Назад к списку

D.I.Y. - Сделай качественную музыку своими руками

Проблему "Современная музыка и интернет" для ясности стоило бы рассматривать как частный случай проблемы "общество и технический прогресс". Как современная музыка является частью и отражением мира вокруг нас, так же интернет и то, что с ним происходит, является частью происходящей в этом мире революции возможностей потребительской электроники.

Революция эта началась примерно с конца 80-х годов и продолжается по сей день. Прямо сейчас интернет, пожалуй, даже оттеснен с переднего ее края. Последними радикальными переменами в устройстве интернета были распространение широкополосных каналов и возникновение социальных сетей и web 2.0. И то, и другое произошло несколько лет назад. Сейчас ситуация на этом фронте стабилизировалась, косвенным свидетельством чему является отсутствие новых громких стартапов уровня ютуба, твиттера или фейсбука.


На повестке дня сейчас, насколько я понимаю, интеграция всех сервисов в одном компактном формате и обеспечение все более тесного взаимодействия пользователя с этим форматом. Сначала это были смартфоны и планшеты, а теперь умные часы (Apple iWatch) и очки (Google Glass). Впрочем, этот передний край, в отличие от интернета, на музыку пока большого влияния не оказывает (исключая мало пока распространенную опцию записи треков в спальне на iPad).От интернета современная музыка (как, опять же, и современное общество в целом) хотя и зависима, но, строго говоря, никакими новыми существенными чертами ему не обязана. Основные факторы, влияющие на нее, все те же, что были и в досетевую эпоху.

– Талант и профессионализм участников – тут все самоочевидно.

– Навыки общения – умение работать в коллективе, договариваться, заключать контракты и находить общий язык с нужными людьми, да и публику на концертах заводить.

– Общечеловеческие качества – мотивация, воля, ответственность, вменяемость и т.п.

– Технология производства – все то, что касается организации записей и живых выступлений.

– Экономика – финансирование, дистрибуция, реклама.

– Разные внемузыкальные вещи, типа языковых барьеров или сравнительного уровня жизни в разных странах и т.п.Интернет меняет только пропорции и взаимосвязи между этими факторами. Меняет, впрочем, достаточно радикально, чтобы об этом стоило говорить.

Что, собственно, дает нам интернет?

1) Доступность огромных, несопоставимых с прежними, массивов информации;

2) ускорение и упрощение коммуникации;

3) стремительный рост числа вовлеченных в коммуникацию участников;

4) дифференциацию этих участников по все более мелким группам интересов;

5) анонимность.

На что и как все это влияет? Желающим пробиться и сделать карьеру интернет предоставляет возможности огромные (пусть и не безграничные). Помимо self-promoted проектов, периодически всплывающих (впрочем, обычно быстро тонущих) в разных концах света, помимо феноменов вирусного маркетинга ("Gangnam Style" и др.), хорошим, пусть и частным, примером может послужить русская музыка, которая вопреки всем препятствиям все-таки понемногу расползается по миру.

Подчеркну: не академическая музыка, где каналы распространения налажены давно и русские музыканты составляют приличную часть мировой исполнительской элиты, а именно развлекательная (в широком смысле) – в диапазоне от регулярно гастролирующих по Европе и Америке инди-групп из хипстерского пула (Motorama, Tesla Boy и т. д.) до успеха певицы Нюши в Бразилии и группы "Серебро" в европейских танцевальных чартах. В титанических масштабах мировой индустрии эта муравьиная возня, конечно, погоды не делает, но на фоне ситуации, условно говоря, двадцатилетней давности выглядит довольно живенько.

Желающим произвести на свет продукт высокого качества (безотносительно его карьерных перспектив), интернет тоже в помощь. Возможно, в сущности, все – от заказа аппаратуры напрямую у производителя, без наценок ритейлеров, до организации записи, сведения, мастеринга, продюсирования, дизайна и распространения где и у кого хочется (были бы деньги и желание). Пока группа Pompeya пишется в Лос-Анджелесе, а группа Deviltears заказывает обложку альбома в Финляндии, какие-то американцы, наоборот, сводят свой альбом в Краснодаре.

В сущности, интернет дал возможность профессионалам со всего мира предлагать свои услуги – композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сессионного музыканта, художника, дизайнера и т.п. – гораздо большей, чем прежде, аудитории. До столбовой дороги превращения индустрии в "глобальную деревню", правда, по-прежнему далеко, но ведущие в эту деревню персональные тропинки множатся с каждым днем.Развивать профессиональные навыки благодаря интернету стало легче, чем когда-либо раньше. Прямой контакт с преподавателем пока по-прежнему нечем заменить, но и здесь появились новые возможности типа уроков по скайпу (и даже групповых репетиций в режиме конференции). Кроме того, интернет переполнен видеокурсами, книгами и массой других материалов, а также специализированными площадками для общения и обмена опытом. Все это, в идеале, позволяет прийти на встречу с преподавателем, уже имея ненулевой уровень подготовки.

