Назад к списку

Heavy metal. История развития стиля

Лилиана Хаирова.

Первым направлением металла был классический heavy metal. Проис-хождение термина heavy metal (с англ. – «тяжёлый металл») в музыкальном контексте не совсем ясно. Это словосочетание на протяжении веков использо-валось в химии и металлургии. Так, периодическая таблица Менделеева делит химические элементы на лёгкие и тяжелые. Уильям С. Берроуз был одним из первых, кто использовал данный термин в современной массовой культуре. В его романе 1962 года «Мягкая машина» есть персонаж, известный как Uranian Willy, the Heavy Metal Kid. В своём следующем романе «Нова Экспресс» (1964) он развивает эту тему, используя термин heavy metal как метафору сильных наркотиков. Под впечатлением романов Берроуза данный термин был впервые использован в отношении музыки, став частью названия альбома «Featuring the Human Host and the Heavy Metal Kids» (1967) группы Hapshash and the Coloured Coat. Позднее данное понятие также было использовано Сэнди Перлманом для характеристики альбома «The Notorious Byrd Brothers» группы The Byrds. 

Ян Крист, специалист по истории музыки, упоминает, что компоненты данного термина использовались среди сторонников движения хиппи: «heavy» – для обозначения чего-то сильного и глубокого, «metal» - как определённый тип настроения, ассоциативно напоминающий металл.


 Первое докумен-тальное использование данного выражения для описания стиля рок-музыки появилось 11 мая 1968 года в журнале «Rolling Stone»: писатель Барри Гиф-форд сказал в отношении альбома «A Long Time Comin'» группы Electric Flag следующее: «Это новая соул-музыка, синтез белого блюза и хэви-метал рока». В январе 1970 года один из журналистов, для характеристики звука альбома «Led Zeppelin II» в газете «The Village Voice» также употребляет слово «heavy». На протяжении 1970-х годов термин heavy metal часто используется музыкальными критиками: для Джона Рокуэлла «heavy metal» - это «жёсткая, агрессивная музыка, исполняемая в основном для умов, омрачённых наркоти-ками». Гизер Батлер, музыкант группы «Black Sabbath» уточняет: «Нас про-звали «металлической» группой, и сначала это было для нас неприятно. Я помню, как вначале 70-х мы дали концерт, и один критик опубликовал раз-громный отчёт, написав в нём, что это не музыка вообще, и даже не тяжёлый рок, что это похоже на скрежет груды тяжёлого металла, а не музыку. В итоге это определение прижилось».

Характерный гитарный звук стиля metal, построенный на искажённых тяжёлых риффах и мощных аккордах, начал формирование в 1950-годах в Мемфисе, когда блюзовые гитаристы, такие как Джо Хилл Льюис (Joe Hill Louis), Вилли Джонсон (Willie Johnson) и Пат Хэйр (Pat Hare), стали извлекать сухой, более свирепый звук из своих электрических гитар. Однако сам стиль стал развиваться в середине 1960-х годов. Американский блюз оказал большое влияние на британских рокеров того времени. Группы, подобные The Rolling Stones и The Yardbirds, стали исполнять классические блюзовые песни, но в более быстром темпе. Они начали использовать мощный, громкий и искажён-ный гитарный звук, преуспели в экспериментах с фидбэком . Барабанщики, в свою очередь, стали играть более тяжело и усиленно, чтобы быть услышан-ными на фоне повышенной громкости гитар. Вокалисты также модифициро-вали технику пения, чтобы быть мощнее. Таким образом, рок-группы шли по пути «утяжеления» звука, руководствуясь принципом «больше – громче – мощнее».

В 70-е годы термин «хэви-метал» применялся для обозначения любых громких «хард-рок» групп, и до появления «Новой волны» британского «хэви-метала», куда вошли группы Motörhead, Judas Priest, Iron Maiden, Saxon и Def Leppard, слова «хэви-метал» и «хард-рок» использовались как взаимозаменяе-мые. Такие «хард-рок» группы как Black Sabbath, AC/DC, Deep Purple, The Jimi Hendriix Experience, Led Zeppelin, Kiss, считаются «пионерами» металла.

В 1980-х годах «глэм-метал» стал коммерчески успешным с появлением групп Mötley Crue и Poison. В это время получили развитие более агрессивные стили heavy metal: «трэш-метал», «дэт-метал», «блэк-метал», «пауэр-метал», «дум-метал» и «готик-метал». «Трэш-метал» «влился» в мейнстрим с появле-нием групп Metallica, Megadeath, Slayer и Anthrax, в то время как другие под-жанры металла по-прежнему оставались элементом субкультуры.

Под впечатлением музыки групп Judas Priest и Iron Maiden стала фор-мироваться отечественная металл сцена. В 1985 году образовалась группа Ария – одна из самых знаменитых русских рок-групп, определившая развитие металла в России. На её основе были созданы такие известные группы как Кипелов, Мастер, Артерия.

Появление номинации «Best Metal Performance» в 1989 году знаменитой музыкальной премии Grammy свидетельствует о растущей популярности дан-ного стиля. В середине 1990-х годов количество поклонников музыки metal возросло благодаря формированию «грув-метала» (Pantera) и «ню-метала» (Slipknot, Korn). В настоящее время металл продолжает развиваться, соединяя самые разные музыкальные стили и направления. Однако классические ме-талл-альбомы по-прежнему остаются эталоном для современных «металличе-ских» групп 

Ваша корзина пуста