Назад к списку

Творческие задачи мастеринга. Часть 2 

Техника частотной коррекции

В мастеринге, как правило, применяют два видаэквалайзеров – параметрический и шельфовый. Па-раметрический эквалайзер был изобретен Джор-джем Мессенбургом (George Massenburg Labs, GML) в1967 году. Это наиболее гибкий инструмент, имею-щий три регулятора: центральной частоты f0, уров-ня подъема частоты и ширины полосы. Для обозна-чения ширины полосы Width (Δf) чаще используютобратную величину – добротность Q, которая равнаQ = f0/Δf. Параметрический эквалайзер в мастерин-ге применяется довольно часто, так как позволяет сбольшой точностью вырезать "дефектные" частоты(например, резонанс баса). В то же время шельфовыеэквалайзеры в мастеринге более полезны, чем в све-дении, благодаря тому что позволяют уменьшать илиувеличивать уровень частот выше или ниже опреде-ленной величины.

Пологий спад звучит естественней и натуральнейкрутого, поэтому очень популярно Q, равное 0,6…0,7.Высокое Q параметрического эквалайзера использу-ется для "хирургических" задач, таких как удалениерезонансов или определенных частот в тональномшуме (то есть шуме, который имеет ярко выражен-ную тональную окраску).

В мастеринге в основном используются так назы-ваемые линейные эквалайзеры, то есть те, которыене изменяют фазового соотношения частот. Однойиз причин, по которым фазосдвигающие эквалай-зеры реже используются в мастеринге, является тотфакт, что они изменяют фазовое соотношение ча-стот, близких к частоте раздела, что приводит к из-менению переходных процессов. И это, соответ-ственно, оказывает влияние на звуковые планы фо-нограммы.


Лучше всего начинать коррекцию с громких ча-стей, так как пики в спектре аудиосигнала особеннослышны и неприятны в громких местах. Кроме того,опытные звукорежиссеры мастеринга советуют на-чинать работу над окраской звука с области среднихчастот, так как в ней сконцентрировано самое боль-шое количество инструментов.

В отличие от сведения, в мастеринге эквалайзериспользуется более сдержанно и скорее ювелирно.Как правило, это большое количество крошечныхизменений с разбросом не более 2…3 дБ.

Применение динамической коррекцииДинамический эквалайзер изменяет уровень опре-деленных частот в зависимости от динамики произ-ведения. Обычно регулятором Threshold выставляет-ся уровень, выше или ниже которого будет происхо-дить изменение тона. Динамический эквалайзер мо-жет быть использован для уменьшения шума, низко-частотного грохота и в качестве де-эссера. Благода-ря своей деликатности он очень полезен при работес классической музыкой.

Динамический эквалайзер может помочь улучшитьдетализацию, прозрачность, усилить пространствен-ную информацию, делая громче компоненты фоно-граммы, которые из-за своего низкого уровня маски-руются шумами. Таким эквалайзером можно доба-вить "теплоты" подъемом соответствующей областичастот. Часто в качестве динамического эквалайзераприменяют многополосные компрессоры. 

Далее мы рассмотрим некоторые частотные про-блемы фонограмм и способы их решения.

Контрастные зоны частотКонтрастные (противоположные) зоны частот об-ладают эффектом взаимовоздействия.Добавление низких частот делает звук глуше, "ват-нее", а уменьшение низких – ярче. Подъем частот вобласти 15…20 кГц сказывается на характере низкихи средних частот, делая звук в целом "тоньше". Легкиевырезы в низкой середине уменьшают "теплоту", по-хожий эффект происходит при добавлении частот взоне "презенса" (5 кГц). Жестко звучащие медные ин-струменты могут быть "смягчены" понижением уров-ня в области 6…8 кГц или добавлением на 250 Гц.

"Воздух" в фонограммеСамая верхняя область частот, воспринимаемаячеловеком, – так называемый диапазон "воздуха",12…20 кГц. Как было упомянуто ранее, излишнийподъем этих частот делает звук "жестче" и приближа-ет по плану инструменты, имеющие в своем спектрепреимущественно высокие частоты, такие как тарел-ки или шейкер. При подъеме или опускании частоточень важна так называемая кривая коррекции. Наи-более приятна и естественна на слух кривая Баксан-дала.

