Назад к списку

Dolby Atmos в Министерстве Звука

Перевод статьи: Валерия Чханова.

https://www.soundonsound.com/techniques/dolby-atmos-ministry-sound



Dolby Laboratories возглавляют разработку систем объемного звучания в течение четырех десятилетий, но в течение последнего года или около того они пилотируют интригующую систему объемного звучания в известном британском ночном клубе ...Последнее усовершенствование объемного звука в кино, формат под названием Dolby Atmos, было представлено четыре года назад и уже было применено на более чем 2500 экранах по всему миру. Он основан на технологии, называемой в общем «Цифровое кино», которая включает распространение выпусков театральных фильмов в виде цифровых файлов, а не традиционной пленки.Первоначальный опыт Dolby в 2010 году с этой концепцией заключался в том, чтобы собрать все данные изображения и звука в пакет Digital Cinema Package или «DCP», который в то время вмещал до 16 дискретных аудиоканалов, в отличие от каналов 5.1, доступных в Dolby. Цифровой формат (или 6.1 в Dolby Digital EX) - форматы, которые доминировали в киноиндустрии с начала 1990-х годов (см. Вставку). Значительно расширенные аудиоресурсы DCP были впервые использованы для использования объемного звучания в формате 7.1, который предоставлял три канала экрана (левый, центральный, правый или LCR), а также отдельные левый / правый боковой и задний массивы, а также низкочастотные эффекты ( LFE) канал.Тем не менее, как форма виртуального «блока данных», эта концепция цифрового кино создала возможность полностью переосмыслить всю парадигму звука кинотеатра с точки зрения конфигурации и возможностей физических динамиков, но без нарушения важнейшей обратной совместимости с устройствами. сохранившиеся в кинотеатрах по всему миру. Это переосмысление завершилось в 2012 году совершенно новым форматом под названием Dolby Atmos.Все упирается в потолок.Наиболее визуально очевидное усовершенствование, которое Dolby Atmos вносит в любой театр, - это набор громкоговорителей, установленных на потолке, позволяющих генерировать звуки над аудиторией. Эта простая адаптация в значительной степени повышает воспринимаемое чувство реализма, но она еще больше усиливается за счет способности системы точно позиционировать отдельные звуки практически в любом месте комнаты, направляя их на подмножества или даже на отдельные динамики. Это, очевидно, позволяет значительно улучшить пространственное расположение и перемещение звуков по комнате, предоставляя кинопродюсерам гораздо больше творческих возможностей и, что, возможно, еще важнее, дает гораздо более последовательный опыт зрителям, где бы они ни сидели в театре. Это действительно «захватывающий звук».Для создателей саундтреков система Dolby Atmos поддерживает в общей сложности 128 звуковых дорожек, которые обычно выделяются как «платформа» до 9,1 каналов плюс 118 звуковых «объектов» - словосочетание «объектно-ориентированный звук» , «платформа» обычно включает в себя все традиционные экранные диалоги, музыку и большинство атмосферных звуковых эффектов, организованных обычным образом, с соответствующими звуками, выделенными для традиционных экранных, боковых и задних каналов динамиков (и массивов). С 10 треками, выделенными для платформы 9.1, еще 118 дискретных «каналов» остаются доступными для звуковых «объектов», и эти отдельные звуки могут быть размещены в любом отдельном громкоговорителе или группе громкоговорителей и перемещаться по мере необходимости. Позиционные координаты и скорости каждого звукового объекта сохраняются в виде метаданных вместе с отдельными звуковыми файлами.  



