Назад к списку

История студийного мониторинга

Вялов В.

 «Все началось, когда BBC нашла способ продавать радиоприемники» - Алан Шоу - изобре-татель, «Харбет Аудио» (Alan Shaw, Harbeth Audio Ltd.)

Во времена, когда многие изобретатели позапрошлого века бились в по-пытках записать и воспроизвести звук, первостепенной задачей было создать устройство, которое можно было бы собирать в промышленных масштабах. Акустические системы создавались, совершенствовались, но практического смысла в разработке отдельных акустических систем для контроля записанных фонограмм пока еще не было.

Почти 100 лет назад, несколько инженеров в Исследовательском отделе Би-би-си (British Broadcasting Company была создана в 1922 консорциумом производителей бытовых радиоприемников) задумали и предприняли самый всесторонний и длительный проект исследования громкоговорителей в мире. Их вклад становления стандарта высококачественных динамиков остается огромным. Электронная вакуумная лампа, в которой электронная эмиссия производится за счет нагрева электрода, вошедшая в производство, открыла совершенно новый и прибыльный рынок для внутренних развлечений. Чтобы способствовать продажам приемников, компания обеспечила радиопередачу широкой общедоступной привлекательности.

Техническое руководство BBC состояло из инженеров аппаратного обеспечения, которые из ничего создали сеть студий и радиопередатчиков, расположившихся по всей Великобритании. Они разработали технологию передачи и приема на обоих концах аудио цепи в промышленных масштабах и стали пионерами аудио производства, которые справедливо устанавливали широковещательные технические нормы в мире.

На тот момент уже было достаточное количество компаний, занимающихся производством акустических систем, таких как JBL, Jensen Tone, Tannoy (многие из них работают по сей день), но когда сеть студий BBC была создана, каждой вещательной контрольной комнате нужен был хотя бы один (моно) громкоговоритель таких технических показателей, как лучший бытовый громкоговоритель. Быстрое расширение студийной сети BBC создало спрос на сотни студийных динамиков. Перейдем к рассмотрению некоторых моделей.

Долгое время динамики от Rice-Kellogg, смонтированные в подходящем корпусе, были стандартом мониторных систем на BBC и оставались в экплуатации в течение демятилетий В первые годы индустрии звукозаписи студийные мониторы использовались в основном для выявления шумовых помех и очевидных технических проблем, а не для художественной оценки исполнения и записи. Воспроизведение через мониторы использовалось просто для проверки технических недостатков фонограмм. С повышением опыта прослушивания, и, возможно, от различных улучшений по всей аудио цепи, появилась большая потребность в студийных мониторах с более широкой частотной пропускной способность.


Почти одновременно работы по созданию электродинамических громко-говорителей велись и в СССР. В 1923 году в Петрограде был создан Институт радиовещательного приема и акустики (ИРПА). С первых дней создания в ИРПА проводились разработки громкоговорителей. В 1926 году был создан электромагнитный громкоговоритель "Рекорд" и электромагнитный рупорный уличный громкоговоритель ТМ, который начали выпускать на заводе им. Кулакова. В 1929 году А. А. Харкевич и К. А. Ламагин разработали в ИРПА первый образец динамического громкоговорителя (прямого излучения и рупорного), производство которых было начато в 1931 году на заводе им. Козицкого и на Киевском радиозавод.

Многие работы советских ученых в области теории и расчета электроди-намических громкоговорителей намного опередили аналогичные работы, проводимые в зарубежных странах. Но для СССР это скорее была гонка технологий, а не возможность практического введения акустических систем в контрольные комнаты студий звукозаписи, поэтому в производстве громкоговорителей, действительно расценивающихся как студийные мониторы, не было, а первые студии звукозаписи СССР «Мелодия» и «Мосфильм» были оборудованы мониторами зарубежной фирмы «Tannoy».

Первым высококачественным громкоговорителем, разработанным специ-ально в качестве студийного монитора, стал Altec Lansing Duplex 604 (рис. 1.2) в 1944 году. Эта акустическая система с коаксиальным динамиком стала отраслевым стандартом в Соединенных Штатах в 1950- и 60-х годах и оставалась в непрерывном производстве до 1998 года. Также была разработана версия Iconic, которая широко использовалась как студийный монитор для киноиндустрии. В Великобритании Tannoy представила свой собственный коаксиальный динамик - Dual Concentric, взявший на себя ту же опорную роль в Европе, что и Altec 604 в США.

Наиболее стремительный период в развитии акустических систем прихо-дится на 1970 - 1985 годы, когда ведущие производители устраивали настоящее соревнование технологий. В 1972 году компания Sansui представляет первую колонку SF1 с 360-градусным излучением звука. Свой ответ тут же дает и японский производитель Pioneer, презентуя модель CS-3000 с использованием купольных динамиков. Благодаря рупору с неординарной конструкцией и захвату излучения с тыльной стороны диффузора, небольшая колонка Victor FB-5-2 позволяет озвучить стандартное жилое помещение, потребляя всего 1 Вт. Первый громкоговоритель с действительно внушительным басом (нижняя частота воспроизведения около 20 Гц) выходит в 1973 году.

Год спустя на рынок выходит одна из самых популярных колонок за всю истории существования индустрии - компания Yamaha презентует акустическую систему NS 1000. Используя при производстве диффузоров бериллий, японские инженеры сумели превзойти представленные на рынке головки практически по всем характеристикам. В марте 1975 года на пресс-конференции в Токио демонстрируется трехполосная АС Technics SB-7000 – бестселлер своего времени.

Эксперименты в области создания акустических систем могут продол-жаться бесконечно долго, но для звукорежиссеров эта «золотая эпоха» обернулась большими переменами: все обилие акустических систем, хлынувшее на мировой рынок в этот период, пошатнуло «вес» бессменных стандартов мониторных акустических систем во всем мире. Используемые АС уже не казались чем-то сверхточным, когда на рынок вышло оборудование класса Hi-Fi , не уступающее по характеристикам, но при этом гораздо меньших размеров.

Исторически сложилось, что в то же время понятие «звукорежиссер» в зарубежных странах утратило свое былое значение - многие инженеры уходили из конкретных студий и становились независимыми, арендуя студии звукозаписи там, где это необходимо. Они записывали и сводили на неизвестной территории вдали от дома и всегда стремились приехать обратно, чтобы послушать результаты на том оборудовании, к которому привыкли. Использовать при записи группы с утра основные мониторы Tannoy, а ближе к вечеру прослушивать записанный материал для сведения уже в другой студии, где используются JBL - доверять услышанному уже было сложно. Выход был найден почти сразу - звукорежиссеры начали возить с собой пару досконально изученных небольших мониторов, которые позже были названы «мониторами ближнего поля».


Ваша корзина пуста