Можно воспроизвести этот тип кривой, используяпараметрический эквалайзер с размещением цен-тральной частоты на 20 кГц. Поскольку то, что происходит с частотами выше 20 кГц, длянас значения не имеет, результатом бу-дет плавное повышение уровня с увели-чением частоты.

Необходимо помнить, что при добав-лении частот "воздуха" будет страдатьдиапазон частот, отвечающий за "тепло-ту" (250 Гц). Кроме того, при добавлениивысоких частот такие инструменты, кактарелки, треугольник и тамбурин, ста-новятся громче, что, соответственно, нетолько изменяет музыкальный баланспроизведения, но и оказывает влияниена восприятие ритмической и мелоди-ческой составляющих фонограммы.

Низкочастотные и высокочастот-ные артефактыНа рис. 2 изображены фильтры низкихи высоких частот.Фильтр высоких частот (hi pass) при-меняется для борьбы с низкочастотнымгрохотом, ударами и схожими артефак-тами (в практике распространенной яв-ляется частота раздела 30 Гц). Фильтрнизких частот (low pass) иногда исполь-зуется для уменьшения шипения (напри-мер, магнитной ленты), однако, так какслух более чувствителен к области ча-стот в районе 3-4 кГц, ФНЧ лучше при-менять в сочетании с параметрическимэквалайзером и шумоподавителем.

"Слабый" басИспользование мониторов ближнегополя во время сведения часто являетсяпричиной проблем в области низких ча-стот – их либо слишком много, либо, на-против, мало. Если в фонограмме имеет-ся недостаток баса, то добавление уров-ня частот в районе 80 Гц может испра-вить ситуацию, но при этом сделать во-кал "грязным" или "мутным". В этом слу-чае необходимо попробовать умень-шить ширину полосы (увеличить зна-чение Q). Этого редко бывает достаточ-но для того, чтобы исправить ситуацию.Поэтому, если вокал просто становитсяболее "басовитым", можно попробоватькомпенсировать это добавлением часто-ты в районе 5 кГц.

"Слепые ноты"Иногда в басовой партии можновстретить "слепые" ноты, то есть от-дельные ноты, которые звучат тишеостальных. Как правило, причиной яв-ляется использование некачественныхмузыкальных инструментов. Можнопопробовать исправить ситуацию по-средством параметрического эквалай-зера с соответствующей высоте нотычастотой и подходящим значением Q.

Проблемы с сибилянтамиЧасто в уже сведенной фонограм-ме обнаруживается чрезмерное коли-чество шипящих согласных в вокале.В принципе, такой микс лучше отпра-вить на пересведение, но если такойвозможности нет, можно попробоватьвоспользоваться некоторыми приема-ми.

Лучший способ исправления дан-ной ситуации – это ручное понижениеуровня свистящих согласных в ауди-оредакторе, но этот подход довольнотрудоемок. Необходимо отыскать каж-дый звук, превышающий допустимыепределы, и только к нему применитькоррекцию или изменить его уровень.

Альтернативным способом являетсяприменение упоминавшейся ранее ди-намической коррекции (рис. 3). С по-мощью функции Monitor можно про-слушать только те частоты, которые за-трагиваются эквалайзером.

"Холодные" фонограммы и фонограммы сизбытком низкой середины ("коробочные")"Холодные" фонограммы – это фонограммы, в ко-торых имеется недостаток низкой середины, отвеча-ющей за "теплоту" звучания (120…350 Гц).Фонограммы, в которых частотная область "тепло-ты" излишне насыщенна, воспринимаются как име-ющие "коробочное", "бубнящее" и "мутное" звучание.В первом и во втором случае можно попытатьсяисправить ситуацию при помощи статической илидинамической эквализации в зоне "теплоты" в соче-тании с коррекцией частот "разборчивости".

