Назад к списку

Запись женского вокала. Часть 1. Подготовка к записи

Автор: Любовь Золотова

Запись пения является одним из самыхраспространенных видов работы звукорежиссера, поэтому он должен хоро-шо разбираться в вокальном исполнительстве и особенностях певческого голоса.Знание специфики вокала помогает звукоре-жиссеру общаться с исполнителем "на одномязыке", высказывать конкретные пожелания, чтобысовместно достичь наилучшего результата. Длявокалиста, особенно начинающего, запись встудии является стрессовой ситуацией, так какнет слушателей, чаще всего нет и аккомпаниру-ющего состава, акустика непривычна. 


Для звукорежиссера же этот процесс является одно-временно и самым сложным, и самыминтересным. Так как мастерство исполнителяособенно проявляется при студийной записи,то большинству вокалистов в студии требуетсячеловек, который его поймет, заступится за не-го перед продюсером, поддержит морально ипоможет добиться даже лучшего результата, чемпродюсер ожидает. И этот человек – звукорежиссер! Его важнейшей задачей является уста-новление взаимопонимания и полного дове-рия, и тогда перед исполнителем можно ставитьсамые сложные задачи и совместно добиватьсяжелаемого результата.

Выбор помещенияВ студийных условиях для записи вокалаобычно создается акустическая среда без ревер-берации. Для этого помещение должно бытьоформлено акустически правильно. Избавитьсяот реверберации можно, используя отдельныйвокальный бокс – специальную кабинку, обитую материалами, гасящими отражения, и позволяющую зафиксировать голос таким, какойон есть на самом деле. Преимущество такой за-писи состоит в том, что потом не придется за-ниматься сопряжением естественной и искус-ственной реверберации.

Если комната записи не имеет специальнойакустической обработки, следует минимизиро-вать ее влияние на звучание вокала. Микрофонвоспринимает не только прямой звук вокалиста, но и отражения. Поэтому очень важно про-странство за спиной у вокалиста. Влияние ком-наты можно уменьшить, если поставить микро-фон дальше от стен и студийного окна илирасположить звукопоглощающие щиты (экра-ны) сзади и по бокам от вокалиста и микрофонав студии.

Звукопоглощающий щит (экран) состоит изплотного деревянного каркаса, имеет две сто-роны. Одна выполнена из поглощающего мате-риала (ковролин, вата), другая – из отражающе-го (дерево, линолеум). При записи экранследует расположить за спиной вокалиста (таккак в ту сторону будет направлен микрофон) инаправить к нему поглощающей стороной.

Если необходимо подчеркнуть ревербера-цию (например, для спецэффекта), можно рас-положить основной микрофон на удалении отисточника или же поставить специально ещеодин. Но чаще всего добавляется искусственнаяреверберация, которая может быть стереофо-нической и придавать голосу дополнительнуюглубину и объем.

Также можно записывать голос, установивмикрофон в аппаратной (контрольной) комна-те. Это является необходимостью при записи вдомашних студиях, когда отсутствует изолиро-ванное вокальное помещение. Тем не менее, иизвестные исполнители, не могущие пожало-ваться на недостаток помещений в собствен-ных студиях или отсутствие персонала, любятпеть в аппаратной (например, Peter Gabriel иK.D. Lang).

Выбор микрофона 

Идеального вокального микрофона не сущес-твует. Каждый исполнитель, каждая песня, каж-дый жанр требуют индивидуального подхода.В любом случае выбор микрофона зависит отмножества факторов, таких как сила голоса, по-дача, специфика тембра, характер звучания, ма-нера исполнения, особенности строения голо-с о в о г о а п п а р а т а , н а л и ч и е д е ф е к т о в .В некоторых случаях на выбор микрофона мо-гут повлиять личные предпочтения исполнителей. Например, Джо Кокер в студии записывает-ся только в Shure Beta 58А, а Сергей Мазаев ("Мо-ральный кодекс") – в AKG C112.Если в наличии есть несколько микрофонов,полезно будет провести пробную запись вокала:разные микрофоны последовательно на нес-колько треков. При прослушивании звукоре-жиссеру станет понятно, какой из них большевсего соответствует голосу данного певца.

