звукаря. На самом деле, до переезда в Лондон у них уже был штатный инженер, и я ждал, когда они поймут, что это я! В конце концов появилась возможность сделать для них FOH. Это было похоже на живое прослушивание, но они были довольны тем, как все прошло, и я тоже, и отзывы толпы были действительно положительными, так что сошлось".

Советы Джонни о том, как войти в мир концерного звука.Получите своё снаряжение"Получить свое собственное оборудование очень важно. Я думаю, что ты учишься больше всего, просто экспериментируя, и чем больше времени ты можешь потратить на то, чтобы использовать оборудование, тем лучше. Если это связано с наймом оборудования или покупкой студийного времени, то это очень дорого. Если вы можете найти комнату или гараж, где можно настроить несколько мониторов, микшер и графический эквалайзер, вы можете начать выяснять, какие частоты что делают, и попробовать настроить мониторы по частотам. Вам не нужно супер дорогое оборудование, сегодня можно найти классные вещи уложившись в бюджет. 

Волонтёр на местах"Если вы знаете каких-нибудь дружелюбных звукоинженеров, или если вы просто общаетесь с кем-нибудь на локальной площадке, спросите, можете ли вы постоять за их спиной однажды вечером, просто чтобы почувствовать, что происходит". На самом деле нет стандартного карьерного пути - ситуация может быть, даже сложнее, чем в случае со студийным инжинирингом. Многие заведения используют менеджеров сцены. Для этого не требуется много технических ноу-хау, просто хорошая организация и коммуникация, но они всегда нужны. Вы можете протянуть руку помощи и познакомиться с людьми, которые управляют площадкой". 

Найди себе группу."Если вы знаете группу, которая не очень хорошо разбирается в технических вопросах, они, наверное, приветствовали бы кого-нибудь, кто бы позаботился об этой стороне вещей". И иметь несколько готовых подопытных кроликов как для живой инженерии, так и для записи - это большой опыт". 

Группа братьевДжонни может многое сказать о преимуществах постоянного звукорежиссёра группы, как для группы, так и для инженера. "Это огромный толчок в плане приобретения опыта. Если вы будете выступать на FOH на одной площадке для множества разных групп, вы очень хорошо узнаете эту площадку". Но если ты будешь ходить на множество разных площадок с одной группой как с постоянной, ты узнаешь, как заставить их хорошо звучать в разных комнатах на разных площадках". Кроме того, если кто-то предложит вам выступить где-нибудь на концерте, возможно, вы уже были там один или два раза, так что у вас будет лучшее представление о том, с чем вы имеете дело."Знать материал точно не помешает. Если ты ведёшь группу и не знаешь материал, и, скажем, гитарное соло внезапно вылетает из ниоткуда, тебе придется посмотреть вверх и подумать: "Кто из гитаристов делает это?". Это время реакции не является фактором, когда ты знаешь песни - ты можешь держать палец на фейдере до того, как они ударят по первой ноте соло. И если одной из групп нужно поменяться гитарами между песнями, это будет выглядеть гораздо более профессионально, если ты знаешь, что это произойдет, и просто убрать этот канал в конце песни, вместо того, чтобы им приходилось махать рукой в заднюю часть комнаты и подавать сигналы "можно ли это отключить?" 

"Как только концерт начинается, знание группы делает общение с ними намного проще, и это сторона концертной инженерии, которая сильно недооценивается. Это еще одна вещь, которая помогает вещам работать как можно более гладко и выглядеть профессионально. Если вы не знаете группу, и у них есть проблемы на сцене, или вам нужно сменить мониторный микс, есть небольшой барьер, которого нет, если вы хорошо знаете группу. На самом деле, я получаю большое удовольствие если в середине песни кто-то в группе может дать тончайшие сигналы так, что никто в комнате, вероятно не заметит этого, но я знаю, что они хотят немного больше вокала в их мониторе. Больше всего на свете, это успокаивает группу. Они знают, что человек, которого они взяли с собой на FOH, сделает всё, что в его силах, с помощью оборудования, и им просто нужно беспокоиться о том, чтобы играть. Я думаю, что они от этого лучше выступают. И зная приблизительно, какой мониторный микс понадобится группе, также означает, что время, потраченное на саундчек, значительно сокращается".

Sound CzechОдним из самых сложных заданий, с которым Джонни до сих пор сталкивался вместе с группой, был концерт на открытом воздухе на фестивале United Islands в Праге в июне 2005 года (www.unitedislands.cz), где группа была зарезервирована для выступления на двух разных сценах в течение двух дней. Прибыв с опозданием на рейс за полчаса до выступления, не зная заранее, чего ожидать - это вряд ли можно назвать идеальной ситуацией, но Джонни, похоже, воспринял это с большим энтузиазмом.Приехав на пражский концерт с небольшим запасом времени и не зная, какое оборудование предлагается, Джонатан был рад найти первоклассное снаряжение, включая консоль Midas и эффекты TC Electronic. 