Эта технология была бы нереальной, если фактически невозможной, без повсеместного распространения DAW (и микшерных пультов, которые тесно интегрированы с DAW), разумеется - было бы совершенно непрактично управлять пространственным положением стольких отдельных звуковых элементов с помощью традиционной микшерной консоли, например.Таким образом, саундтрек к фильму может быть создан в кинотеатре дублирования с огромными многоканальными платформами и десятками отдельных звуковых объектов, но как это отразится на обычном кинотеатре? Ну, одно из больших отличий между Dolby Atmos и предыдущими системами Dolby Digital заключается в полном отключении первого между «звуковыми» каналами «источника» и физическими «динамиками» места назначения.Например, в Dolby Digital передние каналы LCR всегда воспроизводятся в левой, центральной и правой колонках колонок за экраном, а также в случае, бесли в театре есть также внутренняя левая и внутренняя правая колонки (для формата 7.1), они не будут использоваться, учитывая источник 5.1. Другими словами, в унаследованных системах объемного звучания существует постоянная связь между отдельными каналами формата и конкретными динамиками или массивами, выделенными для этих каналов в театре.Dolby Atmos нарушает эту прямую связь и вместо этого использует сложную и настраиваемую матрицу маршрутизации, называемую RMU, установленную в каждом театре; это интеллектуально распределяет 128 каналов Atmos наиболее подходящим динамикам в наиболее подходящих положениях, доступных в этом конкретном театре. Этот маршрутизатор может управлять до 64 отдельными каналами динамиков, которые могут быть отдельными динамиками или полными массивами динамиков.Таким образом, по сути, процессор Dolby Atmos кинотеатра берет каналы платформы и направляет их к тем динамикам, которые физически доступны и пригодны для передачи этих конкретных аудиосигналов. Точно так же он использует метаданные объекта, чтобы понять, куда каждый «звуковой объект» предназначен для перемещения или откуда, и динамически направляет его к наиболее подходящему динамику в конкретной установке. Таким образом, намерения кинематографистов воссоздаются настолько точно и последовательно, насколько это возможно, независимо от физического числа и расположения реальных громкоговорителей в каком-либо конкретном театре (и эта концепция, конечно, может быть распространена и на бытовые домашние кинотеатры).Долби СитиИтак, Dolby Atmos представляет собой значительный шаг вперед в творческом звуковом дизайне для киноиндустрии, но при чем тут ночные клубы и продюсеры / диджеи?Что ж, для бухгалтеров Dolby суть заключается в том, что Dolby изучает другие варианты и способы использования сложной технологии, разработанной для Atmos. Уже существует растущий ассортимент домашнего кинотеатра от Philips, Samsung и Yamaha, который способен воспроизводить материалы Dolby Atmos в домашних условиях. По-видимому, на рынке уже есть несколько музыкальных дисков Blu-Ray, закодированных с помощью звуковых дорожек Dolby Atmos, так что может ли быть растущая возможность представить новую форму музыки с объемным звучанием? Ответ, вероятно, да, но это потребует значительного потребительского спроса, и хороший способ стимулировать это - использовать Dolby Atmos на сцене живой музыки, создавая живые впечатления, которые люди захотят воссоздать дома.Обычным живым группам может быть сложно (хотя, конечно, не невозможно) использовать Atmos, но клубная музыка на самом деле вполне поддается этому формату и пространственным манипуляциям - и это аргумент группы инженеров Dolby (которые также являются музыкантами диджеи). В результате Dolby согласился профинансировать некоторые разработки продукта и испытания для дальнейшего изучения этой идеи, а Габриэль Кори, теперь менеджер по продукту в группе новых продуктов компании (и я должен сказать, талантливый продюсер / диджей по-своему), стал чемпионом! Я очень благодарен Габриэлю за его командировку в Великобританию, чтобы объяснить и продемонстрировать мне технологию, различные инструменты производителя и огромный творческий потенциал этого захватывающего приложения Atmos.Я также должен отметить, что на момент написания этой статьи это все еще «пилотная система», и Dolby по-прежнему оценивает реакцию как владельцев заведения, так и посетителей клуба, а также вероятную поддержку разработки этого приложения. В частности, хотя некоторые из различных инструментов производства программного обеспечения, необходимых для ди-джеев для микширования контента Atmos, уже используются в киноиндустрии, программное обеспечение для воспроизведения Dolby-DJ (которое также допускает пространственные манипуляции в реальном времени) все еще находится на стадии бета-тестирования. Более того, хотя в первоначальных испытаниях использовалось стандартное аппаратное обеспечение кинотеатра RMU, есть возможность создать более экономичный вариант для клуба, если этого требует спрос.Первоначальное испытание Dolby для проверки концепции было проведено в 2014 году в частном ночном клубе в Сан-Франциско, где находится штаб-квартира компании, и впоследствии в Sónar Barcelona состоялась вечеринка Atmos, организованная только по приглашению, - выставка музыки, творчества и технологий 2015. Тем не менее, первый расширенный публичный пилот проводился в качестве резидентуры в ночном клубе Министерства Звука в Лондоне в течение 2016 года. До настоящего времени было проведено десять специальных мероприятий Atmos, в которых приняли участие многие известные международные диджеи, включая Flux Pavilion, Mat Zo, London Elektricity, Керри Чандлер, Франсуа К, Sub Focus и Yousef ... и многие другие. Все отзывы до сих пор были исключительно положительными, и поэтому Dolby планирует расширить опыт Atmos в трех или четырех клубах по всей Америке в течение следующего года, и, возможно, создать несколько в Европе.Атмос ПодготовкаПринимая во внимание, что саундтреки к фильмам Atmos часто невероятно сложны, с большими многоканальными платформами и сотнями отдельных дополнительных звуковых объектов, для приложения ночного клуба был применен более простой и более прагматичный подход, частично чтобы продюсеры / диджеи могли переформатировать свою собственную музыку относительно легко, но и сделать живое управление различными элементами более управляемым. Таким образом, вместо кроватки 9.1, ядро системы DJ Atmos не требует ничего, кроме простой стерео-дорожки, которая обычно состоит из основных барабанов и баса вместе с другими фундаментальными элементами. Этот подход устраняет любые требования для создания сложных миксов объемной музыки и позволяет избежать всех аппаратных ресурсов, связанных с ним. В клубной системе Atmos эта базовая стерео-платформа автоматически направляется в обычную стереосистему обычным способом, обеспечивая знакомую основу звука, на которой может строить диджей.  

