Назад к списку

Достоинства и недостатки занятий музыкой по скайп (Skype).

Данная статья написана опытным преподавтелем, который провел огромное количество как обычных, так и онлайн уроков. Исходя из своего опыта он сделал сравнение и представил все минусы и плюсы занятий музыкой дистанционно.


Эпоха занятий через интернет настала и занятия музыкой не исключение. В подтверждение этому достаточно вспомнить статью Катерины Санта Луис для для газеты Нью Йорк Таймс, а вернее то, с каким энтузиазмом отнеслись к этой статьи читатели (статью можно найти в интернете). Появились даже целые музыкально-преподавательские сообщества, такие как Music Teachers National Association занимающиеся различными вопросами, в том числе и вопросам дистанционного обучения музыке.

Отрадно, что Россия и страны СНГ не отстают от всего цивилизованного Мира и если раньше дистанционные занятия через скайп, например, вокалом были в новинку, а многие даже воспринимали это «в штыки» (как всегда, всё новое не быстро приживается, особенно если речь идет о консерваториях и консерваторах), то сейчас практически каждому опытному преподавателю хотя бы раз приходилось проводить занятия через интернет. Ведь есть ученики, проживающие в далеких уголках нашей Страны (а у нас как мы знаем самые далекие уголки в Мире), есть ученики с ограниченными возможностями, да и иногда это просто удобно и для ученика, и для учителя.

Строго говоря, "занятие через скайп" – это скорее уже устоявшее выражение, потому что на деле это может быть любая программа, предназначенная для видеосвязи через интернет (Google+, ooVoo, Viber, Hangouts и др.) или функция видеосвязи реализованная через социальные сети. Важно, что занятие происходит в реальном времени: ученик слышит преподавателя, преподаватель – ученика. Скорость и качество интернет соединения все время растет, качество картинки (которое зависит от качества вебкамеры) также всё лучше и лучше.

Поскольку вопрос плюсов и минусов занятий по скайпу волнует многих, то давайте же их рассмотрим:


Плюсы:

1.Более высокий уровень подготовки преподавателя. Конечно же, есть очень хорошие преподаватели и в маленьких городах, станицах, но все-таки в процентном соотношении количество высококлассных педагогов в больших городах больше. Ведь если человек с отличием заканчивает, скажем, московскую, казанскую или ростовскую консерваторию, то маловероятно, что он вернется в свою деревню для преподавания в сельской музыкальной школе. Скорей всего он останется в этом городе, возможно даже будет преподавать в этой консерватории или если, даже, и уедет, то в еще бОльший город с целью его «покорения» и музыкальной карьеры. А как показывает практика – лучше хороший преподаватель по скайп, чем плохой преподаватель и обычные традиционные занятия.
2.Удобство и экономия времени. Ученику не нужно тратить время и деньги на дорогу, стоять в пробке. Особенно это весомо, когда продолжительность занятия, например, 30 или 45 минут, а на дорогу студент потратил час. Как-то не очень справедливо и довольно расточительно, особенно в наше время.
3.Немедленная практика. Ну давайте вспомним как происходит занятие музыкой в традиционной системе. После повторения изученного материала преподаватель показывает новый прием и ученик пробует его исполнить самостоятельно несколько раз. После чего преподаватель дает задание на дом, так как время урока подходит к концу и ученик едет домой (тратя время ожидание транспорта на автобусной остановке, пробки) и, скорей всего, через час, когда он вернется домой он не станет сразу же набрасываться на инструмент. Но проблема в том, что эффективность занятий в таком случае сильно падает. Наиболее эффективно, когда сразу же после окончания урока, что называется «по свежим следам», без промедления ученик начинает самостоятельную практику, пока что-то осталось в памяти, пока есть энтузиазм и творческая энергия.
4.Родственники не должны ждать. Известная история, когда старшая сестра, брат или один из родителей приводит ребенка на занятие и ожидает весь урок. В случае с онлайн занятиями музыкой в этом нет необходимости и спутники могут заниматься своими делами.
5.Возможность записи урока. Как показывают исследования человек запоминает 10% того, что слышит и 30% того, что видит. Вся остальная информация уходит безвозвратно. В случае с онлайн занятиями всегда можно воспользоваться программа записи, чтоб иметь возможность вернуться к уроку снова и снова. А в случае, например, с вокалом или игрой на инструменте (гитарой, фортепиано) – всегда полезно послушать себя со стороны.
6.Предварительный разогрев. Не секрет, что перед исполнение ученику необходимо разыграться, так как пальцы рук еще не разогреты. Проще говоря, нужна разминка (как и в спорте), на которую часто тратится не менее 25% времени от урока. В случае с онлайн занятиями разминка может делаться учеником самостоятельно за 20 мин до скайп-урока и звонку преподавателю.
7.Ученик реже отвлекается. Как показывает западное исследование, проведенное в 2010 году при традиционных занятиях «лицом к лицу» ученик отвлекается на 36% больше. Это связывается с более частым зрительным контактом, непривычной обстановкой, стеснением особенно в первые дни занятий.
8.Проще диагностировать проблемы. Иногда исполнительские проблемы связаны с тем, что, например, студент боится играть слишком громко в своей квартире, чтоб не мешать остальным членам семьи или соседям. Или у него проблемы инструментом, обстановкой и т.д. В случае с онлайн занятиями преподаватель легко это замечает.
9. Разные помещения. Иногда бывают случае, когда нахождение студента и преподавателя в одном помещении не благоприятно может сказаться на производительности. Например, преподаватель заболевает простудой перед ответственным конкурсом студента. Традиционные занятие невозможны из-за вероятности заражения студента, но и подготовка к конкурсу должна идти полным ходом, чтобы успешно выступить. Дистанционные занятия – это единственное решение.