"Это был довольно страшный опыт для всех участников, но очень интересный! Я понятия не имел, какое оборудование я буду использовать - мы пытались выяснить это, но ударились об кирпичную стену в качестве организаторов - и у группы не было своих усилителей и барабанов. Как оказалось, на площадке был фантастический пульт Midas, таким же фантастическим было и всё остальное оборудование - лучше, чем на большинстве площадок, где я работал. У них были эффекты TC Electronics, цифровые графические эквалайзеры и несколько мультибэнд компрессоров, которые редко можно встретить на небольших площадках в Лондоне где это настоящая роскошь."Помимо того, что я не знал, чего ожидать в плане оборудования, я немного беспокоился о том, что могут возникнуть проблемы с языковым барьером. К счастью, штатный инженер был ирландцем, хотя мониторный инженер, который был на сцене, на самом деле не говорил по-английски. Но группе удалось справиться с ним благодаря использованию международного языка жестов для гитары, барабанов и так далее! 

"Возможность не разбираться с мониторным миксом имеет свои плюсы и минусы". В данном случае это означало, что я мог просто сконцентрироваться на FOH, что было здорово, но это также и элемент контроля, который отняли у тебя, и учитывая языковые проблемы, я бы, наверное, предпочел сделать это сам. И хоть я это и говорю, времени на настройку было в обрез. У нас вообще не было саундчека - всего 10 минут на то, чтобы все перепроверить, а потом мы пошли выступать".

Джонни даже удалось найти плюсы в том, что у него было мало времени на подготовку к выступлению. "В нормальной ситуации это был бы случай, при котором разные группы и инженеры по очереди саундчекаются, каждый тщательно записывает все свои настройки, а затем использует их позже. Когда дело доходит до вашей очереди, другой инженер, вероятно, использовал бы некоторые, если не все ваши каналы. Иногда у вас останется вокал и гитары, но обычно вы будете делиться басовыми и барабанными каналами со всеми остальными, даже если басовый усилитель и барабанная установка меняются во время концерта. В такой ситуации, я думаю, есть опасность, что в конечном итоге вы будете слишком сильно беспокоиться о том, чтобы абсолютно точно вспомнить свои настройки успокаивать себя ложным чувством безопасности. Многое может измениться между саундчеком и выступлением, поэтому вам нужно быть на готове. Помимо изменений в оборудовании группы, люди тоже играют свою роль. Люди просто впитывают звук, так что если вы проведете саундчек, когда площадка пуста, вы обнаружите, что полная площадка звучит совсем по-другому - обычно гораздо лучше".

Использование компрессоров и гейтов в лайве"В зависимости от размера площадки, у вас обычно будет от четырех до восьми компрессоров. Очевидно, что тип и объем требуемой динамической обработки сильно варьируется от группы к группе, но в целом я не использую много компрессии. 

"Раньше я, конечно, всегда ставил компрессор над группой барабанов, но я очень редко сжимаю барабаны - я нахожу, что на небольших площадках это обычно ненужно. Хотя я склонен к тому, чтобы гейтить барабаны и томы". Большинство барабанщиков, кажется, не очень хорошо настраивают свои томы, поэтому они, как правило, звонят слишком долго. Используя гейт, я могу контролировать обьём звона от томов. Гейтинг барабанов также означает, что вы только снимаете только удары, а не все что остаётся звучать."Я сжимаю бас-гитару, потому что выход обычно такой пикует". Если я использую компрессор для вокала, я поставлю его на группу, а не в линию, чтобы он не влиял на мониторы на сцене - если вокалист начнет петь очень громко, компрессор включится, и они не смогут слышать себя через мониторы". Я также иногда использую компрессор в качестве выделенного лимитера, если, скажем, кто-то использует эффекты с педалек, которые приводят к внезапному большому подъему уровня. 

"Что касается аппаратуры, то мне очень нравятся стерео и квадрокомпрессоры BSS". Они действительно простые и у них есть встроенные деессеры. Мне не очень нравятся Behringer и Samson, которые вы обычно видите га площадках. Гейты Drawmer великолепны. На MX40 Punch Gate есть режим Peak Punch, который добавляет очень короткое увеличение уровня при срабатывании гейта. Таким образом, он также усиливает начало удара и действительно заставляет барабаны пробиваться сквозь микс".Великие пространстваПомимо всего прочего, фестиваль "Объединенные острова" стал первым крупномасштабным мероприятием под открытым небом, на котором Джонни был звукоинженером. "Это был первый раз, когда я использовал крутое оборудование на открытом воздухе - до этого я делал только небольшие акустические концерты". Это было очень странно. На улице всегда очень тихо, потому что у тебя нет отражений от стен, которые ты получаешь в помещении, но это и хорошо, потому что ты можешь навалить вокал по максимуму, и ты никогда не получишь фидбэк через FOH". Отсутствие отражений означает, что нет и стоячих волн, о которых можно беспокоиться. 