В эту стереопанель в клубной системе Atmos добавляются до 11 дополнительных аудиообъектов - ограничение устанавливается программным обеспечением Dolby DJ (для практического управления в реальном времени), а не самой системой Atmos. Эти дополнительные аудиообъекты могут быть в виде моно или стерео и могут нести любые специфические звуковые элементы, которые продюсер / диджей хочет перемещать по комнате во время исполнения. Таким образом, это могут быть ведущий и / или бэк-вокал, гитарные отрывки, линии клавиш, эффекты, басовые дуги и аккорды, ударные акценты или что угодно, «слуховая конфетка» может извлечь выгоду из некоторой пространственной обработки.

Во время пилотного проекта «Звук министерства» в ходе подготовки к производству приглашенные продюсеры / ди-джеи брали свои треки (как правило, в рамках проектов Pro Tools) в офисы Dolby, расположенные в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Лондоне, где были созданы специальные миксовые залы малые системы мониторинга Atmos. (Дополнительные комнаты микширования также доступны в Нью-Йорке и Барселоне.) Здесь они смогли использовать плагин Dolby Atmos Panner в Pro Tools, чтобы экспериментировать и решать, как они хотят, чтобы различные дополнительные звуковые элементы были размещены и перемещены вокруг комната. Этот плагин (доступен в форматах VST, AU и AAX для совместимости с большинством DAW) предоставляет комплексные инструменты как для ручного, так и для автоматического панорамирования, позволяя перемещать выбранные звуки во всех трех измерениях и следуя широкому кругу прямых и изогнутых траекторий и скорости (также с возможностью панорамирования по темпу). Звуки также могут быть сфокусированы на единичных динамиках и распределены по большим частям массивов динамиков, по желанию. Данные панорамирования плагина передаются в программный модуль рендеринга и мастеринга (RMU), который отображает выходные каналы DAW на физические колонки, подключенные к DAW, что позволяет прослушивать звуковые объекты и платформы, точно имитируя впечатление от работы в ночном клубе. Система Атмос.Как только вся информация о панорамировании будет сохранена в DAW в качестве данных автоматизации дорожек, она может быть преобразована в необходимые метаданные Atmos с помощью специального программного обеспечения Dolby Atmos Music File Builder, а готовый ремикс затем упакован в формат Dolby 'ATM' для передачи в клуб, в котором стандартный кинотеатр RMU распаковывает данные и при необходимости направляет аудио на доступные колонки. (Для полноты, в мире кино саундтрек «мастер печати», созданный в конце процесса перезаписи, «оборачивается» с использованием формата обмена материалами (MXF) и доставляется в постпроизводственный цех для объединения с изображениями фильмов создать DCP, который шифруется и распространяется в кинотеатрах. Система Dolby DJ просто избегает этой ненужной промежуточной стадии DCP.)В клубе файлы ATM Atmos обрабатываются с помощью аппаратного модуля рендеринга и мастеринга кинотеатров (RMU), который представляет собой стоечный компьютер 2U с входом / выходом MADI. Это мозг системы Atmos, которая разрабатывает, как статически и динамически направлять кровати и звуковые объекты к подключенным динамикам, но для этого сначала необходимо настроить при установке, чтобы знать, где находятся все динамики в конкретном месте. ; то, что делается с помощью другого программного инструмента под названием Dolby Atmos Designer! Опять же, если система Atmos DJ станет коммерческим предприятием, есть возможность разработать более рентабельную альтернативу кинотеатру RMU, и Dolby в настоящее время изучает варианты. 