Минусы:

1.Нет физического контакта. Некоторые преподаватели для достижения результата могут использовать тактильные ощущения, например, положив свою руку на руку ученика, показывая «как нужно». Естественно, это актуально не для всех видов занятий и занимает очень маленькую часть урока (от 1-5%).
2.Зависимость от качества интернет-соединения. И преподаватель, и ученик должны иметь высокоскоростное соединение. При этом желательно, чтобы члены семьи во время занятия воздержались от загрузки интернета (онлайн просмотров видео, скачивание больших файлов).
3.Качества звука. Мало кому приходит в голову купить отдельный качественный микрофон и аудиосистему для занятий. Как правило, большинство пользуется встроенными в ноутбук, которые имеют довольно низкое качество звучания и это отражается на разборчивости.

4.Нет традиционных отчетных концертов. В традиционной системе есть такой вид экзамена, когда все ученики преподавателя собираются в один день, в одно время и выступают перед зрителями (родственниками, абитуриентами). В случае с удаленной системой это невозможно организовать, так как ученики разбросаны по всему Миру. Поэтому ответственность за выступления ложится на плечи ученика.
5.Пометки в нотах. Иногда проще всего делать пометки сразу в нотах ученика, следя за его исполнением. В случае со скайп уроками, например, гитары – это сложно организовать. Конечно, преподаватель может следить по цифровой версии, после чего отправлять ноты ученику, но это усложнение.
6.Дирижирование. Во время связи существует небольшая задержка между тем, когда педагог говорит и когда ученик слышит и наоборот. Конечно с ростом скорости интернет соединения и улучшением технологий – это задержка все меньше и меньше, но она есть. Поэтому дирижировать непосредственно исполнением ученика, показывать акценты пока довольно сложно.
7. Необходимость менять ракурс камеры. Иногда для понимания проблемы необходимо следить за учеником во время игры под разными углами. То есть, например, если в фортепианных нотах сложный скачок мизинцем правой руки, то преподавателю проще обойти с другой стороны и контролировать процесс. В случае с дистанционным обучением придется просить ученика развернуть камеру.
8.Необходимость использования качественных вебкамеры. Качественные вебкамеры стоят далеко не во всех устройства. Старые планшеты и ноутбуки с камерами 0.3 мегапикселя – не подходят для занятий.

Программы Skype, Google+ бесплатные и обе имеют возможность общения группы людей в режиме онлайн конференции. Это позволяет спокойно проводить занятия по теории музыки, музыкальной литературе, звукорежиссуре поэтому особой разницы между традиционными и онлайн занятиями нет. Также важно понимать, что есть определенная специфика во время скайп занятий с преподавателями игры на разных инструментах. Так например, преподавателю фортепиано сложнее видеть всю клавиатуру из-за габаритов инструмента, в том время как с гитарой дела обстоят намного проще.

При копировании статьи ссылка на AcademyOfSound.ru обязательна
Ваша корзина пуста