В профессиональных студиях для записи во-кала применяются самые дорогие конденсатор-ные модели из тех, которые есть в микрофон-ном парке. В зависимости от задачи, хорошихрезультатов можно добиться и с менее дороги-ми моделями, а иногда даже с динамическимимикрофонами.

Конденсаторные микрофоны 

При студийной записи сольного вокала в эс-традной музыке предпочтение в выборе отдает-ся конденсаторным микрофонам с большой ме-мбраной, расположенным близко ко рту.Конденсаторные микрофоны с малой мембра-ной дают менее окрашенный звук (особенно понизким частотам), который хорош при записибэк-вокалов. При этом ветрозащитный экран(поп-фильтр) желательно ставить всегда, разветолько кроме тех случаев, когда удается рабо-тать с самыми опытными и аккуратными вока-листами

Общепризнанные лидеры при записи сту-дийного вокала – микрофоны AKG C12 и NeumannU47. Часто используются для записи голо-са Neumann U 87, AKG C 414, Neumann TLM 193,Audio-Technica AT 4050. Выбор микрофоновпросто огромен, нередко используются ретро-модели, например Neumann 57.AKG С 414 проверен временем, звучит болееостро по сравнению с ламповыми микрофона-ми, но дает возможность показать как глубину,так и широту тембра

Neumann U47 и Telefunken помогут создать"старое" звучание.Neumann U67 дает настоящее тепло и полнотув средней части спектра.Neumann U87 – один из самых популярныхмикрофонов. Он универсален, хорошо передаетглубину и бархатистость голоса, но имеет ярковыраженную середину.Современный Neumann U 87A менее универ-сальный и более сухой, острый и жесткий позвучанию микрофон. Низкую составляющуюпередает меньше, а высокочастотную ярче и ос-трее. К тому же звучание этого микрофона име-ет слегка присвистывающий характер, что вряде случаев бывает весьма полезно, например,для подчеркивания тембра или когда не хватаетнеобходимой «сипотцы» в голосе. При техни-ческом сравнении обоих микрофонов в акусти-ческой лаборатории их частотные характерис-тики практически совпадают.

Ламповые микрофоны считаются одними излучших для записи вокала, так как придают го-лосу насыщенное и "теплое" звучание.Сейчас интерес к ламповым технологиямочень велик, причем фирмы-изготовители лам-повых микрофонов стараются воспроизвестиименно "старое ламповое" звучание, зачастуюиспользуя в своих приборах аналоги ламп соро-ковых годов и не менее "древние" типы транс-форматоров. Студийные ламповые микрофо-ны не сильно отличаются от своих прообразов40-х годов. До сих пор лучшей характеристикойсовременного микрофона является теплыйламповый звук.Neumann U 48. Из раритетных ламповых мик-рофонов он является не просто самым знамени-тым, но и самым универсальным.Neumann 57 – небольшой ламповый микро-фон, дает очень приятный естественный верх иплотную теплую середину.

Самые известные ленточные микрофоны –RCA 44 или RCA 77, передают человеческий го-лос теплым и живым, но имеет их далеко не каж-дая студия не только в России, но и в мире. Этимикрофоны очень дороги и хрупки, они не терпятдаже сильных перегрузок, не говоря уже о паде-нии. Как правило, в настоящее время ленточныемикрофоны чаще применяются для записи джа-зового вокала, однако такой микрофон может статьудачным выбором и при записи эстрадного пе-ния. Так как этот микрофон не очень чувстви-тельный, от исполнителя требуется хорошая во-кальная подача.

Как-то мне пришлось записывать группу, со-лист которой обладал резким и даже отчастигнусавым тембром голоса. Конденсаторный(Neumann TLM 103) и ламповый ("Октава" МКЛ4000) лишь подчеркнули эту особенность. Самаже песня располагала к более мягкому, близкому, спокойному и теплому звучанию основноговокала. Наилучшим решением оказался микро-фон "Октава" МЛ 52-02. Тембр смягчился, сталощутимо приятнее на слух, голос наполнилсятеплотой и мягкостью и при дальнейшем сведе-нии хорошо гармонировал с общим звучаниемтрека.