Когда дело доходит до выступлений с треками Atmos в клубе, разработанное для DJ программное обеспечение Dolby было разработано для бесшовной интеграции с отраслевыми стандартными деками Pioneer CDJ-2000 Nexus и микшером DJM-900 Nexus, что делает работу довольно простой для DJ , используя полностью знакомые инструменты и методы. Однако в настоящее время предварительно микшированный звук Atmos можно воспроизводить только с помощью программного обеспечения Dolby Atmos DJ на MacBook, подключенном непосредственно к RMU (через MADI) - и это может расстроить любого диджея, который обычно полагается на Serato или Ableton. Сказав это, Atmos DJ поддерживает связь через HID с аппаратным обеспечением Pioneer, что позволяет осуществлять управление в режиме реального времени с использованием стандартных диджейских микшерных пультов и микшера, поэтому ноутбук можно отодвинуть в сторону, если он предпочтителен, поскольку нет абсолютной необходимости управлять производительностью через программное обеспечение Atmos DJ. Большинство вещей можно сделать удаленно, если хотите.Конечно, очень большая часть диджейской сцены - это способность манипулировать треками в реальном времени, напрямую взаимодействовать с аудиторией - и система Atmos это тоже позволяет. Предварительно смешанные дорожки Atmos, по сути, обеспечивают известную отправную точку, а программное обеспечение Atmos DJ отображает доступные дорожки - со всеми их отдельными стволами объектов - на левой и правой боковых панелях на экране. Треки могут быть выбраны здесь для воспроизведения и микширования в соответствии с довольно обычной парадигмой DJ проигрывателя. В центре экрана управления находится окно, представляющее комнату, и оно показывает несколько пронумерованных кругов, которые отскакивают и изменяют размер в реальном времени по мере воспроизведения музыки. Эти круги показывают движение отдельных аудиообъектов в соответствии с метаданными панорамирования, а также дорожки и основы, к которым они относятся, и где они находятся в комнате, куда они идут. Возможно, это звучит сложно, но становится интуитивно понятным, когда вы можете увидеть и услышать, что происходит для вас.Каждый отдельный стебель может быть соло, приглушен или иметь эффекты, и уровень также может быть отрегулирован, но самое интересное то, что предварительно запрограммированные инструкции панорамирования могут быть переопределены, просто нажав на один из движущихся кругов на экран и вручную перетаскивая его. Это средство создает невероятно мощную, по-настоящему интерактивную и чрезвычайно сложную систему. Возможно, в будущем Dolby разработает какой-то физический сенсорный интерфейс, чтобы немного упростить этот процесс, но на самом деле это будет глазурь не без того из очень вкусной кондитерской!  