"Ветер вызвал небольшую проблему, потому что верхние кабеля были не очень надежно закреплены. Они висели на цепях, но не были привязаны внизу, и когда они двигались на ветру, вы получали странный фазовый эффект". Я услышал это до того, как понял, что происходит, что вызвало небольшую панику, пока я не посмотрел вверх! Очевидно, я ничего не мог с этим поделать".Место где сидит FOH - приподнятая платформа, построенная из лесов, обращенных к сцене - имело свои особенности. "По сравнению с большинством площадок, где тебя прячут в углу и приходится иметь дело со странной акустикой, я ожидал, что быть на улице будет намного проще. Вы бы могли подумать, что, находясь на открытом воздухе, вы услышите то же самое, что и все остальные с микшерной позиции, но доска, на которой я стоял за столом, давала огромное количество баса. Я чувствовал это сквозь ноги, и как только я сошёл с неё, бас исчез. Но независимо от того, находишься ли ты внутри или снаружи, ты должен выходить из-за стола и двигаться, чтобы посмотреть, что слышат другие люди, а не просто микшировать для себя в месте для звукаря. Вы никогда не сможете добиться идеального звука везде, где бы вы ни находились, но вы можете стремиться к компромиссу. 

Небольшая студия Barfly, которая используется для записи выступлений групп, выступающих на сцене площадки. Некоторые шоу затем транслируются на XFM. "В таких условиях - когда вы стоите в тяжелой басовой зоне - микширование чувствуется очень неестественно. Кик-барабан звучит очень тяжело, и гитары и вокал не чувствуются, затем, как только вы выходите за пределы, уверенность возвращается, и вы понимаете, что все в порядке". Есть места, где толпа находится сильно ниже, а инженер очень высоко, и ты можешь поддаться искушению поднять верха, так как вокал, кажется, не прорезается там, где ты находишься. Но если вы будете микшировать, чтобы все звучало хорошо за пультом, вокал будет звучать резко и пронзительно для зрителя. Тебе просто нужно продолжать делать небольшие регулировки и выскакивать в зону толпы, чтобы проверить". 

Сцена к студииНесмотря на его явный энтузиазм к живой инженерии, Джонни не оставил студию. Далеко от этого - он организовал студию с Sevenball в пространстве для репетиций группы, индустриальную единицу, которая разделена на пространство для выступлений и небольшой диспетчерский зал. "Группа уже установила HD-рекордер, и у меня дома было много оборудования, которое я собирал некоторое время. Sevenball делили пространство с другой группой, и когда другая группа решила съехать - это было как раз в то время, когда я переезжал, и мне нужно было забрать все оборудование из моей квартиры! В любом случае, в 3 часа ночи в квартире нельзя громко сводить, а в бизнес-помещении можно делать, что угодно. Это устраивает всех, потому что я делю арендную плату с группой, у них есть место для репетиций и записей, и я использую его, чтобы записывать другие группы, когда их нет". 

Работа в Barfly также предоставляет Джонни более прямую возможность использовать свои студийные навыки, в небольшой студии над местом, используемым для записи живых выступлений. "Мультикор который идёт в FOH пульт разбивается таким образом, что все, подключенное к сцене, также отправляется наверх к отдельному пульту в изолированной комнате. Очевидно, что инженер FOH просто микширует для публики в зале, в то время как инженер, находящийся наверху, может сделать совершенно другой микс для записи. XFM регулярно транслирует шоу с Barfly - у меня была возможность записать всевозможных людей, от Mel C до Carbon Silicon (Мик Джонс из The Clash и Тони Джеймс из Generation X), Willis и The Others. Есть цифровая телефонная линия, идущая в XFM, так что через 10 минут после шоу вы можете послушать свой микс по радио, что довольно круто.

"Это забавная смесь студии и живой работы, в том, что все выступление происходит в прямом эфире, так что давление все еще есть, но вы находитесь в немного более контролируемой среде". Конечно, так как то, что ты делаешь, записывается, ты можешь посмотреть его потом, в то время как при обычном живом шоу, как только оно прозвучало - оно ушло". Ты не можешь перезаписать и мучить себя по этому поводу"Итак, если бы Джонни пришлось выбирать между живым выступлением и студийной работой, что бы это было? "Я действительно не могу выбрать. Мне нравится студийная работа, но ты не получаешь такой прилив адреналина, как когда перед тобой толпа, и ты отвечаешь за то, что выходит из порталов, что есть абсолютно потрясающе".  

Ваша корзина пуста