Динамические Shure SM57/58, Beta58A сталитрадиционными для живого исполнения. Какследствие, распространилось использование ихв студии с целью создания образа "концертно-го" звучания. Агрессивность вокала, например встиле "панк" или "рэп", отлично передается эти-ми микрофонами. Да и вокалист, работающий вподобных стилях, не может спокойно стоятьвозле дорогого сверхчувствительного микро-фона – ему требуется свобода движений, а аг-рессивное произнесение текста может привес-ти к «заплевыванию» и задуванию мембранымикрофона. При таких обстоятельствах дина-мический микрофон в руке вокалиста можетстать единственным приемлемым решением,так как характеризуется большей устойчи-востью к перегрузкам при близком расположе-нии к нему.Вокалисты с очень ярким тембром, мощнымголосом в динамический микрофон будут зву-чать плотнее, даже в Shure SM58. Кстати, многовокальных партий в альбоме "Bad" Майкл Джек-сон напел в динамический Shure SM57. Такжечасто применяются микрофоны Sennheiser MD421 и Electro-Voice RE 20. В связи с особен-ностью конструкции, эти микрофоны не оченьудобно держать в руке – рекомендуется распо-ложить их на стойке.

Важно правильно выбрать тип направленнос-ти микрофона. В большинстве небольших сту-дий чаще всего применяют микрофоны с кар-диоидными характеристиками благодаря ихспособности игнорировать нежелательные от-ражения от стен комнаты записи. Наиболее яр-кий и насыщенный тембр получается, если оськардиоидного микрофона направлена прямо врот исполнителю.

Также возможно использование круговых (не-направленных) микрофонов. Они звучат болеенатурально и менее окрашенно по сравнению скардиоидными, особенно если голос имеет тен-денцию к назальному (носовому) звучанию.В этом случае микрофон следует поместитьчуть ближе к вокалисту, что даст то же соотно-шение прямого и отраженного сигнала, но прилучшем общем качестве звучания.Двусторонненаправленный микрофон (вось-мерка) с тыльной стороны может восприниматьпервые (ранние) отражения от стен, что придастголосу дополнительный объем и эффект про-странственной обработки. Эти микрофоны редкоприменяемы, грамотнее их использовать на двухвокалистах или для записи бэк-вокала.

Вокал можно записать любым из существу-ющих способов записи как моно, так и стерео(XY, MS). Все стереосистемы направлены нарасширение голоса в рамках стереобазы. Голосзвучит шире, "жирнее", но здесь очень заметновлияние акустического пространства.

XY-технология. Микрофоны находятся стро-го один над другим, и оси их максимальной чув-ствительности по отношению друг к другу на-ходятся под углом 90° и направленыположительными сегментами под углом 45° квокалисту. Эта система интенсивностной стерео-фонии также легко реализуется с помощью сте-реофонического микрофона. Но для записи во-кала может быть выбран меньший уголсоотношения. При использовании технологииХY голос расширяется, становится более замет-ным влияние акустики помещения.

MS-технология. Этот способ сегодня не оченьпопулярен при записи эстрадного вокала и эс-традных групп, он достаточно эксперимента-лен и подходит в основном для записи акусти-ческих коллективов, а в современных пультахредко можно встретить суммарно-разностныйпреобразователь для MS-записи. MS-техноло-гию обычно применяют для записи музыкаль-ных коллективов малого и среднего состава, вкоторых центральное место занимает вокалист(источник моносигнала), вокруг которого рас-положены музыканты. Фактически этот приемпозволяет "сфотографировать" звуковую карти-ну студийного пространства, точно зафиксиро-вать атмосферу акустического события. С ис-пользованием этой технологии были записаныв 50-60-х годах многие классические джазовыеколлективы, и эти записи звучат очень интерес-но даже по современным меркам

Особенность MS-записи состоит в том, чтодля нее не подходит полностью заглушенноепомещение. Наоборот, необходимо, чтобы залимел свое звучание.В 2002 году на студии "Мосфильм" звукоре-жиссером Владимиром Овчинниковым и про-дюсером Олегом Нестеровым по MS-техноло-гии была сделана запись группы"Хоронько-оркестр" (альбом "Страшные пес-ни"). Особенность такого способа заключаетсяв том, что баланс записи зависит от самих ис-полнителей и правильного их расположенияотносительно стереосистемы.Но все же более распространенной и привыч-ной является монозапись, так как вокал – этоточечный источник звука и обладает узкой направленностью.