Вокал "за тканью"Если в фонограмме вокал звучит так, как будто ис-полнитель во время записи располагался за тканью,то, очевидно, проблема кроется в недостатке "частотразборчивости" и "частот воздуха". Один из спосо-бов решения этой проблемы – применение пара-метрического эквалайзера с центральной частотойв районе от 2,0 до 3,8 кГц, средним значением "до-бротности", а также небольшим подъемом частот врайоне 15-16 кГц. Центральная частота в серединедиапазона должна соответствовать частоте верхнейформанты конкретного исполнителя. Добротностьподбирается тщательнейшим образом, дабы мини-мизировать вмешательство в тембр остальных ин-струментов, также находящихся в этой частотнойобласти.

Динамика фонограммы 

Макро- и микродинамика фонограммыДинамический диапазон – это разность между са-мым громким и самым тихим участками фонограм-мы. Динамический диапазон записей современ-ной поп-музыки составляет 6-10 дБ, а уровень тихихучастков, как правило, на 8-15 дБ ниже уровня са-мых громких. (Необходимо заметить, что в академи-ческой музыке продолжительность тихих участковзначительно больше).

Динамику фонограммы можно разделить на ма-кро- и микродинамику. Микродинамика – это пульсмузыки, ее выразительность. Макродинамика – эторазница (различие) в громкости между разными ча-стями произведения (например, вступление, куплет,припев). Устройства динамической обработки (такие,как компрессоры, экспандеры) – как правило, лучшийинструмент для работы с микродинамикой, а ручноеизменение с помощью фейдеров является основныминструментом для работы с макродинамикой.

При работе с динамикой эталоном для звукоре-жиссера должно быть живое выступление музыкан-тов, однако носитель аудио и условия прослушива-ния имеют ограничения динамического диапазона,поэтому звукорежиссер вынужден прибегать к егоуменьшению. Сжатие динамического диапазона мо-жет сделать фонограмму более "слитной", вытащить на поверхность тихие участки, которые могли быостаться незаметными.Опытный звукорежиссер знает, в каких случаяхнеобходимо прибегнуть к сжатию (уменьшению)динамического диапазона для лучшего восприятияфонограммы слушателем. Например, сразу послегромкого произведения, возможно, следует увели-чить на несколько децибел уровень тихого вступле-ния следующего трека. Но точно такое же тихое ме-сто в середине произведения, скорее всего, не нуж-дается в увеличении уровня. Наш слух адаптируетсяк уровню сигнала в течение определенного периода.В тихих участках чувствительность слуха выше и онне готов к восприятию громких участков.

Произведение будет звучать более захватывающе,если увеличить уровень определенных участков фо-нограммы. Главное – понять, где это действитель-но необходимо. Другой причиной увеличения ди-намического диапазона может быть восстановле-ние утраченной динамики фонограммы, чаще всеговызванной многократным применением динамиче-ской обработки или компрессией магнитной ленты.

Четыре способа изменения динамическогодиапазонаТермин "компрессия" используется для описаниядействий, связанных с уменьшением динамическо-го диапазона, а "экспандирование" – с его увеличе-нием. Существуют две разновидности каждого издвух этих действий: повышающая компрессия и по-нижающая компрессия, повышающее экспандиро-вание и понижающее экспандирование.Наиболее популярный вид динамической обработ-ки, делающий громкие участки тише, называется по-нижающей компрессией (на рис. 4 изображен ком-прессор). Лимитирование – особый случай понижа-ющей компрессии с очень высоким значением тако-го параметра, как коэффициент компрессии (Ratio).Далее термин "компрессия" будет использоваться дляобозначения именно понижающей компрессии.Повышающим экспандированием увеличиваютуровень громких участков. Такие устройства в уме-лых руках могут применяться для увеличения музы-кальной выразительности или для восстановленияпотерянной динамики (например, при перекомпрес-сии фонограмм). Понижающее экспандирование яв-ляется наиболее популярным способом увеличениядинамического диапазона, с помощью которого ти-хие участки делают еще тише (на рис. 5 изображенпонижающий экспандер). Понижающие экспандерычасто используют в целях шумоподавления. По сути,всем известный гейт является экспандером с беско-нечно высоким значением параметра Ratio.  

Ваша корзина пуста