Технические детали того, как все различные программные и аппаратные элементы системы Dolby Atmos должны быть подключены и сконфигурированы, по своей природе довольно сложны, и я намеренно опустил большинство из них здесь из соображений простоты и ясности. Однако большая часть сложности влияет только на установку и калибровку динамиков (как в подготовительной комнате, так и в самом клубе) и на настройку необходимых путей ввода-вывода в DAW для соответствующих назначений Renderer и Print Master.Однако, как только система настроена, творческая сторона ее использования для отскока элементов вокруг комнаты становится удивительно простой и интуитивно понятной - и опьяняюще приятным развлечением. Я давно являюсь поклонником объемной музыки и накопил довольно много (ныне устаревших) DVD-As и SACD, но технические требования для микширования музыки в этих «традиционных» форматах объемного звука 5.1 могут быть довольно обременительными. Напротив, система Atmos на самом деле представляет собой просто стереофоническую смесь с некоторым блеском сверху, который намного проще воспринимать и управлять, как умственным, так и практическим. Слушая примеры ремикшированной музыки в предсерийном зале Dolby Atmos, я был поражен тем, насколько эффективным был формат, сочетающий в себе статичное стерео ядро музыки отовсюду, украшенное отдельными звуковыми элементами, подпрыгивающими по комнате.Но клубная музыка не предназначена для прослушивания на компактных колонках Genelec в помещении размером с спальню? Поэтому мы с Габриэлем запрыгнули в такси и направились через Лондон в клуб Ministry Of Sound, чтобы послушать его в его естественной среде. Это правда, что в последний раз, когда я посещал ночной клуб, он назывался «дискотекой», и мы все носили туфли на платформе и расклешенные брюки - на самом деле, я, вероятно, все еще держал это в гардеробе. Также верно, что это был не первый раз, когда я стоял один на пустой танцевальной площадке, подпрыгивая от громкой музыки с глупой улыбкой на лице! Но, наверное, нам тоже стоит замять это ...Огромная акустическая система в Министерстве Звука состоит из шести одинаковых стопок компонентов Martin Audio высотой 10 футов. Каждый стек рассчитан на 25 кВт, стоит около 60 000 фунтов стерлингов, и действительно заставляет воздух двигаться с двумя 21-дюймовыми драйверами в больших сабвуферах, расположенных прямо на полу. Два 18-дюймовых динамика в повторных входных басовых блоках располагаются сверху, с двумя шкафами W8C, несущими средние и верхние концы сверху, слегка наклоненными вниз и наружу, чтобы обеспечить равномерное покрытие по танцполу. Эта монументальная система преднамеренно переоценена и недостаточно эффективна, чтобы гарантировать высокую четкость и динамичность, и она действительно звучит очень мило и без особых усилий. 


Для резиденции Atmos Dolby установила дополнительные 16 шкафов Martin Audio CDD15 в потолке среди светильников и установила аппаратный RMU в систему для подачи соответствующих сигналов на различные кроссоверы и усилители, управляющие шестью основными стеками PA, а также к очень активным потолочным динамикам. (Существует также продуманная система освещения и экранов, управляемая метаданными аудиообъекта Atmos, чтобы помочь выделить аудитории Atmos для зрителей, по-настоящему связав воедино звук и освещение).Кори - ловкая рука, которая смогла очень хорошо продемонстрировать систему, используя различные предварительно запрограммированные демо-материал, ремиксы на треки от некоторых диджеев, которые освещали предыдущие события Atmos в клубе, и с некоторыми материалами, которыми он мог манипулировать вживую.Демо-трек Atmos начинается с мощного голоса, говорящего: «Привет, мальчики и девочки, меня зовут Atmos», за ним следует барабанный ритм, который вращается по комнате, звуки сверчков (или что-то в этом роде), развевающиеся над головой, и затем вокал, который начинается в задней части комнаты и летит над головой вперед, а затем снова просвистывает. Держу пари, что это был довольно необычный и впечатляющий опыт для большинства любителей клубов, но меня поразило, прежде всего, четкость отдельных звуков, как статичных, так и движущихся.Как и в случае с любым «эффектом», ключ к Atmos заключается в том, чтобы сочувственно и творчески использовать панорамирование для поддержки и улучшения музыки, а когда все сделано хорошо, это действительно значительно увеличивает воздействие - намного больше, чем я ожидал. Капли и поднятия могут действительно падать и подниматься - физически от пола до потолка и наоборот. Элементы в миксе могут перемещаться вокруг вас и приближаться или отступать способами, которые действительно дополняют общий опыт. С интерактивной аудиторией я могу представить, как можно весело разыгрывать звуки между различными группами на полу. Важно то, что общее впечатление на самом деле состоит в том, чтобы быть внутри музыки, а не просто играть музыку. Вообще-то, я нахожу это довольно увлекательным.Как подчеркнул Габриэль, этот формат Club Atmos все еще находится на экспериментальной стадии разработки: в настоящее время владелец предпринимательского объекта не может просто выйти, купить систему и заставить ее работать к выходным. И хотя некоторые необходимые инструменты подготовки к выпуску Atmos уже доступны, такие как подключаемый модуль Atmos Panner, важнейшее приложение воспроизведения Atmos DJ и аппаратное обеспечение RMU доступны только от Dolby - и в настоящий момент они не продаются. !Тем не менее, похоже, что резиденция Министерства Звука оказалась очень успешной, и «Клуб Атмос» выглядит очень перспективным. Если вы окажетесь рядом с ночным клубом, участвующим в пилотной программе Atmos, в ближайшем будущем, я призываю вас попробовать - это настоящий опыт! 


Ваша корзина пуста