При записи вокала всегда стоит использоватьветрозащитный экран ("поп-фильтр"). Это пре-дохраняет от взрывных звуков (по-английски"pop"), возникающих при неаккуратном произ-несении твердых согласных "п", "б", с которымипрактически невозможно бороться во время микширования. Кроме того, экран позволяетудержать наиболее ретивых вокалистов от из-лишнего приближения к микрофону.

Также ветрозащита предохраняет мембранумикрофона от брызг слюны, из-за которой про-исходит окисление мембраны. Но и сам защит-ный экран тоже требует ухода и чистки от слю-н ы и г у б н о й п о м а д ы и с п о л н и т е л е й .К сожалению, бывают некачественные ветроза-щитные экраны, которые вносят изменение взвук. Широко используемые в концертной и ре-портажной практике поролоновые ветрозащи-ты в студии малоэффективны.

Выбор приборов обработки 

Есть два основных подхода к процессу записивообще:звук до записи не должен проходить допол-нительной обработки, кроме, возможно, ди-намической, например, компрессированияили лимитирования.возможна любая обработка звука всеми не-обходимыми средствами, включая эквали-зацию и реверберацию. Но этот способ тре-бует наличия достаточного практическогоопыта, так как при сведении последующаяобработка будет минимальной.

Компрессор в данном случае может использо-ваться и как средство для достижения художес-твенной цели, и как технический инструмент дляконтроля уровня. Если динамический диапазонголоса превышает диапазон аккомпанемента,или если куплет и припев песни сильно различа-ются по характеру, это приводит к постояннойпотере баланса – голос то выходит на первыйплан, то тонет в сопровождении. Избежать этогопоможет соответствующая техника работы вока-листа с микрофоном – отстранение на громкихнотах от рабочей поверхности микрофона либоприменение компрессора как предохранителя тракта от перегрузки. Мягкая компрессия вокала(примерно 2:1) во время записи может облегчитьжизнь звукорежиссеру, помогая голосу "не рас-твориться" в плотно аранжированном поп-миксе.Необходимо учитывать вариант, когда отдельныестрочки или фразы могут перепеваться на другойдень. Есть песни, в которых припев и куплет име-ют яркий динамический контраст – в этом случаенастройки компрессора должны различаться ивозможна последовательная запись сначала куп-летов, потом припевов. Компрессоры работаютлучше, имея дело с "живым" сигналом, чем с вос-произведенным с ленты, так как воспроизведен-ный сигнал не настолько силен и чист, как припередаче его непосредственно с микрофонногопредусилителя. Конечно, очень важно при этомне перекомпрессировать вокал на первой же ста-дии работы с ним.

По характеру звучания компрессоры можно раз-делить на два типа – окрашивающие и нейтральные.Их выбор зависит от характера звука, который не-обходимо получить. Например, для рок-вокала ско-рее подходит первый тип компрессора, с жесткойподачей и окраской (компрессоры dbx), тогда какдля классического и джазового вокала – нейтральнозвучащие (BSS, Focusrite).

При записи эквалайзер используется крайнередко, исключения составляют случаи, когда не-обходимо скорректировать заранее известнуюнелинейность микрофона или звукового тракта.Эквализация во время записи носит техничес-кий характер и заключается в устранении час-тотных «конфликтов» между инструментами,что приводит к эффекту слуховой маскировки.Следует проконтролировать, чтобы при записивокала эквалайзер всегда находился в выклю-ченном положении (обрезные фильтры не всчет). Эквалайзер при записи может быть ис-пользован для обрезки нежелательных частот,остальные же тембральные поиски должны ог-раничиться правильным выбором и постанов-кой микрофона. Конечно, есть моменты, когдаэквалайзер используется в креативных целях,но это чаще исключение, чем норма.В качестве спецэффекта вокал может быть за-писан через комбик, вокальный процессор, все-возможные гитарные эффекты или же вокаль-ный overdrive (например в роке). Чем "тяжелее"музыка, тем чаще используются вышеперечис-ленные способы записи. Это необходимо длялучшего слияния голоса с перегруженными гитарами.

Гейт и экспандер не принято использовать встудийной записи, ведь неточно отстроенный,он может испортить отличный дубль.Лимитер на голосе необходим при записитрансляции или телеэфира.

Ваша корзина пуста