Наконец, надо где-то назвать бесценную для профессионального роста возможность знакомиться с любой нужной музыкой. Этой возможностью, впрочем, по-настоящему мало кто пользуется; большинство по-прежнему слушает то, что навязано им по другим каналам – но тем не менее. В итоге, количество хороших профессионалов, по-видимому, и в самом деле растет, если считать его в абсолютных величинах.

Вместе с тем, параллельно, причем опережающими темпами, сеть наводняют wannabe-новички, мало что умеющие и редко желающие всерьез учиться, но гораздо более заметные здесь, чем в оффлайне. Их присутствие порядком смазывает нарисованную выше радужную картину и возвращает общее впечатление от нее к обычному уровню.

Влияние интернета на мотивацию к работе довольно неоднозначное. С одной стороны, обилие информации при правильном ее употреблении может помочь точнее сформулировать собственные запросы и начать делать то, что действительно хочется (пусть даже это окажутся маргинальные вещи типа field recordings или какой-нибудь vaporwave).С другой – возможен и такой случай, когда радикально новый, неслыханный (вами) ранее стиль игры, который вы с друзьями изобрели на репетициях и исполнены по этому поводу самого пламенного энтузиазма, при проверке интернетом оказывается гитарным дроун-эмбиентом, придуманным за много лет до вас – и энтузиазм ваш предсказуемым образом несколько гаснет.С третьей – полезная информация в сети чем дальше, тем больше растворяется в мутном потоке user-generated контента, насколько бесконечном, настолько же утомительном и расслабляющем мозг. Одно из следствий этого растворения – то, что упомянутые выше безграничные музыкальные сокровища оказываются в большинстве своем никем не востребованы. Где-то в середине 2000-х годов возлагали надежды на концепцию "длинного хвоста", но теперь уже ясно, что она этих надежд не оправдала.С четвертой – плодами интернет-зависимости в ее нынешнем виде оказываются рассеянное внимание и мышление маленькими объемами, сплошь и рядом влияющие на практику длительного концентрированного волевого усилия (без которого ничего серьезного сделать невозможно) самым фатальным образом.С пятой – в какой-то момент все это начинает вызывать фрустрацию и отторжение; психогенная роль интернета в целом еще мало изучена, но про "off is new emotion" материалы уже публикуются вовсю.

Наконец, музыку как бизнес развитие интернета затронуло наиболее основательно. Та самая, комфортная для потребителя, возможность послушать (а если надо, то и скачать) любую музыку бесплатно, для индустрии обернулась в начале нового века если и не катастрофой, то серьезными неприятностями. Смерть физических носителей, закрытие магазинов, банкротство ритейлерских сетей – в течение нескольких лет подобные известия были постоянным новостным фоном. Цифровые продажи смогли скомпенсировать эти потери только в прошлом году, когда индустрия, после десятилетнего спада показала, наконец, небольшой (в доли процента) прирост.

Из-за длительного спада внимание крупных лейблов закономерно переключилось на тинейджеров – аудиторию, приносящую наибольший доход. Собственно, очередной расцвет подростковых групп начался еще в 90-е (достаточно назвать Spice Girls и Backstreet Boys – самые коммерчески успешные girls и boys band в истории), однако настоящий бум пришелся на следующее десятилетие. Суть дела, конечно, в том, что тинейджерам, помимо записей и концертов, можно дополнительно продать еще массу сопутствующего мерчандайза – и тем самым сгладить ущерб от провала в продажах дисков. One Direction, например, по словам CEO Sony Music Entertainment UK, сейчас представляют собой бизнес-империю стоимостью 50 миллионов долларов. Так что расцвет культуры "Disney Celebrities", рекордные цифры просмотра клипов Джастина Бибера и прочие казусы – в определенной (немалой) степени следствие того, что музыку стали меньше покупать и больше качать на халяву.

Наконец, спад в продажах записей привел к росту концертной активности. Последствия этого многообразны. Старики типа Deep Purple, к примеру, стали доезжать до России – не только потому, что появились деньги у людей, готовых прийти на их концерт, но и потому, что деньги понадобились им самим. Ситуация в целом, впрочем, прежняя – в США концертные туры по-прежнему поддерживают продажи альбома, а в России, наоборот, распространение альбомов, не обязательно путем продаж, служит фактически рекламой, а основной доход идет от концертов.

Антон Светличный.

Ваша корзина пуста